Обещанное восстановление. Православная электронная библиотека Ранние годы жизни

Ириней, епископ лионский - отец церкви II века; родился около 130 года в Малой Азии, был учеником престарелого Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна, между которыми был и Папий Иерапольский. Как видно из творений святого Иринея, он хорошо был знаком и с греческой поэзией, и философией. Во время смерти Поликарпа (около 155 г.) Ирин. был в Риме. Во время гонений на христиан в Лионе и Виенне Ирин. был пресвитером при епископе Пофине и отвозил в Рим послание исповедников к епископу Елевферию. В этом послании Ирин. восхвалялся как ревнитель завета Христова. Возвратясь из Рима, он после мученической кончины Пофина сделался его преемником. Деятельность его не ограничивалась Лионом, который он успел весь сделать христианским, а простиралась на всю Галлию, даже на всю церковь. Когда римский епископ Виктор I (см. Энц. III, 468-469) своей неразумной настойчивостью грозил произвести разделение восточных и западных христиан из-за вопроса о времени празднования Пасхи, Ириней своим влиянием успел предотвратить готовящийся раскол, хотя сам он считал римскую практику правильной. Ревностно и успешно защищал он единство веры и апостольского предания против проникавших в Галлию восточных гностиков и подготовил себе преемника для этой борьбы в лице Ипполита Римского. Во время гонения Септимия Севера в 202 году Ирин. умер мученической смертью вместе со многими членами своей паствы. Православная церковь празднует его память 23 августа, римско-католическая - 28 июня. Важнейшее произведение Ирин.: «Обличение и опровержение лжеименного знания», по примеру Евсевия и Иеронима называемое обыкновенно сокращенно: «Против ересей» (adversus haereses). Это сочинение написано было на греческом языке, но от первоначального текста сохранились лишь отрывки у восточных церковных писателей. Сохранившая латинский перевод, представляющий буквальное переложение греческого текста, сделан был по-видимому уже при Тертуллиане. Написано это сочинение по просьбе какого-то друга Иринея, желавшего узнать таинственное учение Валентиниана и способы его опровержения. Исполняя его просьбу, Ирин. в первой книге дает разъяснение этого таинственного учения, во второй - его опровержение. Излагая учение гностиков в первой книге, Ирин. рассматривает их происхождение, взаимное отношение, сопоставляет их с истинным церковным учением и приходит к выводу, что само изложение этих заблуждений есть уже и опровержение их. Во второй книге Ирин. обличает гностиков путем диалектически-философским, главным образом чрез раскрытие того внутреннего противоречия, в каком стоят между собой различные положения их системы. Здесь Ириней рассматривает гностическое учение о Боге, о происхождении мира, об эонах, указывает на отсутствие у них чудес, на их безнравственность, опровергает учение некоторых гностиков о переселении душ и в заключение раскрывает ту мысль, что различные имена Божии в Священном Писании свидетельствуют не о множестве богов, а о беспредельном совершенстве Бога. Но по окончании второй книги ему показалось необходимым дополнить диалектически-философское опровержение гносиса свидетельствами Священного Писания. Для этого святым Иринеем написаны еще три книги. В третьей книге он опровергает еретиков данными, заимствованными из писаний апостолов и церковного предания, и предпосылает этому опровержению учение о Священном Писании и церковном предании, об их взаимном отношении и о значениий их; в четвертой опровергает их изречениями самого Господа и пророков и защищает свободу человеческой воли; содержание пятой книги составляют преимущественно эсхатологические вопросы. Ириней доказывает воскресение плоти, подробно описывает царствование антихриста и определяет порядок событий при кончине мира. Время существования мира он определяет в 6000 лет, по числу дней творения и, отвергая мысль о немедленном после смерти лицезрении праведниками Бога, утверждает, что праведные отходят в особое место до воскресения праведных, в котором они воспримут свои тела и будут со Христом царствовать на земле, живя блаженно до всеобщего суда. После суда праведники получат блаженство сообразно их жизни, одни в небесном царстве, другие в раю, иные в обыкновенном Иерусалиме. Это творение святого Иринея ставит его в ряд самых выдающихся отцов церкви. «Ириней, пишет Цан (Herzog, R. Е., 2 Aufl., В. IX, S. 410), есть первый из церковных писателей после апостольского времени, которому приличествует наименование богослова. По его гармоническому, проникающему в самые основы христианства, мировоззрению, его можно сравнивать лишь с Августином и Оригеном. Но он превосходит их чистотой своего учения от всякого постороннего влияния». Как полемист, он отличается прямотой и силой аргументаций, обилием и умелым подбором доказательств, уменьем выяснять темные положения и подмечать слабые стороны противника. Как догматист, он впервые определенно и полно формулировал церковное учение о Священном Писании и святом предании и на основании этих двух источников раскрыл почти все важнейшие догматы, не уклоняясь в существенном от церковного учения. Благодаря своим достоинствам это творение святого Иринея было широко распространено и на Востоке, и на Западе. Оно цитуется почти всеми древними церковными писателями (Тертуллиан, Киприан, Евсевий, Василий Великий, Епифаний, Августин и др.), вследствие чего подлинность его стоит вне всякого сомнения, тем более, что она подтверждается и внутренними признаками - соответствием дошедшим до нас сведениям о жизни и личности Иринея. Время написания этого творения определяется упоминанием Елевферия (174 - 189), как последнего римского епископа. Источником сведений о гностиках для Ирин. было прежде всего личное знакомство его с еретиками. Пользовался он и сочинениями как самих еретиков, так и православных полемистов против них. Из книг Св. Писания он не упоминает только о посланий Иуды, третьего Иоанна и к Филимону. Свидетелями апостольского предания являются у него малоазийские пресвитеры и сочинения Папия, Игнатия Богоносца (посл. к Римл.), Поликарпа и Иустина (против Маркиона и первая апология). Остальные сочинения Ирин. известны лишь в отрывках или даже только по имени. Так Евсевий (Церк. ист., V, 24) приводит отрывки из «Послания римскому епископу Виктору», в котором Ирин. убеждает Виктора не производить разделения церквей из-за вопроса о времени празднования Пасхи. Об этом же послании упоминает и Максим Исповедник в VII слове о милостыне. Упоминает также Евсевий (V, 15, 20) о послании Ирин. «О схизме» к Власту, распространявшему в Риме свое учение, что Пасха должна совершаться по закону Моисея в 14 день месяца, и о посланиях «О единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла» и «Об осмерице», т. е. эонов, к Флорину, бывшему ученику Поликарпа, пресвитеру, низложенному за распространение гностицизма в Риме. Евсевий же (V, 26) и Иероним (De vir. ill. 35) говорят, что у Иринея есть еще весьма краткое «Слово против еллинов о познании» и другое «Слово к Маркиону в доказательство апостольской проповеди». Есть также у него «Книга разных рассуждений», по мнению большинства исследователей - сборник проповедей, первый по времени в истории христианской проповеди. Святой Ириней имел намерение писать особое сочинение против Маркиона на основании его собственных книг («Против ер.» I, 27, 4; III, 12, 12), и Евсевий (ІV, 25) говорит, что он писал против Маркиона, но не упоминает, в особом ли сочинении, или в сочинении «Против ересей». Св. Максим Исповедник приводит отрывок о творческой воле Бoгa из «Слов о вере к диакону виеннскому Димитрию» св. Иринея. В приписываемых св. Иустину «Вопросах и ответах православным» есть ссылка на «Слово о пасхе» св. Иринея, в котором обычай не преклонять колен в день воскресный и в пятидесятницу возводится к апостолам. Собрано еще более 50 отрывков, надписанных именем св. Иринея, но подлинность их доказать трудно.

Литература. Перечисление иностранных изданий и литературы см. в цитованной статье Цана; русский перевод прот. П. Преображенского в приложении к «Православному Обозрению» за 1868-1871 гг. и отдельно - Москва 1871 год, Спб. 1900 (отзывы о переводе см. «Церк. Вед.» № 11, 1900; «Хр. Чтение», февраль 1901); Филарет, «Историческое учение», §§ 48-50; А. М. Иванцов-Платонов, «Ереси трех первых веков христианства», М. 1877 г.; «Православный Собеседник» 1874 г.; Ф. В. Фаррар «Жизнь и труды святых отцов и учителей церкви», пер. А. П. Лопухина, т. I, 62-83.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 1018. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

(† кон. II в.)

Путь к пастырству

О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.

С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.

По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым , другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди , апостольских чудес.

Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).

По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.

Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.

Участие в полемике о Пасхе

Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.

Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римском епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.

Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же , хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.

При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.

В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.

Творческое наследие

От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: , . Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.

Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.

С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Откровение 1:20

(ок.130г. - ок.200 г.)

«По Своей бесконечной любви Христос сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте».

Иринея Лионского называют западным отцом Церкви, отстаивавшем истинное Христианство перед лицом различных еретических учений и гностицизма. Он принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за Мужами Апостольскими. Применяя данные нам Богом правила для выбора посланника для каждого периода, мы, не колеблясь, заявляем, что на позицию посланника Смирнского периода церкви был поставлен Господом Ириней.

Ранние годы жизни

Исторические памятники не дают определенных указаний ни о месте, ни о времени рождения епископа Лионского. Более вероятно мнение, что он родился во второй четверти II-го века, около 130 г. по Р. Хр. Ириней происхождения греческого, родился в Малой Азии, в Смирне, в западной части сегодняшней Турции — где жил и действовал славный Поликарп. Еще в отроческом возрасте он был приведен своими христианскими родителями к престарелому мужу апостольскому. О последнем обстоятельстве Ириней в позднейшие годы своей жизни передает свое воспоминание в живых и трогательных словах.

Кроме св. Поликарпа Ириней знал и других мужей, обращавшихся с апостолами: он слышал их слова и видел их дела. Живя в Смирне, славившейся тогда просвещением, Ириней с ранних нор познакомился с произведениями греческиx поэтов и хорошо изучил философские системы греков, и особенно сочинения Платона

Поликарп

У Иринея была особая связь с апостольской эпохой. Он лично слышал проповеди Поликарпа Смирнского, который не только являл собой образец христианской веры и мученичества, но и сопровождал Иоанна, Филиппа и других апостолов в их странствиях. « По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

“Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа“ - обращается Ириней к своему другу Флорину -...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы с народом, его дружеское общение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа - то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже благий! До какого времени сохранил Ты меня, что я должен переносить это?» И потом ушел бы из того места, где сидя или стоя, слышал такие речи!

Нет сомнений, что, сидя у ног этого великого мужа, Ириней научился христианской благодати, которая потоком устремилась из его посвящённой жизни, ибо Поликарп был воистину одним из прославленных святых всех веков, когда мы смотрим на него, стоящего во свете безупречной жизни. Поликарп был учеником апостола Иоанна и лично им был рукоположен на служение в последние годы жизни апостола. Поликарп сидел у ног Иоанна Богослова и внимал его учению. Ириней сообщает, что именно апостолы назначили Поликарпа епископом Смирнским. Тогда Поликарп был молодым человеком, во времена же Марка Аврелия он был глубоким старцем. В 155 году Поликарп был приглашен в Рим Папой Римским Аникитой для того, чтобы обсудить с ним волновавший тогда Церковь спорный вопрос о дне празднования Пасхи. Спорящие так и не пришли ни к какому согласию, хотя расстались полюбовно, церковного разрыва не произошло, несмотря на всю остроту этого спора. Очень скоро после возвращения в Смирну Поликарп пострадал за Христа. Арестован он был в Малой Азии и публично сожжен на костре в 166 году. Будучи приведенным на суд, Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Тогда его насквозь пронзили мечом. Внезапно вода хлынула из его пронзённого бока, заглушая пламя. Действительно, все увидели, как из его груди вышел дух в виде белого голубя, удаляясь от него.

К этому великому свидетельству надо добавить, что Поликарп не воинствовал против системы николаитства, он сам примкнул к организации, не сознавая, что это желание общения, и то, что казалось хорошим планом способствовать делу Божьему, на самом деле было вражеской уловкой.

Ириней — епископ Лионский

Достигши зрелых лет, Ириней отправился с востока на запад в Галлию (нынешнюю Францию), он был послан туда св. Поликарпом для распространения христианства. Здесь в Лионе была в то время цветущая христианская церковь, во главе которой был епископ Пофин. Ириней ревностно и с успехом для дела христианства подвизался в пределах Лионской церкви и помогал своему престарелому епископу в исполнении его трудного служения.

В 177 году началось сильное гонение на христиан и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин, который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов. Ириней был избран на его место в епископа Лионского.

В сане епископа первою заботою Иринея было залечить раны, нанесенные лионской церкви страшным гонением, облегчить участь пострадавших от него, утешить тех, кто оплакивал смерть близких людей. Стараясь о распространении веры Христовой между язычниками, он —по словам Григория Турского — «в короткое время почти весь город сделал христианским». По преданию, сохранившемуся в мученических актах, он посылал для проповеди Евангелия некоторых из своих пресвитеров и диаконов и в отдаленнейшие части Галлии — Безансон и Валенсию.

Особенно благотворное, достойное своего имени, влияние оказал Ириней в споре о дне празднования Пасхи между римским епископом Виктором и азийскими церквями. Чуждый христианской терпимости, римский епископ Виктор решился положить конец разности. Он потребовал безусловного согласия малоазийских церквей с обычаем римской церкви, и грозил отлучить не соглашавшихся от церковного общения. Такой поступок Виктора вызвал осуждение со стороны многих епископов, как восточных, так и западных, хотя они держались мнения и обычая защищаемого Виктором. В числе других и Ириней от лица галльских христиан написал послание к Виктору, в котором предупреждал, что если Виктор будет продолжать двигаться в таком русле, то это разорвет церковь на куски. В 190 или 191году Ириней посетил Рим, чтобы встретиться с Виктором, который получил и принял его упреки. Ириней, миротворец по имени, был миротворец и по нраву.

Ириней жил недолго после восстановления мира. Григорий Турский передает, что он погиб смертью мученика в гонение императора Септ. Севера (около 202г.)

Против ересей

Но более известна нам другого рода деятельность лионского епископа. Ириней был одним из первых учителей Церкви, изложившим свои идеи в систематической форме. Издавна существовавшие близкие и легкие сношения между Малой Азией и Галлиею привели немало лжеучителей и на берега Роны. Видя опасность, какой подвергались люди простодушные и тщеславные, Ириней принял деятельные меры против распространявшихся лжеучений: устно и письменно он старался обличать их нелепости и обратить заблудившихся к здравой вере и истинно христианской жизни. Плодом его многолетней пастырской деятельности остались "Опровержение и победа над мнимым гнозисом" или "Против ересей", и "Доказательство апостольской проповеди". Все остальные его труды имеются лишь во фрагментах. Простирая свою заботливость за пределы своей паствы, он писал послания к римским пресвитерам Власту и Флорину для обращения их от заблуждения.

Книга "Против ересей" посвящена полемике с гностиками и маркионами, которые в годы епископства Иринея представляли собой наиболее серьезную опасность для христианства.

Гностици?зм (gnosis — «знание, познание, познавание»)— религиозное направление, включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гнозиса. Гностицизм состоит из многих систем веры, которые объединили элементы, взятые от азиатских, вавилонских, египетских, греческих и сирийских языческих религий, из астрологии, также из иудаизма и христианства.

Истины, которые отстаивал Ириней

Ириней доказывал, что Ветхий Завет и Новый Завет представляют собой единое целое , связанное цепью Откровений.

Бог обоих Заветов - один и тот же Бог . "Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы, - писал он, - никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог. И тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин - Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать"

Самое же достоверное и прочное учение отражено лишь в четырех истинных Евангелиях - так учил Ириней в противовес многочисленным возникшим тогда посланиям и евангелиям, так же доказывая, что все они написаны не во времена апостолов, а сравнительно недавно. "Матфей, - пишет Ириней, - издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия. Марк, ученик и переводчик Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время своего пребывания в Эфесе Азийском"

У него было также ясное понимание в вопросе о Божестве . И поскольку он был учеником Поликарпа, который в свою очередь был учеником святого Иоанна, мы доподлинно знаем, что у него было совершенное учение, насколько это возможно, по этому предмету. "Все другие выражения также выявляют титул одного и того же самого существа, - Господь Силы, Господь, Отец всего, Бог Всемогущий, Всевышний, Творец, Создатель и подобные этому - это имена и звания не преемственности различных существ, но одного и того же самого". Он ясно указал, что это не что иное, как титулы, такие, как Шаронская Роза, Яркая и Утренняя Звезда, Прекраснейший из Тысяч и т.д. Это не кто иной, как ОДИН Бог. Его Имя - Господь Иисус Христос.

Основная мысль Иринея заключается в очень простом утверждении, которое мы можем прочесть в начале Евангелия от Иоанна: “Слово стало плотью” . “Единственный истинный и верный Учитель, Слово Божие, наш Господь Иисус Христос по Своей бесконечной любви сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте”

Ириней Лионский учил, что мир был специально создан Богом, как трудное место испытания, где человеческие существа вынуждены принимать нравственные решения. Ириней сравнивает смерть с китом, который проглотил Иону: только в глубине чрева кита Иона мог обратиться к Богу и действовать в соответствии с Божественной волей. Аналогичным образом смерть и страдания являются злом, но без них мы никогда не могли бы прийти к познанию Бога.

Насчет церквей, следовавших еретическим учениям, Ириней категорично заявлял, что они бессильны и не обладают и даже отвергают духовные дары - они не могут ни дать слепому зрение, ни глухому слух, ни изгнать любой вид демонов - за исключением тех, которые переходят сами по себе. Не могут они принести исцеление ни немощному, ни хромому, ни парализованному или страдающему любой другой болезнью. Они далеки от того чтобы воскрешать мертвых - как это делал Господь и апостолы через молитву, и как это уже часто делается в братстве или по необходимости - всей Церковью, когда после поста и молитвы святых дух покойника возвращается. Они даже не считают, что это возможно!

В заключение

Ириней воинствовал против организации в любой форме. Так же жизнь его служения Господу - это история ярких примеров проявления Святого Духа; Слово преподавалось с необычайной ясностью и чистотой, в согласованности с изначальными наставлениями. Его церкви во Франции были известны наличием даров Духа, святые говорили на иных языках, пророчествовали, молитвой веры поднимали мёртвых и исцеляли больных. Он видел опасность любого рода организованного братства среди пресвитеров, пасторов и т.д. Он твердо стоял за сплочённую, наполненную Духом, проявляющую дары поместную церковь. И он был в чести у Бога, ибо сила Божья проявлялась среди святых.

Одну замечательную фразу Иринея часто цитируют: «Жизнь в человеке - это слава Божия; жизнь человека заключается в том, чтобы видеть Бога».

Строгая приверженность Иринея Слову, его удивительное понимание Писания и присутствие в его служении силы Божьей подтверждают правильность этого выбора для того периода. К сожалению, в посланниках последующих периодов не было такого равновесия плодов, силы и руководства в Духе Святом и в Слове.

Творения

Доказательство апостольской проповеди

Оп.: Ново–открытое произведение Св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». Перевод Н. Сагарды. С. - Петербург: Типография М. Меркушева, 1907.

1. Так как я узнал, мой дорогой Маркиан, твою склонность к хождение в богопочтении - а оно одно приводит человека к вечной жизни, - то я как разделяю с тобою твою радость, так и прошу тебя непоколебимою твердостью в вере быть угодным Богу, твоему Творцу. О, если бы мы могли постоянно быть вместе и взаимно приносить пользу и облегчать здешнюю жизнь, проводя ее в непрерывной общей беседе о полезных предметах! Но так как в настоящее время мы телесно отделены друг от друга, то я хотел бы не упустить случая по моим силам поговорить с тобою письменно и в кратких словах изложить проповедь истины, чтобы укрепить твою веру. Я посылаю тебе это (произведение) в качестве важного письменного напоминания, чтобы ты в немногом получил многое и в малом познал все члены тела истины и в кратком услышал доказательства божественного. Ибо таким образом и твое спасение сделается плодоносным, и ты заставишь потупить взоры всех ложно верующих и всякому, кто захочет узнать, ты со всею решительностью изложишь наше здравое и неукоризненное слово (ср. Тит. II, 8). Ибо один путь, доступный всем видящим, который освещен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих, и первый ведет в небесное царство соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога. Поэтому как тебе, так и всем, заботящимся о собственном спасении, необходимо неуклонно и твердо и уверенно совершать свое хождение в вере, чтобы, сделавшись безпечными и выбившись из колеи, не остаться погрязать в вещественных похотях или даже заблудившись не потерять правильного пути.

2. Так как человек - живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии; и так как из них обоих происходят прегрешения, то и чистота тела служит предохранительным средством, которым люди удерживаются от всего вредного и от всяких неправедных дел, и чистота души является средством соблюсти веру в Бога неповрежденною, ничего не прибавляя и не отсекая от нее. Ибо благочестие чрез осквернение и загрязнение тела делается мрачным и печальным; оно искажается и оскверняется и не остается уже не поврежденным, если ложь проникает в душу; напротив, оно сохраняется в красоте и в своей мере, если непоколебимо (пребывают) истина в духе и чистота в сердце. Ибо какая польза на словах знать истину, а тело осквернять и совершать дела злобы? Или, с другой стороны, какую собственно пользу вообще может доставить чистота тела, если в душе нет истины? Ибо эти (т. е. истина и душа) и радуются вместе друг с другом и соединяются и являются соратниками в борьбе, чтобы поставить человека пред Богом. И поэтому Дух Святый говорить чрез Давида: «Блажен муж, который не ходит на совет безбожных» (Пс. I, 1); это - настроение тех племен, которые не знают Бога. Ибо эти безбожные суть те, которые не покланяются действительно сущему Богу. И поэтому Слово говорить к Моисею: «Я есмь сущий» (Исх. III, 14). Следовательно, те именно, которые не покланяются сущему Богу, суть безбожные. «И не стоит на пути грешных», - и грешники - те, которые имеют познание о Боге, но заповедей Его не соблюдают, т. е. суть пренебрегающие презрители. «И не сидит на седалище развратителей», - и развратители - это те, которые своим коварным и превратным учением развращают не себя только самих, но также и других, ибо седалище есть символ для кафедры (учащего). Таковы именно все еретики: они сидять на седалище развратителей и развращают тех, которые принимают яд их учения.

3. Поэтому, чтобы не потерпеть такого, мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять заповеди Божьи, веруя в Бога и боясь Его, так как Он - Господь, и любя Его, так как Он - Отец. Делание проистекает от веры, ибо «если не веруете», - говорить Исаия, - «то не уразумеете» (VII, 9); а веру доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее (ta onta) как оно есть; веруя же в сущее, как оно всегда есть, мы твердо сохраняем свою уверенность в нем. А так как вера - постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо и достойно прилагать к ней много попечения, чтобы достигнуть истинного уразумения сущаго. Именно вера производить в нас это, как передали нам пресвитеры, ученики апостолов. Прежде всего она научает нас воспоминать, что мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившагося и умершого и воскресшого Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни и возрождена в Бога, чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога; чтобы вечное и неизменное соделалось Богом, и Он стоял высоко над каждым из происшедших существ, и Ему все было подчинено, и подчиненные Ему все сделались для Него (собственными), чтобы Бог господствовал и был Владыкою не над чем–либо иным (чуждым), но над Своим, (напоминает), что все Божие и что поэтому Бог - Вседержитель и все от Бога.

4. Ибо необходимо, чтобы мы происшедшие имели начало своего бытия от какой–либо великой причины; и Бог есть начало всего, ибо Он Сам не произошел от чего–либо, но от Него все произошло. И поэтому необходимо и достойно прежде всего исповедать, что Он - единый Бог, Отец, Который все сотворил и образовал и не сущее привел к бытию, и в то время как Он объемлет все, Он один не объемлем. Между же всем (происшедшим) находится и этот наш мир и в мире человек; следовательно, и этот мир также создан Богом.

5. Поэтому дело представляется следующим образом: Бог, Отец, не происшедший, невидимый, Творец всего, над Которым нет иного Бога и после (ниже) Которого нет иного Бога; и так как Бог - разумное существо, то поэтому Он - Словом создал происшедшее; и так как Бог - Дух, то Он Духом украсил все, как и говорит пророк: «Словом Господним небеса утверждены и Его Духом вся сила их» (Пс. 32:6). Поелику же слово утверждает, т. е. есть произведение тела и дает сущность эманации, а дух упорядочивает и образовывает различия сил, то по всей справедливости Слово названо Сыном, а Дух - Премудростию Бога. Прилично (к данному случаю) говорит также Павел, Его апостол: «Один Бог Отец, Который над всеми и со всеми и во всех нас (Еф. IV, 6). Ибо над всеми - Отец, а со всеми - Слово, так как чрез Него все произошло от Отца, во всех же нас - Дух, Который взывает: «Авва Отче» (Гал. IV, 6), и приготовляет человека к богоподобию. Дух показывает Слово, и потому пророки возвещали Сына Божия; но Слово дает образ Духу, и поэтому Оно Само - вдохновитель пророков и приводит человека ко Отцу.

6. Таково правило нашей веры и основание здания и крепость хождения: Бог, Отец, не происшедший, не обемлемый, невидимый, единый Бог, Творец всего; это - самое первое положение нашей веры. Второе же положение - Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус наш Господь, являвшийся пророкам соответственно с образом их пророчества и следуя определению Отца, - чрез Которого все произошло, Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и соединить, соделался человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы упразднить смерть и показать жизнь и произвести общение единения между Богом и человеком. И третье положение - Дух Святый, Которым пророки пророчествовали и отцы научились божественному и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога.

7. И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына чрез Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - чрез Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец.

8. Но Отец назван от Духа высочайшим и вседержителем и Господом воинств, чтобы мы познали Бога, что сей самый есть творец неба и земли и всего мира и создатель ангелов и людей и Господь всего, чрез Которого все это произошло и от Которого все питается, милосердный, милостивый, и благостный, добрый, праведный, Бог всех, иудеев так же, как и язычников, равно как и верующих, но верующих, как Отец, ибо в конце времен Он открыл евангелие всыновления. Иудеев же (Бог), как Господь и законодатель, ибо в средине времен, когда человечество забыло Бога и удалилось от Него и отступило, Он посредством закона привел их в служение, чтобы они узнали, что имеют (над собою) Господа, создателя и основателя мира, Который дает дыхание жизни, Которому мы должны покланяться день и ночь. Язычников же Он - Бог, как творец и вседержитель, вместе с тем также как питатель и хлебодавец и царь и судия; ибо никто не избежит Его суда, ни иудей, ни язычник, ни верующий, который согрешил, ни ангел. Но те, которые теперь не надеются на Его благость, на суде узнают Его силу, как говорит блаженный апостол: «Ты не разумеешь, что благость Божия влечет тебя к покаянию, ты своим упорством и нераскаянностью своего сердца собираешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, который воздаст каждому по его делам» (Рим. 11:4–6). Сей есть Тот, Который в законе назван Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Iакова, Богом живых. И не смотря на все это, высота и величие именно этого Бога неописуемы.

Литература: Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Quasten.

Сщмч. Ириней родилсяок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина Философа). После 177 г. он стал священником в Галлии, а с 190 г. был возведен в сан епископа Лионского (Лугдунского). Согласно Евсевию, он скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г. ).

Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны, он завершает первохристианство, а с другой - начинает эпоху великих христианских богословов. До нас полностью дошла его книга, известная под названием "Против ересей". Полное ее название - "Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания".

Вся аргументация св. Иринея против гностиков может быть выражена в двух словах - "апостольское преемство". Но св. Ириней толкует его шире, чем просто преемство одной иерархии. Он видит в нем единство веры и жизни, которое было передано от начала Самим Христом, единство Церкви и ее жизни во времени и пространстве.

"Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мира. Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины".

Это предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней отвергает гностические евангелия и перечисляет четыре подлинных Евангелия. Он уподобляет их четырем столпам, на которых держится здание Церкви. Его критерием была полнота веры Церкви. Евангелия гностиков ложны, т.к. они чужды апостольского свидетельства. "Только то Евангелие истинно, которое передано от апостолов и сохраняется от их времени православными епископами без прибавок и сокращений".

Таким образом, св. Ириней определяет принцип новозаветного канона: только четыре Евангелия истинны, так как они заключают в себе подлинное апостольское свидетельство. Об истинности же их мы знаем по тому, что их сохраняли православные епископы. Только Церковь может различать истинное Писание от ложного, так как в ней всегда живет Святой Дух: "Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть Истина. Посему кто не причастны Ему, не получают жизни из материнского лона, не питаются от чистого источника, изливающегося из тела Христова".

Церковь - это жизнь в Святом Духе, подаваемая в крещении, осуществляемая в питании Телом Христовым. "Омовением и Святым Духом получают тела единство, ведущее к нетлению. Омовение и Дух необходимы, потому что через них возрастает в нас божественная жизнь".

Прежде всего, христианство - это не знание или доктрина, это - дар новой жизни, без которого ни знание, ни праведность невозможны. Эта новая жизнь - потому что это жизнь Самого Христа, подаваемая Святым Духом, - соединяет нас, делает "единством". Всякий, кто отделяется от этого единства, - отпадает от Святого Духа и от пищи бессмертия.

Соль земли, Церковь, в этом мире подвержена болезням человечества, но даже тогда, когда от нее - в расколах, в гонениях - отрывают Целые члены, она пребывает неизменно все тем же соляным столпом (как жена Лота), в той же бесстрашной вере и укрепляет мужество тех, кого она отдает Отцу.

Святой Дух дан Церкви: вся она, все ее члены вместе составляют одно тело и вся она есть хранительница Предания, т.е. Истины. Или, в словах св. Иринея, "апостольское преемство есть преемство самой жизни Церкви: вся она есть явление и осуществление Жизни, рост Слова, исполнение веры - дарованных Спасителем Своим Апостолам".

Но как единство Духа и единство жизни осуществляются в видимом единстве людей, так и Церковь имеет и видимый признак, или "форму", - преемство епископов от апостолов. Епископ в Церкви - это хранитель веры, совершитель Таинства, живое средоточие всех, носитель церковного единства. Епископ возвещает не свое учение и не свои домыслы, но веру самой Церкви и ее единство осуществляет в Таинстве. Таким образом, каждый епископ - не только "преемник" Апостолов, но прежде всего "свидетель" всей полноты церковного учения, как оно сохранилось в Церкви от начала.

Это утверждение св. Ириней иллюстрирует примером Римской Церкви:

"Но поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом... Ибо, по необходимости, с этою церковию, по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е. повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду".

Конечно, римо-католические историки очень любят этот текст, усматривая в нем еще одно подтверждение изначального осознания Церковью верховенства римских пап.

Однако следует отметить, что греческого оригинала книги св. Иринея не сохранилось. Имеется только латинский перевод, подправленный средневековыми переписчиками. А сама ключевая фраза: "по необходимости, с этою церковию, по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е. повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду", - не совсем ясна. Тем более что она противоречит житию св. Иринея, который в молодости, вместе со своим учителем, глубоко почитавшимся им св. Поликарпом Смирнским, прибыл в Рим около 155-160 гг. для спора с папой Аникитой о дате празднования Пасхи, после которого, как мы знаем, св. Поликарп остался при своем мнении. Что же имеет в виду св. Ириней?

Следует учитывать, что св. Ириней писал свою книгу на Западе, будучи епископом Лионским, и прежде всего для своей галльской паствы. А на Западе единственной кафедрой, основанной апостолами, действительно была только римская. Говоря об апостольском предании, удобнее всего было сослаться именно на нее, тем более что она, несомненно, имела весьма высокий авторитет в Галлии - месте служения самого св. Иринея.

Но при этом св. Ириней все же приводит пример апостольского прения не только в Риме, но и в Эфесе и Смирне, где "церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде".

Кроме того, у св. Иринея впервые мы находим учение об епископском преемстве, начиная с апостольских времен:

"Блаженные апостолы, основав и устроив Церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими... Этому Клименту преемствует Эварест... (затем перечисляются еще семь епископов)... ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде. И Поликарп, который не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и апостолами был поставлен во епископы Смирнской церкви в Азии, и которого и я видел в моей ранней молодости... он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно".

Важно отметить, что, согласно св. Иринею, ни Петр, ни Павел не были епископами. Миссия апостолов отличалась от епископской. Их служение заключалось в распространении христианства и требовало постоянного перемещения с одного места на другое. Первым епископом был Лин, а не Петр. Св. Климент считается третьим от Лина. Они лишь получили свое преемство от апостолов.

На Западе, а зачастую и у нас в школьном богословии, преобладает понятие "механического" апостольского преемства - некая цепочка наложения рук. Отсюда главным критерием делается юридическая "действительность" рукоположения, а следовательно, и всех таинств.

Наше понятие преемства обусловлено единством церковной веры. Вне Церкви нет и преемства, и само преемство есть знак единства веры, а не магических свойств неких отдельных личностей - епископов. Преемство реализуется всей Церковью - ведь епископы не рукополагают своих преемников. Их избирает сама Церковь, а рукополагают их епископы других церквей. Преемство, таким образом, существует в рамках всей Церкви как целого, а не на уровне отдельных личностей, как у гностиков. Истина принадлежит всей Церкви, и невозможно говорить об апостольском преемстве вне связи с апостольской истиной - одна лишь Церковь, ведомая Духом Святым, может засвидетельствовать эту Истину. Для нас абсурд говорить о наличии апостольского преемства, скажем, у англикан или у скандинавских лютеран на основании того, что эта цепочка рукоположений у них формально сохранилась. Главное - это наличие веры Церкви. Ведь и Несторий, например, был рукоположен самым законнейшим образом. Однако для нас несторианские рукоположения тем не менее не имеют апостольского преемства.

Св. Ириней также подчеркивает особую значимость тех "апостольских" церквей, где апостолы сами насадили христианство; эти церкви для него являются наглядным доказательством преемственности Предания. Возможно, для него это было особенно важно, так как его служение проходило на Западе, где был всего лишь один апостольский престол - Римский. Эта исключительность римской кафедры, несомненно, сыграла роль в развитии западного учения о примате Рима. На Востоке же было много апостольских престолов, поэтому оказываемое им уважение не стало поводом для претензий на исключительность. Впоследствии бывало так, что на тот или иной апостольский престол попадали еретики, так что сам факт апостольского основания не являлся гарантией пребывания в истине, поэтому уже цитированные слова св. Иринея: "И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде" - в равной степени относятся ко всем церквам.

Итак, соблазну гнозиса, соблазну разделения и "частичного" истолкования христианства св. Ириней противополагает не другое истолкование, а сам факт Церкви: видимого и ощутимого единства, которое одно, потому что оно есть единство жизни в Святом Духе, хранит и передает своим членам всю истину, всю полноту Евангелия.

Канон Писания, преемство епископов, толкование пророчеств - все это только внешние формы того основоположного единства, вне которого они ничего не значат, - единства народа Божия. В учении св. Иринея Лионского мы находим первую и ясную "форму" этого единства: на попытки подчинения Церкви разным учениям и философиям он отвечает исповеданием самой Церкви как носительницы всего учения, как мерила Истины и лжи.

Таким образом, на все вопросы и "проблемы", выдвинутые гностиками, Церковь ответит развитием своего богословия. Начало этого ответа содержится в произведениях сщмч. Иринея Лионского. Итак, христианство окончательно отвергло попытки растворить его в окружающем мире. Оно стало неустранимым фактом в мире.