О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности. О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности Санько валентин михайлович где сейчас

В настоящее время на электрифицированном полигоне железных дорог России выполняется 85,5% всего объёма перевозок. В ОАО «РЖД» функционирует мощный электроэнергетический комплекс, в составе которого 120,5 тыс. км контактной сети, 1423 тяговые подстанции, 58,9 тыс. трансформаторных подстанций и 146,2 тыс. км воздушных и кабельных линий электроснабжения устройств автоблокировки и нетяговых потребителей.

Основными задачами электроэнергетического комплекса ОАО «РЖД» являются обеспечение электроэнергией перевозочного процесса и нетяговых потребителей железнодорожного транспорта, а также оказание услуг по передаче электроэнергии сторонним потребителям, что особенно важно в отдалённых районах Сибири и Дальнего Востока, на Севере, где железная дорога зачастую является единственным источником электроснабжения населённых пунктов.

Как услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, так и передача электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 года № 147-ФЗ отнесены к естественно-монопольным видам деятельности и регулируются государством. В этой связи ОАО «РЖД» занесено в реестры естественных монополий по обоим вышеупомянутым видам деятельности, но соответствующие отраслевое законодательство и нормативная база (по железнодорожной отрасли и электроэнергетике) различаются.

Обе инфраструктуры (железнодорожная и электросетевая) являются стратегически важными для обеспечения нормального функционирования экономики России и её развития, при этом на ОАО «РЖД» распространяются все требования, предъявляемые к электросетевым компаниям и сформулированные в нормативной базе электроэнергетики.

Как уже отмечалось, ОАО «РЖД» в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 24 декабря 2003 года № 108‑э/16 включено в реестр субъектов естественных монополий. Оно оказывает услуги по передаче электроэнергии в 76 субъектах Российской Федерации, являясь второй сетевой организацией в стране по объёму оказания услуг по передаче электроэнергии после ПАО «Российские сети» и одним из основных участников электроэнергетического рынка России.

Тем не менее порядок функционирования электроэнергетического комплекса ОАО «РЖД» отличается от других сетевых компаний. Железнодорожная инфраструктура, в том числе устройства технологического электроснабжения, содержится за счёт основного вида деятельности компании – перевозок грузов и пассажиров, между тем устройства электроснабжения, участвующие в передаче электроэнергии, в соответствии с законодательством об электроэнергетике должны содержаться за счёт тарифа на передачу электроэнергии.

Однако тарифы на передачу электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» для сторонних потребителей, которые регулируются государством в соответствии с действующим законодательством на основе объёма затрат на содержание этих сетей, не учитывают ту часть расходов, которая финансируется за счёт перевозок, и поэтому являются заниженными по отношению к среднерыночным.

Основное отличие ОАО «РЖД» от других сетевых компаний обусловлено системной причиной: совмещением в ОАО «РЖД» двух различных регулируемых государством видов деятельности – услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и услуг по передаче электроэнергии, – а также отсутствием последних в составе основных видов деятельности, определённых постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 871 «О формировании отчётности ОАО «РЖД» по видам деятельности». Иными словами, услуга по передаче электроэнергии для сторонних потребителей не является профильной для ОАО «РЖД».

Таким образом, совмещение двух различных регулируемых государством видов деятельности привело к ряду проблем в электроэнергетическом комплексе ОАО «РЖД», в их числе: несоблюдение в полной мере требований законодательства в части раздельного учёта по электросетевой деятельности и технологическому присоединению потребителей к электросетям, а также заниженные тарифы на передачу электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» и необеспечение потребностей в финансировании реконструкции и развития электросетей ОАО «РЖД».

Необходимость принятия решения о повышении эффективности электросетевой деятельности в ОАО «РЖД» связана также с новым этапом реформирования электроэнергетики на основе принятой Правительством РФ в 2013 году «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации». Большинство положений этой стратегии актуальны и для других сетевых организаций, в том числе и для ОАО «РЖД».

Очевидно, что вся электросетевая деятельность ОАО «РЖД», которой в той или иной степени занимались различные по своим целевым задачам структурные подразделения, требовала организации единого центра ответственности по координации и планированию этой деятельности, повышению её эффективности.

Для решения этих масштабных задач и в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова от 28 января 2016 года № ПП-11 структура хозяйства электрификации и электроснабжения была реорганизована с передачей функций, численности и соответствующих активов в компанию «Трансэнерго» – филиал ОАО «РЖД», который осуществляет свою деятельность в новом качестве с 1 октября.

Филиал организует надёжную работу технических средств и объектов электроэнергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения заданных объёмов перевозок, удовлетворяет потребности ОАО «РЖД» в электрической энергии, оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям. Компания также осуществляет текущее содержание объектов электроэнергетической инфраструктуры ОАО «РЖД», ведёт договорную работу с поставщиками и потребителями электрической энергии, производит технологическое присоединение сторонних потребителей к электрическим сетям компании и сетей ОАО «РЖД» к смежным сетевым организациям.

Рассматривая комплекс задач, стоящих перед объединённым филиалом, нельзя не обратить внимание на необходимость стабилизации износа основных фондов хозяйства электрификации и электроснабжения. К началу минувшего года он, по отчётам, составлял 44,8%, а к 2020 году, по прогнозам, увеличится до 56%.

Система электроснабжения ОАО «РЖД», построенная во время масштабной электрификации 60–80-х годов прошлого века для обеспечения движения поездов весом 4–4,5 тыс. тонн с интервалом 15–20 минут, на ряде участков уже является ограничивающим фактором для дальнейшего увеличения объёма перевозок. При этом выделяемых средств на модернизацию явно недостаточно для массового снятия подобных ограничений.

Так, из 1423 тяговых подстанций на сегодняшний день 1224 требуют реконструкции, в том числе необходимо заменить более 3,5 тыс. понижающих и преобразовательных трансформаторов, которые являются наиболее дорогостоящими элементами системы электроснабжения.

Ещё одним вопросом, требующим безотлагательного решения, является технологическое присоединение потребителей.

Согласно Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств, утверждённым постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, ОАО «РЖД» как сетевая организация обязано оказывать услуги по технологическому присоединению к собственным электрическим сетям лицам, обратившимся с соответствующей заявкой.

В настоящее время для исполнения ОАО «РЖД» обязательств по технологическому присоединению заявителей требуется уже около 3 млрд руб., а ежегодная потребность в капитальных вложениях только на обеспечение присоединений составляет свыше 600 млн руб. При этом возможности бюджета компании не позволяют оказать всем заявителям услугу, предписанную законодательством, в установленные сроки.

«Трансэнерго», реализуя в рамках своих компетенций принципы клиентоориентированности, соответствующие положениям Стратегии развития ОАО «РЖД» до 2030 года, для повышения доступности электросетевой инфраструктуры потребителям услуг в настоящее время формирует отдельную инвестиционную программу, учитывающую в том числе возврат как выпадающих доходов, так и затрат по предыдущим периодам регулирования, связанных с технологическими присоединениями. Она будет рассматриваться руководством ОАО «РЖД».

Безусловно, задачи, поставленные перед электроэнергетическим комплексом руководством компании, чрезвычайно сложны, разнообразны и значительны по объёму. Поэтому первое сетевое совещание объединённой структуры осенью минувшего года было посвящено не только рассмотрению первоочередных вопросов и путей их решения, но и перспективам развития по всем направлениям деятельности «Трансэнерго».

Отдельное внимание было уделено повышению эффективности работы производственного блока «Трансэнерго» в новой ситуации с учётом значительного расширения спектра задач.

Особый акцент был сделан на безусловном выполнении региональными дирекциями по энергообеспечению установленных ОАО «РЖД» заданий по снижению количества отказов в устройствах электроснабжения, реализации инвестиционных и ремонтных программ, а также качественного проведения работ по текущему содержанию устройств электроснабжения.

В соответствии с принятыми на совещании решениями разрабатываются перспективные программы по созданию, модернизации и обслуживанию устройств коммерческого учёта электроэнергии, метрологическому обеспечению приборов учёта электроэнергии, а также программы, целью которой является снижение потерь электроэнергии в электрических сетях, участвующих в передаче электроэнергии.

Для исключения бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии решено провести обследование электрических сетей, участвующих в передаче электрической энергии прочим потребителям, и актуализировать перечень бесхозных сетей.

Хочу отметить, что выделение в отдельную структуру электроэнергетического комплекса отнюдь не означает, что произошло некое обособление энергетиков от других подразделений железнодорожной инфраструктуры. В настоящее время ряд основных регламентов взаимодействия с другими филиалами уже разработан и утверждён, а сложность и многообразие задач, поставленных перед «Трансэнерго», определяют тесное взаимодействие с другими подразделениями ОАО «РЖД».

Сегодня «Трансэнерго» в обновлённом состоянии только приступило к реализации намеченных планов. Но, учитывая несомненный синергетический эффект от слияния подразделений и огромный опыт руководителей и специалистов, уверен, что реорганизованный электроэнергетический комплекс способен обеспечить планомерную оптимизацию эксплуатационной деятельности. И, кроме того, повысить уровень взаимодействия ОАО «РЖД» с органами исполнительной власти, субъектами электроэнергетики и потребителями как по вопросам надёжности электроснабжения перевозочного процесса, так и доступности энергетической инфраструктуры. Результатом проведённой реструктуризации будет увеличение доходности электросетевой деятельности ОАО «РЖД».

Деньги списывались на выпуск методичек, отпечатанных на принтере, стоимостью 1,5-2 млн руб каждая

Оригинал этого материала
© "Коммерсант" , 20.11.2007, РАО ЕЭС попало в научную разработку. Топ-менеджерам ОГК-6 навредила причастность к СПС

Олег Кутасов, Егор Смирнов

Высокопоставленные менеджеры РАО ЕЭС стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве, которое расследует ГУВД Вологодской области. Как стало известно Ъ, подозрения у следствия вызвало издание методических брошюр с рекомендациями РАО ЕЭС для предприятия "Вологдаэнерго", которым ранее руководили нынешний гендиректор ОГК-6 Валентин Санько и его заместитель Алексей Селяков. На издание штучных брошюр в 2003-2004 годах было потрачено 64 млн руб. В РАО ЕЭС утверждают, что деньги были потрачены на сбор научных материалов для этих изданий, а активизацию следователей связывают с "политической ситуацией вокруг СПС" -- господин Санько ранее возглавлял вологодское отделение партии.

"Мы ведем сбор доказательств, работаем с определенным кругом людей. Кто из них в каком статусе пребывает, я вам сказать пока не могу",-- заявил вчера Ъ заместитель начальника следственного управления при ГУВД Вологодской области Сергей Востров. По его словам, определенные результаты следствие планирует получить через несколько недель, когда закончатся назначенные по делу экспертизы. Тогда, возможно, будут предъявлены первые обвинения по делу. Пока же, как сообщают источники в управлении, Валентин Санько и Алексей Селяков проходят по делу, возбужденному в ноябре 2006 года по 4-й части 159-й статьи УК ("Мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой лиц"), свидетелями.

Поводом для проверки, которая легла в основу дела, стала информация о том, что "Вологдаэнерго" искусственно завышало тарифы на электроэнергию для предприятий области. Проверяющие из налоговой инспекции выяснили, что, играя на разнице в ценах между углем и газом, предприятие якобы заработало в 2003 году 50 млн руб., а в 2004 году -- 123 млн руб. Возможно, часть из этих денег впоследствии ушла на издание нескольких десятков методичек. По версии следствия, в тех же годах Северная энергетическая управляющая компания (СЭУК), которой также руководили Санько и Селяков, заключила договоры с московскими ООО "Трансстрой-Экстра", ООО "Монтажремстрой", ООО "Стройпроект" и ООО "Прогрэмтехнострой" на выпуск рекомендаций РАО ЕЭС для предприятия "Вологдаэнерго", которое входило в ее структуру. По версии следствия, на издание нескольких десятков этих методичек, представляющих собой отпечатанные на принтере (а не типографским способом) и собранные на скоросшивателе сборники примерно в 100 страниц формата A4 без обложки, было затрачено 64 млн руб. По подсчетам следствия, стоимость каждого сборника равнялась примерно 1,5-2 млн руб.

Впоследствии было установлено, что по указанным в договорах адресам ни одно из четырех московских ООО не значится -- там находятся жилые дома и детские сады. Кроме того, выяснилось, что в этих фирмах не числилось штатных работников, а их бухгалтерская и налоговая отчетность не отражала финансово-хозяйственных операций с СЭУК.

Услуги за издание брошюр оплачивались векселями Сбербанка и межрегионального вексельного центра "Северсталь", которые впоследствии были обналичены. Причем деньги получали представители других фирм. Следователи считают, что организации, якобы издававшие методические пособия, и те, которые обналичивали деньги, были подставными.

Как рассказывают следователи, представители СЭУК заявляли, что заключенные договоры "были необходимы для нормальной работы". Что касается безвестных фирм, которые их издавали и обналичивали векселя, то представители СЭУК объясняли, что ничего не знали о том, что эти фирмы подставные.

Получить комментарии от Валентина Санько и Алексея Селякова Ъ вчера не удалось. По словам руководителя пресс-службы ОГК-6 Дмитрия Филатова, оба до позднего вечера находились на совещании и их мобильные телефоны были выключены. Между тем источники, близкие к РАО ЕЭС, сообщили Ъ, что уголовное дело в Вологодской области "напрямую вытекает из расследования, проводившегося еще налоговой полицией".

В 2002 году архангельское УФСНП возбудило в отношении ОАО "Архэнерго" (его деятельностью также управляло ОАО СЭУК) уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов на сумму 100 млн руб. В 2003 году после того, как налоговики проиграли ряд арбитражей, это дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Однако затем последовали новые проверки. "В итоге прицепились к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,-- объяснил собеседник Ъ.-- Заказы на проведение исследований в области энерготарифов, расчетов перегрузок и рентабельности были размещены в нескольких ведомственных НИИ, а затем действительно изданы небольшим тиражом. Однако 64 млн руб. были потрачены не на издательство брошюр, а на научные работы, которые в них были напечатаны". Появление же информации о новом уголовном деле источник, близкий к РАО ЕЭС, связал с "известной политической ситуацией вокруг СПС", отметив, что Валентин Санько ранее как раз возглавлял вологодское отделение этой партии.

Что такое ОГК-6. В состав ОГК-6 входят Киришская, Новочеркасская, Рязанская, Череповецкая ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2 и ГРЭС-24 установленной мощностью 9 тыс. МВт. В настоящее время 93% акций компании принадлежит РАО "ЕЭС России", но 1 июля 2008 года контролирующим акционером станет "Газпром", который в результате обмена своих акций РАО ЕЭС получит 51,8% акций ОГК-6. На конец года у компании было запланировано IPO на российских биржах и LSE. В результате IPO РАО ЕЭС планировало привлечь более 46 млрд руб. Но недавно было принято решение из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка отложить IPO на неопределенный срок.

Контрактом ОГК-6 заинтересовался 2-й отдел Следственной части ГСУ при ГУВД по Москве. В мае он возбудил уголовное дело по ст. 159.4 Уголовного кодекса (мошенничество организованной группой либо в особо крупном размере, до 10 лет тюрьмы со штрафом до 1 млн руб.).

«Неустановленные лица из числа руководителей» ЗАО «Славимпэкс» и ОГК-6 могли «причинить» последней ущерб на сумму свыше 250 млн руб. И произошло это «не позднее 11 июня 2008 г.», говорится в постановлении о возбуждении дела (копия есть у «Ведомостей»).

Уголовное дело в производстве, подтвердил «Ведомостям» представитель ГУВД по Москве. А его детали раскрыл миноритарный акционер «Газпрома» Алексей Навальный , который проходит по делу потерпевшим.

Суть дела

11 июня 2008 г. «Славимпэкс» и «Силовые машины» подписали контракт на поставку турбины и другого оборудования для строительства четвертого энергоблока Череповецкой ГРЭС ОГК-6, общая стоимость договора - 46 млн евро с НДС, максимальный срок поставки - IV квартал 2010 г., рассказывает Навальный, ссылаясь на материалы дела. Почему именно «Славимпэкс» заказал оборудование, нужное ОГК-6, не ясно. Но фирма недолго держала контракт у себя: к концу 2008 г. «Славимпэкс» договорился о продаже договора самой ОГК-6, переуступив его примерно за $10 млн, добавляет Навальный.

Представитель «Силовых машин» подтвердил, что в начале 2009 г. была смена сторон в этом договоре: вместо «Славимпэкса» появилась ОГК-6 - с теми же параметрами контракта, что у первого заказчика. Дату заключения контракта с ЗАО собеседник «Ведомостей» также подтвердил, сумму не раскрыл.

Представители ОГК-6 и «Славимпэкса» от комментариев отказались. Скуп на комментарии и «Газпром». Концерн знает о возбуждении уголовного дела, говорит представитель профильной «дочки» - «Газпром энергохолдинга» Мария Фролова. Но вся информация, представленная Навальным для следственных органов, «не соответствует действительности», добавляет она. Что за информация имеется в виду, Фролова не уточняет.

Неустановленное руководство

Главное в деле - срок сделки между «Славимпэксом» и «Силмашинами», которая заинтересовала следователей, указывает источник, близкий к «Газпрому» (т. е. 11 июня 2008 г. - «Ведомости»). На тот момент ОГК-6 еще была «дочкой» РАО «ЕЭС России»: «Газпром» получил контроль в ОГК после реорганизации энергохолдинга в июле прошлого года. А гендиректором ОГК-6 ровно до 11 июня был ставленник РАО Валентин Санько, напоминает собеседник «Ведомостей».

Комментарий ИА "Руспрес": В действительности уже 11 июня 2008 года, в день заключения сделки на сайте "Газпрома" появилась информация о том, что Совет директоров ОГК-6 выбрал новое руководство, включая председателя Совета Дениса Федорова и генерального директора Алексея Митюшова.

«Я никаких переговоров с компанией “Славимпэкс” не вел и об уголовном деле не знаю», - заявил Санько «Ведомостям». Кроме того, в РАО и во всех «дочках» была единая политика: поставщики выбираются на тендерах, а контракты по максимуму должны заключаться напрямую с производителями, добавил Санько и от других комментариев отказался.

Источник, близкий к «Силовым машинам», утверждает, что инициатором контракта со «Славимпэксом» был генподрядчик проекта на Череповецкой ГРЭС - ООО «Производственная фирма «ВИС»: именно эта компания должна была заказать оборудование, и она предложила «Славимпэкс». Подтвердить это вчера не удалось: представитель ВИС оставил вопросы «Ведомостей» без ответа.

Комментарий ИА "Руспрес": Некоторые участники Совета директоров ОГК-6:

Анатолий Гавриленко - куратор предприятия от Юрия Ковальчука и ЗАО "Лидер" ,

Денис Федоров - председатель Совета, начальник управления ОАО "Газпром",

Борис Вайнзихер - человек Анатолия Чубайса, хорошо известный по аварии на Саяно-Шушенской ГЭС ,

Алексей Митюшов (на фото) - эффективный менеджер из Сант-Петербурга, генеральный директор ОГК-6, выходец из "Межрегионгаза".

Кто заказывал

ВИС создана в 2000 г., основной акционер - Tenco Asset Ltd. с Британских Виргинских островов (данные СПАРК). Основные заказчики - «Газпром инвест Юг», «Газпром добыча Оренбург», ОГК-6 и «Лукойл-Югнефтепродукт», говорится на сайте компании. Консолидированные финансы не раскрываются. Но только четвертый блок Череповецкой ГРЭС ВИС взялась строить под ключ за 18,5 млрд руб. (конкурс прошел весной 2008 г.).

«Славимпэкс» создан в ноябре 2005 г. И с тех пор активно работает с разными энергокомпаниями, поставляя им оборудование и комплектующие, - если судить по данным торговой системы B2B-Energo. «Славимпэкс» участвовал в 412 открытых конкурсах, а выиграл шесть (в 2007-2008 гг.), говорится на сайте B2B; в числе заказчиков - подконтрольная государству ОГК-1, ОГК-2 («Газпром»), ТГК-8 («Лукойл»), ТГК-13 (СУЭК).

Выручка «Славимпэкса» за 2008 г. по РСБУ - 404,7 млн руб., прибыль - 5,4 млн руб. По 50% его акций - у московских ОАО «Славмашхолдинг» (владелец - кипрская Cromwell Holding Ltd.) и ЗАО «Аметист групп», бенефициары которого не известны (данные Росстата на январь 2009 г.).

Кто бы ни был замешан в сделке со «Славимпэксом», ОГК-6 в любой момент могла заключить прямой контракт с «Силовыми машинами», а не перекупать его у посредника, уверен Навальный. Были ли такие попытки, выяснить не удалось. У представителя «Силовых машин» нет информации, просила ли ОГК-6 заключить контракт на то же оборудование с нуля, а не переоформляя прежний заказ «Славимпэкса».

ОГК-6

энергокомпания. Основной акционер – «Газпром» (более 60%). Капитализация – 26,15 млрд руб. (ММВБ). Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2009 г.) – 20,45 млрд руб. Прибыль – 2,7 млрд руб.

Елена Мазнева

Анна Перетолчина

Как Газпром турбину покупал

Масштаб - штука очень важная в бизнесе. Кто-то выкручивает лампочку в подъезде, а кто-то умудряется украсть паровую турбину с турбогенератором.
Понятное дело, - того, кто выкручивает лампочку никак не назовешь эффективным менеджером.

Как наверное Вы уже поняли, сегодня речь пойдет о наших любимцах - эффективных менеджерах Газпрома (ЭМГ).
Думаю, что по ходу дела многим из Вас станет более понятна причина недавней аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Итак. Как все мы знаем, некоторое время назад, ЭМГ стало тесновато в газовой отрасли и они решили заняться энергетикой.
Ведь она тоже остро нуждается во вставании с колен.
С этой целью Газпром купил генерирующие компании: ОГК-2, ОГК-6, ТГК-1 и «Мосэнерго».

Все логично. Энергетика хочет инвестиций, а у Газпрома полно денег.

Газпром сказал, что поделится деньгами и разработает инвестиционную программу капвложений для каждой энергодочки. В частности ОГК-6, которая нас и интересует.

ЭМГ "заходят" в руководство ОГК-6 и начинают разбираться. Что к чему, что надо купить, где инвестировать.

В это же время, в июне 2008, некая фирма «Славимпекс» идет в ОАО «Силовые машины» (это один из крупнейших производителей энергооборудования) и заключает договор на поставку паровой турбины, турбогенератора и всякой фигни для них. За все про все - 60 млн евро. Но пока вносится только предоплата - 30 млн рублей.

А еще через месяц ЭМГ наконец-то утверждают инвестпрограмму.
И представляете себе, в ней предусмотрена покупка паровой турбины, турбогенератора и всякая фигни для них для череповецкой ГРЭС.

Вот это совпадение! Бывает же такое, а?

И уже через два месяца после начала движухи «Славимпекс» идет в Газпром и говорит: какое удивительное совпадение, у вас инвестпрограмма, а у нас договор на точно такую же турбину. У нас товар, у вас купец. Давайте мы вам этот договор продадим!

ЭМГ, видимо под впечатлением от такого удивительного факта, так и сделали. Заключили договор о уступке права требования.
За десять миллионов долларов. Все гениальное просто.

Что мы имеем:
- "Силовые машины" делают турбину на деньги Газпрома.

Турбина стоит 60 млн. евро, но Газпрому она обошлась в 60 млн. евро + 10 млн. долларов.

Почему Газпром не купил турбину напрямую неизвестно.

Кто-то стал на 10 млн долларов богаче.

Красивый бизнес да?

Вот Вам например нужны новые ботинки. Это Ваша личная инвестпрограмма. Вы идете в магазин, чтобы купить ботинки за 10 тысяч рублей.

На входе в магазин вас встречает чувак, который Вам говорит:
- Тебе повезло! Я все сделал красиво. Я договорился. В магазине я видел ботинки как тебе нужны. Заплати мне пожалуйста 2 тысячи рублей за мою работу. А потом купи свои ботинки за 10 тысяч.

Что Вы скажете этому человеку?
.....

Поэтому Вы и не являетесь эффективным менеджером. И в Газпроме не работаете.

Хотя возможно объяснение заключается в том, что Вы ботинки покупаете за свои деньги, а ЭМГ покупают турбины за чужие.

Сколько из этих 10 млн откатили в сторону ЭМГ пока неизвестно. [...]

Алексей Навальный

ОАО «РЖД», являясь российским национальным железнодорожным перевозчиком и балансодержателем железнодорожной инфраструктуры общего пользования, одновременно является и одной из наиболее значительных электросетевых компаний России.

Понимание необходимости принятия решения о повышении эффективности электросетевой деятельности в ОАО «РЖД» связано с новым витком реформирования в электроэнергетике на основе принятой Правительством России в 2013 г. «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации». Реализация указанного распоряжения привела к ужесточению со стороны государственных органов власти ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации путем применения штрафных санкций к территориальным сетевым организациям, к числу которых относится и ОАО «РЖД».

Минэнерго России, Федеральная антимонопольная служба России, акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» и другие субъекты электроэнергетики все чаще стали критиковать ОАО «РЖД» в связи с проблемами, связанными с недофинансированием электросетевого комплекса, выполнением инвестиционной программы не в полном объеме, а также недостатков в части содержания объектов электроэнергетики, входящих в единую энергетическую систему России.

Учитывая очевидную необходимость повышения эффективности деятельности железнодорожной энергетики, в 2016 году руководством ОАО «РЖД» было принято решение о проведении структурных преобразований в энергетическом комплексе, в результате которых с 1 октября 2016?г. хозяйство электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры вошло в состав Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД».

Кроме того, в энергетический комплекс компании включены Центральная дирекция по тепловодоснабжению, обеспечивающая предприятия и структурные подразделения теплом и водой, имеющая на своем балансе 1833 котельных с реализацией тепловой энергии – 8,5 млн Гкал/год, объектов водоснабжения и водоотведения – 10 625 ед. с объемами водоснабжения и водоотведения – 157,3 млн м куб/год.

Дирекция капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения и Проектно-конструкторское бюро по электрификации железных дорог.

Функции по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций осуществляет дочернее общество ОАО «РЖД» – ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ».

Основной филиал энергетического комплекса – Трансэнерго (далее Филиал) обеспечивает электроэнергией объекты инфраструктуры ОАО «РЖД» и, прежде всего, электротягу, на которой выполняется более 85% перевозок, а также оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям.

Стоимость основных фондов Филиала на 01 января 2017 г. – более 420,6 млрд рублей. Объем покупки электроэнергии для собственных нужд ОАО «РЖД» за 2016 год составил более 47 млн кВт/ч, почти 32 млн кВт/ч электроэнергии (41,5%) передано сторонним потребителям.

Имущественный комплекс Филиала состоит из 120,8 тыс. км развернутой длины контактной сети, 1428 тяговых подстанций, 58,9 тыс. трансформаторных подстанций, 146,5 тыс. км воздушных и кабельных линий электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей.

Объекты электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» территориально присутствуют в 76 субъектах Российской Федерации, из них компания оказывает услуги по передаче электроэнергии сторонним потребителям в границах 70 субъектов. К электрическим сетям ОАО «РЖД» подключено более 430 тыс. сторонних потребителей.

По объемам распределительных (нетяговых) электросетевых активов и оказываемых услуг потребителям в части их электроснабжения только ПАО «Россий­ские сети», объединившее ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС», превосходит электросетевой комплекс ОАО «РЖД».

Филиал организует работу технических средств и объектов электроэнергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения железнодорожных перевозок, удовлетворяет потребности ОАО «РЖД» в электрической энергии, ведет договорную работу с поставщиками и потребителями электрической энергии, оказывает услуги по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям компании и сетей ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций, организует формирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» в сфере электроэнергетики, осуществляет внедрение, модернизацию и эксплуатацию автоматизированных информационно-измерительных систем ком­мерческого учета электрической энергии, взаимодействует с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации по вопросам ценообразования на электрическую энергию, а также на услуги по передаче электрической энергии, осуществляет текущее содержание объектов электроэнергетической инфраструктуры компании.

Вместе с тем Филиал является одним из основных участников в реализации крупных инвестиционных комплексных проектов компании, таких, как строительство новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово, модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и других.

Известно, что система электроснабжения компании, аналогов которой нет в мире, была построена при масштабной электрификации в 60-80-х годах прошлого века для обеспечения движения поездов весом 4,5 тыс. тонн с интервалом 15–20 минут.

Филиал проводит систематическую работу по снятию инфраструктурных ограничений для повышения пропускной способности основных грузонапряженных направлений железнодорожной сети.

В настоящее время на 131 участке (межподстанционных зонах) общей протяженностью около 8000 км система электроснабжения является сдерживающим фактором в дальнейшем увеличении объема перевозок по условиям недостаточной мощности.

Только при реализации проекта усиления Восточного полигона будет выполнено строительство пяти новых тяговых и двух распределительных подстанций, техническое перевооружение, в том числе с увеличением мощности 77 тяговых подстанций, реконструировано 15 участков контактной сети, установлено 82 устройства компенсации реактивной мощности.

Значительное внимание Фи­лиал уделяет обновлению основных фондов с учетом их износа, который на начало 2017 года составил 49,2%.

Для обновления основных фондов сформированы и реализуются инвестиционные программы, в том числе: программа обновления оборудования и устройств хозяйства электроснабжения, программа технологического присоединения заявителей к железнодорожным электросетям, программа обновления устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии, программа внедрения автоматизированной системы коммерческого учета (АИИСКУЭ), а также план капитального ремонта. Общий объем инвестиционных программ Филиала в 2017 году составил 11,5 млрд рублей, капитального ремонта – 4,09 млрд рублей.

Реализация инвестиционных проектов Трансэнерго направлена на восстановление основных фондов, усиление устройств электроснабжения для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов и сокращения интервалов движения, модернизацию контактной сети для повышения скорости на основных направлениях движения пассажирских поездов, обеспечение безопасности движения, исполнение требований законодательства и предписаний надзорных органов.

Для выполнения постоянно ужесточающихся требований законодательства в части технологического присоединения заявителей в 2017 году впервые в компании электросетевому комплексу выделены средства в потребном объеме – более 900 млн рублей.

Первоочередной задачей данного направления деятельности является обеспечение возможности технологического присоединения устройств заявителей с максимальной мощностью до 150 кВт включительно в срок, не превышающий 90 дней от момента принятия заявки от потенциального абонента до оформления факта технологического присоединения согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147р.

В рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» Филиал принимает участие в разработке проекта программы электрификации участков сети железных дорог на период до 2050 года с расчетами экономической эффективности при переводе ряда направлений сети железных дорог на электрическую тягу, включая возможность перехода железнодорожных участков, электрифицированных на постоянном токе, на системы энергоснабжения переменного тока. Работа будет выполнена на основе прогноза объемов грузовых и пассажирских перевозок на периоды 2025, 2030, 2040, 2050 гг.

В 2017 году Филиалом проведена большая работа по формированию и защите долгосрочной инвестиционной программы на период 2018–2025 гг.

Учитывая значительный износ основных фондов, требования законодательства в части электросетевой деятельности, необходимость продолжения и активизации работы по снятию инфраструктурных ограничений, подготовлены и защищены на Экспертном совете ОАО «РЖД» по инвестиционным проектам инвестиционные заявки для реализации программ поэтапной замены опор контактной сети, программы снижения технологических потерь в электрических сетях, участвующих в передаче электроэнергии, повышения надежности внешнего энергоснабжения, приведения освещения железнодорожных станций к требованиям ГОСТ, повышения надежности оборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД».

Объем долгосрочной программы составляет 260,3 млрд рублей, экономический эффект в целом как по перевозочной, так и сетевой деятельности оценивается в сумме более 90 млрд рублей.

Долгосрочная программа развития хозяйства Трансэнерго представлена в разрезе следующих инвестиционных проектов:

– технологическое присоединение сторонних потребителей к электрическим сетям;

– обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии;

– внедрение автоматизированной системы коммерческого учета (АСКУЭ);

– обновление оборудования распределительных устройств 110–220 кВ тяговых подстанций;

– обновление оборудования, устройств контактной сети и электроснабжения, транспортных средств;

– обновление основных фондов Трансэнерго;

– повышение безопасности движения/Технология и производственная среда;

– пожарная безопасность;

– обеспечение условий охраны труда;

– Программа приведения освещения железнодорожных станций к требованиям ГОСТ;

– Программа поэтапной замены дефектных опор контактной сети.

За счет каких инноваций и новых технологий будет достигаться экономический эффект от реализации инвестиционных проектов?

При реконструкции контактной сети:

– за счет применения опор (металлические оцинкованные) повышенной надежности и коррозионной стойкости раздельного типа, что позволяет на участках постоянного тока исключить электрокоррозию, сократить затраты на диагностику и замену опор по дефектности;

– за счет применения низколегированных и бронзовых проводов для участков скоростного и высокоскоростного движения, что позволяет увеличить термическую стойкость контактных проводов, а также значительно увеличить их ресурс на участках постоянного тока из-за большей по сравнению с медными проводами износостойкости;

– за счет применения горячего цинкования поддерживающих и фиксирующих стальных конструкций, обеспечивающего снижение эксплуатационных расходов в 2-2,5 раза при исключении необходимости выполнения значительного объема трудоемких сезонных работ по их покраске с периодичностью один раз в 6 лет;

– за счет применения стержневых фарфоровых и полимерных изоляторов контактной сети, повышенной механической и электрической прочности, что позволяет сократить расходы на их диагностику и замену.

При реконструкции тяговых подстанций:

– экономическая эффективность основана на применении нового вакуумного и элегазового электрооборудования тяговых подстанций на классы напряжений 10, 25, 35, 110 и 220 кВ, что позволяет сократить расходы на обслуживание и электроэнергию;

– применение преобразователей с 12-пульсовой схемой выпрямления, что позволяет сократить потери в контактной сети и повысить пропускные способности;

– применение сухих трансформаторов, обладающих высокой перегрузочной способностью, имеющих малые габариты и вес, пожаро- взрывобезопасное исполнение, увеличенный срок службы;

– применение вакуумных и элегазовых коммутационных аппаратов, в том числе с пружинными приводами, а также микроэлектронных или микропроцессорных систем защиты, автоматики и управления, позволяет значительно сократить емкость аккумуляторных батарей, занимаемую ими площадь и затраты на обслуживание и ремонт.

При организации диагностики устройств электроснабжения внедрение современных систем телемеханики позволяет на их основе выполнять диагностику часто повреждаемого коммутационного и выпрямительного оборудования путем отслеживания состояния в режиме реального времени, извлекать из электронного архива параметры событий штатных и аварийных ситуаций. Применение такой диагностики дает возможность отказаться от постоянного дежурного персонала на тяговых подстанциях и перейти на обслуживание оборудования «по состоянию».

Для совершенствования технологии эксплуатации контактной сети применяются новые диагностические средства, обеспечивающие достижение конечной цели – своевременное определение отклонений от нормативов содержания и предотвращение отказов в работе – вагоны лаборатории контактной сети.

Вагоны-лаборатории оснащены автоматизированными датчико-диагностическими и информационно-вычислительными комплексами, позволяющими выпол­нить диагностику параметров контактной подвески, тепловизионную диагностику узлов контактной сети, ультрафиолетовую диагностику тарельчатых фарфоровых изоляторов, замеры износа контактного провода.

При организации электроснабжения устройств автоблокировки и нетяговых потребителей применяются современные устройства, позволяющие сократить эксплуатационные расходы на обслуживание:

– комплектные трансформаторные подстанции с литыми трансформаторами;

– средства механизации для своевременной расчистки от деревьев и кустарника трасс воздушных линий электроснабжения;

– высокомачтовые осветительные установки и новые источники света.

Для эффективного освоения выделенных хозяйству электроснабжения средств в рамках инвестиционной программы обновления и развития, задачей Филиала будет являться системная работа по организации ее реализации, начиная от проектирования и конкурентных процедур до проведения договорной кампании, выполнения и приемки строительно-монтажных работ, ввода объектов в эксплуатацию.

Отдельно хочу остановиться на проекте программы «Снятие инфраструктурных ограничений».

По состоянию на 1 января 2017 г. на сети железных дорог имеются участки с ограничениями пропускной способности, обусловленными недостаточной мощностью систем тягового электроснабжения. Выполненными электрическими расчетами определены ограничения по устройствам тягового электроснабжения для пропуска грузовых поездов массой 7100 т с интервалом попутного следования 10 минут на электрифицированных участках общей протяженностью свыше 14 тыс. км.

На основании полученных данных разработана программа усиления устройств электроснабжения общей стоимостью 165,9 млрд рублей со сроком реализации до 2030 г. Данная программа сбалансирована с инвестиционными программами смежных дирекций и согласована с причастными.

В рамках первого этапа – в период до 2020 года предлагается обеспечить усиление систем электроснабжения вышеупомянутых участков железных дорог, имеющих дефицит наличной пропускной способности, а также обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение скорости движения высокоскоростных поездов «Сапсан» на направлении Москва – Санкт-Петербург. Потребный объем инвестиционных затрат составляет 43,3 млрд рублей.

На втором этапе – в период до 2025 года, учитывая положения Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД», развивать устройства тягового электроснабжения участков с предкритическим уровнем использования наличной пропускной способности, где, кроме того, не обеспечивается пропуск грузовых поездов массой 7100 т с интервалом 10 минут. Потребный объем инвестиционных затрат составляет 63,6 млрд рублей.

Третьим этапом проекта – в период до 2030 года предполагается обеспечить приведение устройств электроснабжения на участках организации тяжеловесного движения в соответствие требованиям корпоративного стан­дарта «Ин­фра­­структура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. Технические требования». Потребный объем инвестиционных затрат составляет свыше 59 млрд рублей.

В соответствии с решениями Экспертного совета ОАО «РЖД» по инвестиционным проектам реализация программы «Снятие инфраструктурных ограничений» должна осуществляться в составе комплексных проектов.

Несколько слов о наших перспективах.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2537р утверждена Энергетическая стратегия Холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года (далее – Стратегия).

Стратегией предусмотрено три варианта развития энергетического комплекса ОАО «РЖД», в том числе:

– совершенствование существующей системы энергообеспечения с созданием электросетевого филиала ОАО «РЖД»;

– образование ОАО «Электросетевая компания «РЖД» и передача ей в аренду распределительных электрических сетей ОАО «РЖД»;

– образование ОАО «Электросетевая компания «РЖД» и передача ей на баланс распределительных электрических сетей ОАО «РЖД».

В настоящее время электросетевая деятельность в ОАО «РЖД», как было отмечено, осуществляется по первому варианту: электросетевой филиал ОАО «РЖД».

Во втором и третьем вариантах возникает необходимость принятия соответствующих решений Правительством Российской Феде­рации и изменение действующих нормативных документов, так как в соответствии с федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 №?57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД», некоторые виды объектов имущества компании ограничены в обороте и не подлежат передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и залог.

Учитывая, что как единый центр компетенций электросетевой деятельности компании Филиал функционирует менее года, а многие осуществляемые «бизнес» и «технологические» процессы необходимо выстроить согласно новым подходам и требованиям, становится очевидным, что все имеющиеся возможности вновь образованная структура далеко не исчерпала. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности электросетевой деятельности ОАО «РЖД» на базе Филиала.

Тем не менее, чтобы представлять пути развития электросетевой деятельности компании в долгосрочной перспективе с оценкой возможных рисков в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» О.В. Белозерова, в настоящее время с привлечением внешних консультантов выполняется разработка финансово-экономической модели функционирования электросетевого комплекса компании.

© Евразия Вести XI 2017

Валентин Санько, который на рубеже 1990-х и 2000-х годов возглавлял ОАО «Вологдаэнерго » и был депутатом Законодательного Собрания Вологодской области, назначен директором филиала ОАО «РЖД » - «Трансэнерго ». Эту информацию корреспондентам newsvo.ru подтвердили в вологодском филиале Северной железной дороги.

По этому поводу Губернатор Олег Кувшинников написал в своем твитере: «Поздравляю Валентина Михайловича с назначением! »

Валентин Санько родился 12 января 1963 года в Белоруссии. После школы окончил ПТУ по специальности «судовой строитель-монтажник. С 1981 по 1983 год проходил службу в армии в Афганистане. Затем окончил Ленинградский финансово-экономический институт. В 1990 году, получив профессию экономиста, по распределению приехал в Вологду и работал в областной налоговой инспекции. С 1991 по 1994 год занимался коммерческой деятельностью. В 1994 году был приглашен на работу в ОАО «Вологдаэнерго » инженером коммерческой группы. В 1996 году назначен заместителем генерального директора по экономическим вопросам. В 1998 году избран генеральным директором ОАО «Вологдаэнерго ». В июле 2001 года избран генеральным директором ОАО «Северная энергетическая управляющая компания ». С декабря 2004 был генеральным директором ОАО «ОГК-6 » (оптовой генерирующей компаниии) РАО ЕЭС России – одного из крупнейших поставщиков рынка электрической энергии.

Последние новости Вологодской области по теме:
Валентин Санько возглавил филиал ОАО «РЖД»

Валентин Санько возглавил «Трансэнерго» - Вологда

Валентин Санько, в конце 90-х годов руководивший «Вологдаэнерго» и избранный депутатом Законодательного Собрания области, назначен директором филиала «РЖД», сообщает ИА «Вологда-регион».
18:29 30.12.2015 Журнал Бизнес и Власть