Творческий отчет. Творческий отчет на тему:новые технологии в обучении географии Творческий отчет учителя географии для аттестации презентация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕРМАЧИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Аналитический отчет учителя географии

первой квалификационной категории

Выродовой Надежды Ивановны

по методической теме:

« Развитие творческих способностей на уроках географии »

Критерий 1. Позитивная динамика учебных достижений учащихся.

Процесс обучения я организую так, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся могут демонстрировать, развивать и совершенствовать свои способности. Изучение учебного материала основвается на творческой и индивидуальной работе с учащимися.

По мере перехода школьника на более высокую и качественную ступень обучения,- творческие способности и познавательная активность побуждает ученика к исследовательской, научной и практической деятельности.

География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся формируется на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т. к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока. .

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач без активизации познавательной деятельности , внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.

Основная цель моей работыобеспечить усвоение школьниками многообразия современного географического пространства на разных его уровнях через развитие творческих способностей.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся;

Учить детей думать творчески;

Развивать в них умение работать совместно с другими людьми;

Создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

В своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала применяю ИКТ.

За период своей педагогической деятельности я добилась следующих результатов:

Успеваемость учащихся достигла 100%.

Позитивная динамика «качества знаний»

Мои ученики выбирают географию для итоговой аттестации в 9 классе , принимают участие в олимпиадах. Благодаря знаниям по географии, они занимают призовые места. В большинстве своем, подтверждая свои оценки.

Таким образом, нетрадиционные технологии видятся мне наиболее перспективными

Критерий 2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

Как учитель-предметник применяю различные формы организации внеурочной работы по географии.

1.В своей работе использую программы элективных курсов и факультативов по географии

2. Провожу предметные недели, месячник экологических знаний в апреле.

Критерий 3. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету.

Основные тенденции развития образования в мире подразумевают, что развитие учащихся становится главным смыслом процесса обучения. Усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла, уменьшение доли репродуктивной деятельности, увеличение доли заданий, подразумевающих применение знаний для объяснения окружающих явлений, эти факторы заставляют меня применять такие педагогические технологии и учебно-методические комплекты, которые отвечали бы целям формирования ключевых компетенций учащихся.

1. Использование УМК.

В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами :

Закон об образовании.

Концепция модернизации российского образования.

Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Устав школы.

Программа развития школы.

Методическое обеспечение :

Ø Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;

В своей работе я использую ИКТ, составляю презентации к урокам, пользуюсь учебными дисками, видеороликами. .

Все это позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, уровень их мотивации к обучению.

Свои методические и дидактические разработки размещаю на страницах школьного сайта.

Творческий отчет учителя Осиповой И.И.

МБОУ ООШ № 1 имени М. А. Погодина

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс: сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

В настоящее время в педагогическом лексиконе прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Так что же такое педагогическая технология?

    • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

      Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)

      Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

      Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

      Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

      Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

      Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)

      Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

      Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)

Таким образом, образовательная технология – это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На мой взгляд более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам дл отдельных дидактических задач.

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессором, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Я использую первый вариант на уроках географии.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистко-технократическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преоблающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

Цели:

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

Подготовка личности «информационного общества»;

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения:

    Обучение – это общение ребенка с компьютером.

    Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

    Диалоговый характер обучения.

    Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

    Взаимодействие ребенка с компьютером, может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – объект.

    Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

    Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

    Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети, а также дисками с программами.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимают технологии ввода, систематизации, хранения и представления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной её формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме – формате). Для целого ряда традиционного перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, направления: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие.

Базы данных используются в обучении для оперативного представления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащей дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительная в данный момент, так как он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логии ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства multimedia , наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей. (пример видеоролик Армения, фото)

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем – подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других – важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного осознания.

(пример диск 6 класс)

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закрепления, повторения, контроля ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet .

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерное видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

    Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

    Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

    Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

    Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителя и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными командами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander , Windows и прочие) и владение их функциями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальное представление об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet :

    переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

    привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

    интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Компьютерные технологии позволяют успешно осуществить работу над проектами. Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой стороны, разработку проблемы целостно.

В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

Помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

Сам является источником информации;

Координирует весь процесс;

Поддерживает и поощряет учеников;

Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.

Пример социального проекта «Тепло ваших сердец». (презентация)

Компьютерные технологии позволяют развивать познавательные и коммуникативные потребности (запросов) учащихся:

    Потребность (запрос) в знаниях:

Мировоззренческих (для формирования собственного миропредставления и мировоззрения);

Ориентировочных (для овладения способами деятельности, адаптации и самореализации);

Оценочные (для выработки собственных суждений и оценок тех или иных событий, явлений, фактов).

    Потребность (запрос) в овладении способами деятельности (умениями: организационно-практическими, интеллектуальными, исследовательскими, коммуникативными.

    Потребность (запрос) в установлении определенных отношений с другими людьми по поводу изучаемого материала (интеллектуальное сопереживание)

Ученики 7 - 9-х классов ежегодно участвуют в школьных и городских олимпиадах по географии. Кроме того, учащиеся старших классов школы принимают активное участие в работе школьного научного общества, результатом их деятельности являются участие в ежегодной городской научно-практической конференции «С мечтой о будущем», участие в городских и областных конкурсах.


Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя географии
МКОУ Нововоронежская СОШ № 4

Ковалевой Галины Валентиновны

«Мое призвание - учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» - это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Еще больше скажу - учителем географии.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека без знания основ географии. Изучение географии прививает любовь к Родине, её природе, доброжелательное отношение к другим странам и народам. В новых социально-экономических условиях возрастает значение образования в формировании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Главное в этом процессе - личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, которые позволят ему быть успешным. Обучение тогда приносит желаемый результат, когда оно доступно и интересно.

(слайд)

В свете требований ФГОС к качеству обучения, важным является вопрос новых технологий. Они не изобретены вновь, а остались теми же, только применять их нужно в «ином свете». Поэтому основная моя педагогическая задача - создание и организация условий, которые сформируют у учащихся умения самостоятельно учиться, добывать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.

В качестве главного ориентира в работе стало формирование компетенций, которыми овладевают учащиеся в процессе географического образования:

умение пользоваться географической картой, научно-популярной литературой, со статистическими материалами и картосхемами;

умение составлять маршрутные съемки на местности, вести наблюдения за окружающей средой;

умение работать с ресурсами Интернет;

умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них.

Применяя эти технологии, я и мои ученики достигли следующих результатов.

Вся эта работа позволила мне добиться роста качества знаний до 90 %

(слайд)

Я считаю, что повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Мои учащиеся участвуют в различных уровнях олимпиад. Как говорится: «Успех ученика - это и есть успех учителя». (Вот результаты за 3 года)

В школьных олимпиадах приняли участие - 53 ученика, из них 34 победителей и призеров.

В олимпиадах муниципального уровня -17 учеников из них 5 победителей и призеров.

В региональных: очная олимпиада ВГПУ - 2 ученика и 2 призера.

В федеральных (Олимпус, Мультитест, Литописец) - участвовало 148 учеников, из них 13 победителей и призеров

Участвуем в международных олимпиадах, которые проводит Департамент образования г. Москвы. Московский институт открытого образования. (ДОО) и еще олимпиада проекта «Инфоурок» - приняли участие 61ученик, из них 40 победителей и призеров.

(слайд)

Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками. А с внедрением новых стандартов ФГОС расширились возможности для проектной деятельности, и познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Начиная с 5 класса, как вы знаете, введен предмет Основы Проектной Деятельности. Я четвертый год веду ОПД. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов.

Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень. За несколько лет работы было создано множество как краткосрочных, информационных проектов, так и исследовательских.

С исследовательскими проектами мои ученики выступали на различных конференциях: от школьного до федерального уровня.

За последние три года на школьных конференциях, свои проекты защитили 21 ученик, хотя над проектом работали учащиеся всех классов.

В апреле 2015 года прошла Научно-практическая конференция Нововоронежского политехнического колледжа. Тема «Война и память: к 70-летию Великой Победы», где Чеглова Татьяна, 10 А класса стала победителем.

Мои учащиеся ежегодно принимают участие в конкурсе «Золотой лев» проводимым ВИВТ.

В 2014 г. участвовали в 8 региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области

« От любви к природе к культуре природопользования» проводимый ВГПУ, где Быкова Виолетта и Токарева Юлия, ученицы 9 Б класса, заняли 2 место.

В 2014-15 г. на 29 и 30 конференции научного общества учащихся ВГУ и секции учащихся Воронежского отделения Русского Географического общества 11 учащихся представляли свои проекты, и каждый проект был высоко оценен, учащиеся получили почетные грамоты и дипломы 1 и 2 степени. Было представлено 5 проектов.

(слайд)

Учительское счастье слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире.

Я, как педагог понимаю, что вырастить успешного в жизни ученика - дорогого стоит, и к этому стремлюсь.

19 лет работаю учителем географии в школе № 4, и все это время являюсь классным руководителем. Естественно мой класс принимает участие во всех школьных мероприятиях, не буду их перечислять. Еще мы любим путешествовать: осенью в теплое время ходим на правый берег Дона, под обвал, проделываем восхождение с помощью обвязок и веревок на гору, на костре готовим пищу, играем в подвижные игры. Путешествуем по нашей любимой Родине. Побывали в Липецкой области в «Сафари парке». В Воронеже в музеи «Энштейниум», в Графском заповеднике веревочный городок «Ежкины дорожки». В Волгограде - экскурсия по боевым местам, посетили Планетарий. В Туле- городе герои тоже посетили боевые места, Кремль, музей Шлем, музей самоваров, побывали в Ясной поляне. Три дня были в Санкт-Петербурге, на зимних каникулах побывали в Новогодней Москве.

9 лет вела кружок « Спортивное ориентирование, туризм и краеведение». на базе нашей школы и ДДТ. Мы ежегодно участвовали в областных соревнованиях. Неоднократно моя команда занимала призовые места.

(слайд)

Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, показывая образец детям, я участвую в работе педагогических творческих групп, в конференциях и семинарах различного уровня.

В 2013 году приняла участие в конкурсе «Урок просвещение».

В 2014 г. Воронежский Государственный Педагогический Университет проводил « 2 фестиваль инновационных педагогических идей», в котором я принимала участие.

В 2015 году я вступила в Ассоциацию творческих педагогов России и отправила на конкурс проект учеников 6х классов «А все - таки она вертится» на Всероссийский фестиваль педагогического творчества «Проектная и творческая деятельность» учащихся. По итогам конкурса ученики получили Диплом, а мне Благодарность.

Я стремлюсь повысить свое педагогическое мастерство путем обмена опытом с творческими учителями через ресурсы сети Интернет, веду свою персональную страничку, участвую на педагогических форумах, а еще принимаю участие в методической работе, делюсь своим опытом с коллегами:

Регулярно принимаю участие и обмениваюсь опытом своей работы на городских методических объединениях.

В декабре 2012 года наша школа проводила День открытых дверей. Работа творческих лабораторий «Реализация и внедрение ФГОС». Я делилась опытом работы

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии»

(Подготовила у чительгеографии Гайнутдинова Г. А.)

П Л А Н

I . ВВЕДЕНИЕ c . 3

II .ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО c . 4

ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕ-

НИЯ ГЕОГРАФИИ

1. с. 5

2. Урок в VI классе на тему: «Выветривание» с. 7

III . ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХ- с. 10

НОЛОГИИ ПЕРСПЕКТИВНО – ОПЕ-

РЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯС. Н.

ЛЫСЕНКОВОЙ

IV .ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИ- с. 13

ЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

V . ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД с. 13

К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ

VI .ПРИМЕРЫВИДОВ ГЕОГРАФИЧЕС- с. 16

КИХ ЗАДАЧ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

VII . ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 19

VIII .ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА с. 20

I. ВВЕДЕНИЕ

Обществовсегда нуждалось в творческих гармонично развитых личностях. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развитиядетей.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы. Наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциаладетей составляет актуальную задачу современного образования.

Каждый учитель, работающий сгруппой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей. К сожалению, чаще всего дети не реализуют свой потенциал, им тесно в рамках только урочной деятельности.

Поэтому цель педагога, работающего с детьми, является создание такого образовательного пространства, которое бы обеспечивало развитие способностей детей и, следовательно, их индивидуальный личностный рост.

В создаваемом развивающем пространстве,личность ребенка рассматриваетсянами через категории субъ

екта, свободы, саморазвития, целостности, самообразования, самореализации.Сам учебный процесс, его категории- цели, содержание, методы, формы, средства -как личностно значимые для учащихся,являющиесяпродуктом их личностногоопыта. Это образовательное пространство помогаютвыстроить фундаментальные идеи С.Л.Рубинштейнао деятельности и личности. Как же организовано это пространство? Каковы его структура, цели, задачи, содержание?

Вся работа может быть представлена в следующих этапах:

I этап –Подготовительный. Включает в себя:

* Диагностику развития детей

Наблюдение за детьми в урочной деятельности (отношение к предмету,уровень развития речи, активность мышления.)

Анализ выполнения детьми проблемных географических задач, предполагающих творческий подход

Отслеживание результатов участия детей в неделях географии, школьных предметных олимпиадах, конференциях.

II этап – Реализация программы .Программа включает в себя:

* Формирование мотивации.

Средидетей всегда есть такие, чьи интересы и способностине ограничивается рамками только географии, поэтому учитель должен заинтересовать, увлечь ребенка своим предметом. Учительвыстраивает перед ребенком перспективу, показывает, как он будет развиваться, занимаясь географией, что ему даст география.

*Организация деятельности

Образовательная программапредставлена двумя блоками:

*Теоретический блок.

Цель : Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов географии, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация.

Формы работы:

Лекции

Проблемные дискуссии

Исследовательскаяработа в библиотеке с литературой

*Практический блок.

Цель : Формирование актуальных практических навыков.

Формы работы:

Практические занятия с картографическими и статистическими материалами

Решение географических задач олимпиад разного уровня

Практические работы на местности

III этап- Рефлексия. Очень важен. На этом этапе не только анализируются те задания, с которыми сталкиваются ребята, но обязательно осуществляется самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, успеха и неудачи. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности в дальнейшем. Итоги рефлексии помогают обдумать и простроить будущую деятельность.

II .Технология развивающего обучения

в процессе изучения географии

Процесс обучения школьников географии следует рассматривать как процесс формирования у них определенной системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы естественно научных и социально – экономических знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, то естьсделать обучение развивающим.

Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Цель работыразвивающего обучения:

- созданиенеобходимыхусловийдляформированиямотивационной деятельности и развитиятворческихспособностей учеников,оказание помощивформировании и развитиинавыков самоконтроля исамооценки;

- повышение уровняпрофессиональной компетентностипедагогов пообеспечениюрефлексивной деятельности учащихся;

- развитиевоспитательногопотенциала образовательнойсреды.

Одной из особенностей системы развивающего обучения является признание ведущей роли теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения с соблюдением принципа доступности в обучении.

Одной из центральных задач обновления содержания школьного курса географии является выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания учебного предмета. Осуществление принципов развивающего обучения требует от учителя не столько преподнесения учащимся готовых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач.

В изучении географии большая, чем в других предметах, роль отводится различным средствам наглядности – учебным рисункам, схемам, графикам и особенно географическим картам. В рамках традиционной системы обучения эти средства наглядности чаще служат лишь иллюстрацией к тексту учебника или учительскому рассказу и не поднимаются до роли собственно источника новых знаний об изучаемых объектах и явлениях, которую призваны выполнять в системе развивающего обучения.

Важной составляющей системы развивающего обучения является необходимость осознания учащимися процесса обучения. Учитель организует деятельность своих учеников, которые становятся активными субъектами образовательного процесса.

Другим важным условием организации развивающего обучения в преподавании географии является обеспечение школы соответствующими учебниками. В отличие от традиционных, новый учебник должен быть не столько носителем информации, сколько учебной книгой, организующей умственную деятельность учащихся.

1. Развивающее обучение невозможно без карты

Методы обучения, которые использует учитель, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Целенаправленно формируя приемы умственной деятельности, мы одновременно развиваем активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, критичность, гибкость, систематичность. При этом совершенствуются и развиваются внимание, память, воображение и фантазия школьника.

Предлагаемая мной домашняя работа как индивидуально-обособленная форма обучения важнатем, что учит ребят индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для самообразования. Она способствует не только сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценностныхкачеств личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении целей, упорство, ответственность за выполнение порученного дела. Поскольку срок выполнения задания – 2 недели, каждый ученик работает в индивидуальном темпе.

«Карта – источник новых знаний об изучаемых объектах и явлениях, а так как нет соответствующих учебных пособий, роль карт трудно переоценить». Для моего домашнего задания важно, что картыучебника* содержат и дополнительные сведения, которые расширяют обязательный материал, увеличивают объем сведений, помогают глубже понять основной материал, делают общую картину более цельной.

Я предлагаю школьникам такую работу, которая направлена на поиск в каждой карте учебника информации об Уфе, а в IX классе на уроках « Географии Башкортостан » информацию о селе Курятмасово.

Оформляется работа в виде следующейтаблицы:

ЯЯT; &яя;P>&aяя;n, уп № страницы

Название карты

Информация об Уфе

Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя.

Конкретные цели ее выполнения, перерастающие в в результаты:

1.Предупредить незнание материала.

2.Повторить пройденный материал.

3.Ликвидировать возможные пробелы в знаниях.

4.Продолжать учиться и анализировать тематические карты.

5.Научить получать с карты неявную информацию.

6.Продолжать учиться переводить картографическую информацию всловесную.

7.Учиться оформлению работы в табличной форме.

· Раковская Э.М., Баринова И.И. «Природа России» 8 класс. – М. Просвещение, 1994.

При объяснении, как нужно работать, встретилась с тем, что в ряде случаев у ребят возникли сомнения и вопросы: «А есть ли информация об Уфе на этой карте?» В этой ситуации я учу детей формулировать от обратного: «Уфа не находится в степной зоне» (пример).

После отработки этого материала учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос: «Какой карты о Республике Башкортостан нет в учебнике?» Желающие могут «создать» недостающую, на их взгляд, карту.

Думаю, что подобная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами, дает гораздо более полное представление о географии столицы Республики – Уфеи о селе.

2. Урок в 6 классе на тему:

“Выветривание. Образование осадочных обломочных горных пород”

Цели урока:

Расширить представление детей о процессе выветривания горных пород

Сформировать понятие об осадочных обломочных горных породах

Развитие познавательных процессов

Характеристика урока:

тип – урок изучения нового материала

опорные знания и умения – выветривание (курс природоведения 5 класс), умение делать описание горных пород (6 класс)

ведущие понятия – физическое выветривание, органическое выветривание, осадочные горные породы, обломочные горные породы

Оборудование : коллекция горных пород

Методы : проблемный, исследовательский, учебный диалог, самостоятельной работы, рефлексивный.

Приемы: педагогический театр, групповой работы, работа с понятием.

Этапы урока

I Этап . Организационный. Мотивация. Целеполагание.

Эпиграф урока:

“Способность видеть чудеса в обыкновенном –

неизменный признак мудрости”.

Ральф Эмерсон.

Какие замечательные слова!

А что для каждого из вас означают слова чудо, чудеса, чудесное? А мудрость?

По словарю С.И. Ожегова – чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. А для меня чудо – это наша огромная планета, а чудеса – все природные процессы, которые на ней протекают. Вот об одном таком удивительном процессе я предлагаю вам сегодня поговорить. Но сначала давайте узнаем, что это за процесс.

С участием детейразыгрывается педагогическийтеатр (действующие лица – великан, солнце, ветер, дождь). Слова учителя:

“Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры жил красивый огромный великан. Дома у него не было, потому жил он под открытым небом. Днем нещадно палило солнце, днем дул холодный пронизывающий ветер. Наступал новый день и снова испепеляющее солнце. Иногда на солнце набегали тучи, и тогда великану приходилосьочень туго, потому что каждый раз такая туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днем, год за годоми порядком подорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания и он начал быстро стареть. Он становился все меньше и меньше и таял буквально на глазах. Настал день, когда от великана ничего не осталось только горстка…”(учитель между ладонями пропускает песок)

Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном процессе шла речь?

Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что бы хотели еще узнать?

Формулировка вместе с детьми темы и целей урока

II Этап . Организация учебной деятельности

Работа с понятиями (Выветривание, физическое и химическое выветривание). Проникновение в смысл, формулирование собственного определения понятия

Структура понятия

Понятие ----------------------- Что такое?+Существенные признаки

Выветриваниепроцессразрушениеизменение

под действием солнца,

воды, ветра

Выветривание – процесс разрушения и изменениявнешними силами горных пород суши.

Работа с рисунками учебника . Поиск ответов на вопросы

Факторы физического и органического выветривания?

Роль внешних сил в разрушении горных пород?

Что является результатомпроцесса выветривания?

Да, к сожалению, на Земле нет ничего вечного. Все горные породы подвергаются активному выветриванию. Ежегодно из-за выветривания Великая пирамида в Гизе уменьшается в высоту на 0,2 мм. Для того, чтобы гранит превратился в глину требуется 50-90 тыс. лет. И так день за днем, год за годом формируются обломочные горные породы – щебень, галька… Работа с по определению понятия.

Организация групповой практической работы по изучению различных видов обломочных горных пород (щебень, галька, гравий, песок, глина) по алгоритму:

*Название

*Плотность (плотная, рыхлая, сыпучая)

*Твердость

*Размер обломков (крупно-, средне-, мелкообломочная)

*Форма обломков (окатанные или нет)

*Использование человеком

По итогам работы каждая группа представляет устный отчет. Формулируются выводы.

Рефлексия результатов коллективной деятельности.

Творческая работа . Коллективный рассказ на тему: “Если бы песчинка умела говорить…” Возможно несколько вариантов работы – по рядам, несколько человек у доски, или по выбору учителя называется ребенок, который должен продолжить рассказ

III Этап . Подведение итогов.

Рефлексия коллективной и индивидуальной деятельности.

Домашнее задание.Написать сочинение-миниатюру “Увидеть мир в зерне песка”.

Вдохновляющими строками к сочинению могут быть слова Уильяма Блейка:

“В одном мгновенье видеть

вечность

Огромный мир в зерне песка,

В огромном камне – бесконечность

И небо – в чашечке цветка”

III. Применение элементов технологии

перспективно – опережающего обучения С . Н.Лысенковой.

Технология перспективно – опережающего обучения- одна из развивающих, которую можно применять в средней школе.

Классификационные параметры:

*По характеру содержания и структуры: обучающее – воспитательная, общеобразовательная.

*По организационным формам: традиционная классно-урочная.

*По типу управления познавательной деятельности: современное традиционное обучение.

*По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.

*По доминирующему методу: развивающее, поисковое, т в орческое.

*По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Целевые ориентации:

*Усвоение ЗУН, ориентир на стандарты.

*Успешное обучение всех учащихся.

*Выявление продвинутых учеников по предмету.

Концептуальные положения:

*Личностный подход педагогики сотрудничества.

*Успех – главное в условии развития детей в обучении.

*Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь.

*Предупреждение ошибок, коррекция.

*Доступность знаний для каждого.

Особенности содержания

Расширение изучения географии за рамками учебного плана и требований школьной программы, а также уменьшение объективной трудности некоторых вопросов программы через опережающее их введение в учебный процесс.

Главное назначение школьной географии – дать учащимся объективную картину мира, показать ее отличия от места к месту. Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинно-следственных связей, взаимозависимости природных компонентов служит основой для понимания глобальных проблем человечества. Подготовка ребенка, будущего выпускника школык жизни – конечная цель образовательной системы. Принципиально важно, что и как формировать у него для ее достижения.

В школьной практике часто встречаются ученики уровня продвинутого обучения, которых просто необходимо знакомить с дополнительнымили усложненным материалом, содержание которого выходит за рамки программы, превышающей базовое обучение. Возможно ознакомление с этим материалом всех учащихся, но без последующего контроля.

Так в программе по географии крайне ограниченматериал, знакомящий учеников с научными трудами фундаментальной науки. Кратко учащиеся узнают об исследованиях Н. Миклухо-Маклая, Н.И.Вавилова, Н.М.Пржевальского, В.В.Докучаева и многих других великих географах. В программе нет больше гипотез И.Канта и П.Лапласа об образовании Солнечной системы, гипотезы О.Ю.Шмидта.

Однако без получения информации об этих трудах трудно представить полноценное изучение географии. Программный материал сжат и очень конкретизирован – значит, дополнение и усложнение можно провести в отведенное урочное время.

Как я это осуществляю?

Например, предлагаю рассмотреть фрагмент процесса при изучении литосферы Земли. «Плиты литосферы» - урок географии в VII классе. Тема сложная, но интересная и увлекательная, когда понятна ученикам. Поэтому ее изучение начинаю намного раньше, чем предусмотрено программой. В VI классе при изучении темы «Основные формы движения земной коры»дети учатся сравнивать особенностей строенияматериковой и океанической земной коры и есть глубокий смысл в том, чтобы познакомить учеников с подвижными и устойчивыми (плиты литосферы, платформы и сейсмические пояса). Возвращаясь к изучению литосферы в VII классе, вспоминаем, что знаем о ней, используем ранее полученные знания для уточнения новых понятий, их обобщения. Таким образом, опираясь на знания продвинутых учеников, материал не будет восприниматьсяна уроке как сложный и непонятный.

Начало темы может быть разным, но это перспективная подготовка, то есть начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемой в данный момент.

Перспективная тема дается на каждом возможном этапе малыми дозами. Когда тема станет основной, то раскрываться будет медленно, последовательно, со всеми причинно-следственными связями. Можно вовлечь в обсуждение сильных учеников, затем средних и слабых. Получается, что все понемногу учат друг друга, чувствуя себя главными действующими лицами урока. Учителю остается организовать обобщение темы на основе определенных зунов.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

1.Предварительное введение первых порций будущих знаний.

2.Уточнение новых понятий, их обобщения и применения.

3.Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоения учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память:

образование первичной литосферы

первые материки

дрейф материков

теория литосферных плит

современные области и пояса вулканов и землетрясений

географический прогноз

применение знаний по географии в дальнейшей жизни.

Связующим звеном цепи между годами обучения является большая перспектива – четвертый этап изучения, им оканчивается и начинается каждый учебный год. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется « пробно-порцианальным ».

Технология перспективно – опережающего обучения- одна из развивающих, которую можно применять в средней школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю более полно учитывать особенности учащихся (уровневую дифференциацию), а учащимся – возможность заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно.

IV .Технология

личностно ориентированного обучения

Технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, то есть перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

Технология личностно ориентированного обучения включает технологию разноуровенного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного (модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися.)обучения и другие. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий помогает особое внимание уделять к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:

*структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;

*реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.

V .Дифференцированный подход

к изучению географии

В преподавании географии, как и других предметов, можно широко применять дифференцированный подход. Это и индивидуальная работа с учащимися на основе системы дифференцированных заданий, и проведение факультативных занятий и кружковая работа.

В сельских школах, чаще всего мы работаем в классах, где учатся дети с разным уровнем развития, и нам неизбежно приходится ориентироваться на средний уровень их подготовленности. Необходимо дать учащимся для усвоения, прежде всего, те знания, которые предусмотрены государственным стандартом общего образования. Но ведь в таких классах, как правило, есть дети, которые могут и хотят знать больше. Как быть с ними? Вот поэтому при объяснении нового материала, чтобы таким участникам не было скучно, я часто задаю вопросы проблемного характера, прошу их высказывать и доказывать свою точку зрения, активизируя, тем самым, их мыслительную и познавательную деятельность, развивая логическое мышление, раскрывая логическое мышление, раскрывая их способности.

В своей работе особое внимание уделяю развитию мыслительно-аналитической и творческой деятельности учащихся, умений самостоятельной работы с учебником, картой и с другими источниками географических знаний, выявлять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. В работе с VII классом по теме «Внутренние воды южной Америки» использовала систему развивающего обучения, важной составляющей которой является необходимость осознания учащимися процесса получения знаний :

Цели урока: а) углубить и конкретизировать знания учащихся о рельефе, климате и внутренних водах Земли; сделать определенные «открытия» на примере внутренних вод Южной Америки, составить общее представление о внутренних водах материка на основе установления их зависимости от рельефа и климата;

в) продолжить развитие умений учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, работать с различными источниками знаний;

в) воспитывать интерес к уроку;

Оборудование: мультимедиа учебник «География. 7 класс», кинопроектор, атласы (VII класс), физическая карта Южной Америки, физическая карта полушарий, выставка книг. Записи на доске:таблица, самый высокий вулкан, самое сухое и самое влажное место на Земле, номера команд для подсчета результатов игры.

Ход урока.

I. Организационный момент:

- распределение учащихся по группам (в каждой группе по 5-6 человек);

- знакомство с правилами соревнования (за каждый правильный ответ команда получает балл, более сложные задания оцениваются по 5-ти бальной системе);

- постановка цели урока.

II. Проверка знаний – подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель.

- Мы знаем, что в природе все взаимосвязано и поэтому предлагаю, прежде чем приступить к изучению внутренних вод материка, вспомнить основные понятия, которые вам помогут сделать свои «открытия».

Разминка по вопросам:

1.Каковы особенности географического положения материка?

2.Какие две части можно выделить в рельефе Южной Америки?

3.Что особенного вы можете сказать о горной цепи Анд?

4.Назовите самую высокую вершину Южной Америки и ее высоту.

Вулкан Льюльяйльяко высотой 6723 метра, расположенный на границе Чили и Аргентины. Он является самым высоким вулканом мира.

5.Есть ли вершины в Южной Америке, покрытые льдами, назовите их.

6.Назовите климатические пояса, в которых расположена Южная Америка.

7.Где и почему выпадает самое большое колтчество осадков на материке.

8.Назовите самое сухое место на материке. (Учитель конкретизирует ответы учащихся – это второе «открытие» для учащихся.)

9.В каком климатическом поясе наиболее ярко выражены сезонные различия в выпадении осадков за год?

10.Как влияет рельеф на климат материка?

III. Изучение нового материала.

Учитель.

- Вспомнив основные понятия предыдущих тем, мы можем приступать к изучению нового материала. Но сперва ответьте – что же относится к внутренним водам материка?

1)вспомнить основныепонятия, связанные с водами суши;

2)ответить на ряд необходимых вопросов, сделать какое-то «открытие», связанное с внутренними водами Южной Америки;

3)рассказать что-то интересное об исследуемом объекте.

Карточка №1.

Задание 1.Из курса 6-го класса вспомните определения что такое: река, исток реки, устье реки.

Задание 2.Назовите и покажите на карте крупнейшие реки Южной Америки. Скажите, к бассейну какого океана они относятся и почему именно к этому? Есть ли реки в Южной Америке, относящиеся к другим бассейнам? Какой тип питания имеют реки?

Задание 3.Расскажите подробнее о реке Ориноко.

Карточка №2.

Задание 1. Из курса 6-го класса вспомните определения что такое: речная система, речной бассейн, водораздел.

Задание 2.Почему Амазонка полноводна весь год, но ее левые притоки разливаются с марта по сентябрь, а правые с октября по апрель?

Задание 3.Расскажите подробнее о реке Амазонка.

Карточка №3.

Задание 1. Что такое озеро? На какие два основных типы делятся все озера?

Задание 2.Сравните бассейны внутреннего стока Южной Америки и Африки.

Задание 3. Что особенного вы можете сказать об озере Титикака?

На выполнение заданий дается 8-10 минут.

IV. Закрепление.

Пока идет подсчет результатов, посмотрим слайды и видеофрагменты о реках, водопадах и озерах Южной Америки, затем ответим на тестовые вопросы. (учитель конкретизирует ответы учащихся.)

V. Обобщение.

- Что нового для себя открыли?

VI. Подведение итогов.

Команда, занявшая I место, получают оценку «5», второе и третье – «4», наиболее активные учащиеся и те, кто готовил дополнительный материал, также получают – «5».

Домашнее задание.

Параграф на стр.,изучить основные факторы, влияющие на формирование внутренних вод материка, выучить названия рек и озер по карте и нанести их на контурную карту.

VII. Примерывидов географических задач, используемые в учебной

деятельности

1.Задачи на поиск причинно- следственных связей (в том числе причинно-следственных цепочек):

· По оценкам ученых у берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 тысяч айсбергов. Айсберги Антарктиды “ живут” дольше гренландских: антарктические-6-12 лет, гренландские-3-4 года. Что является причиной долголетия антарктических айсбергов?

· Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений:

1.Австралия продает на экспорт баранину и шерсть

2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик

3.Австралия- достаточно жаркий и самый сухой материк

4.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство

2. Расчетные задачи:

· Известно, что 1 тонна нефти, разлитой на поверхности воды, образует нефтяное пятно площадью около 6 кв.км. Какую площадь покроет нефтяное пятно в случае аварии танкера водоизмещением 1000 тонн, 5000 тонн?

· Площадь тропических лесов на планете составляет около 400 млн.га. (2000 год) Известно, что ежегодно вырубается примерно 7 млн.га. леса. Через какое время тропические леса наповерхности Земли могут исчезнуть, если темпы уничтожения не изменятся?

· Известно, что в начале 60-х гг. средняя глубина Аральского моря составляла около 30 м. Забор воды из Сырдарьи и Амударьи на орошение привел к уменьшению объема и площади этого водоема. Гидрологи подсчитали, что каждый год его уровень падает примерно на 40 см. Когда может прекратить существование Арал, если не принять срочных природоохранных мер?

3.Задача на сопоставление, сравнение изученных объектов:

· В Южной Америке есть своя береговая пустыня – Атакама. Какие пустыни Африки и Австралии имеют аналогичное происхождение?

4. Задачи на моделирование и прогнозированиегеографических объектов, ситуаций и явлений:

Покажите на схеме, как расположились бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части, а не в центральной.

Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.

Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если реку Объ “повернуть” и направить для орошения пустынь Средней Азии.

5. Задачи на группировку объектов:

· Проведите группировку стран Африки, используя политическую карту, на основании их географического положения. Страны возьмите на выбор.

· Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе; в каждой группе должно быть не менее двух объектов: Нигер, Атлас, п-ов Сомали, Килиманджаро, Калахари, Лимпопо, Нил, Сахара, Конго, влк. Камерун, гора Кения, оз.Ньяса, р.Замбези, оз.Танганьика, Гвинейский залив, Мозамбикский пролив, Эфиопское нагорье, оз.Виктория, Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня

6.Задачи на узнавание объектов и явлений по признакам (работа с климатическими диаграммами, художественными описаниями, характеристиками):

· “Этот район – один из самых больших по площади и самых малонаселенных. Здесь находится самая полноводная река страны и построены крупнейшие ГЭС. Его огромные минеральные богатства еще ждут своего освоения” О каком районе России идет речь?

· “ Эта африканская страна была в прошлом французской колонией, а сейчас она член ОПЕК, один из крупнейших экспортеров нефти и газа. Это одна из немногих стран, название которой совпадает с названием ее столицы”. Определите, к какой стране относится следующее описание.

VII . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление целенаправленной системы работы на уроках географии обогащают внутренний мир детей. В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков:

Установление причинно-следственных связей;

Нахождение новых нестандартных способов решения задач;

Стремление открывать и исследовать новое;

Интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей.

Работа учителя с детьми – это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, знаний в области психологии детей и их обучения. Этотруд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящийудовлетворение. Сотрудничество учителя иребенка ведет к взаимному обогащению.

Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством дляеголичностного роста.

Усвоение детьми содержания предмета является не самоцелью, а лишь средством развития ихличности, их индивидуальности. Не усвоение готовых знаний, а освоение определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний, которые могут рождатьсяна уроке.

Освоение интеллектуальных операций, являющихся основоймышления, амышлениемы понимаем как деятельность, вследствие которой ребенок выходит за пределы, за границы собственного сознания. Мышление постоянно требует нового опыта, а не копировки старого.

Как важно в наш век, “век прогресса и страстей”, научить ребенка

любить свой Дом, поддерживать в нем порядок и всегда помнить о

том, что все мы дети Земли!Какие качества я хочу

воспитываать в своих учениках? – доброту и ответственность.

Ответственность за свои слова, за своипоступки.

Жизнь человека это только “миг между прошлым и будущим”.

Каждый после себя оставляет своеобразное эхо. И только от нас зависит, каким оно будет – коротким и безликим или продолжительным и ярким.

Стараюсь помнить об этом всегда и донести это до своих учеников!

VIII . ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Журнал «География в школе»

№ 2, 1996 год/с. 43-48/

№ 2, 1999 год/с. 33-35/

№ 3, 1999 год/с. 62/

№ 4, 1999 год /60-63/

№ 5,1999 год/с. 37-40/

№ 6, 1999 год/с.51/

№ 7, 1999 год/53-55/

№ 2, 2000 год. / с. 67-71/

№ 3, 2000 год/ с. 62/

№ 4, 2001 год/с. 51, 52, 88-89/

2. Журнал «Начальная школа», № 1, 1999 год. /с. 54-57/

3. Журнал «Башкортостан укытыусы h ы»

№ 12, 2006 год

№ 1, 2007 год.

4. Материал из Интернета

Творческий отчет учителя географии МОУ гимназия 46 Мериновой Л.И. в рамках Национального проекта «Образование»




Основные сведения Педагогический стаж 24 года Высшая квалификационная категория с 2000 г. Отличник народного просвещения 1996 г. Лауреат именной премии Губернатора Московской обл. в рамках Национального проекта «Образование 2008 г. Почетный знак «За доблестный труд» Главы Люберецкого района 2008 г. Руководитель кафедры учителей естественно-географического образования МОУ гимназия 46 с 2004 г. Эксперт ЕГЭ по географии в Люберецком районе с 2006 г. Дипломант I Научно-практической конференции педагогических работников Люберецкого района 2007 г. Член аттестационной комиссии МОУ гимназия 46 с 2007 г.




Темы самообразования Развитие интереса учащихся к географии с помощью разнообразных форм внеклассной работы 2003 – 2008 Создан музей «Природные и культурные достопримечательности регионов мира» Стенд «Геоновости» Проектная деятельность Летние задания Экскурсии Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам 2007 – 2009 Выступления на заседаниях РМО, ШМО в 2007, 2008 гг. Экспонат музея. Грамота с нулевого меридиана Великобритания 2007 г. Суздаль г. ЕНИСЕЙ Эта великая река Проект учащихся 7А класса Прохорова В. и Нежинского Н г.


Инновационные образовательные технологии Опорные логические конспекты 80 % Проблемное обучение 40 % Проектная деятельность 40 % Игровые технологии 30 % Здоровьесберегающие технологии 30 % Модульные технологии 20 % Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 20 %


Открытые уроки 2005 г.Русская Америка Урок–конференция 7 кл. Экология Малаховского озера Урок-экологический проект 7 кл г.Экскурсия по поселку Малаховка Урок–путешествие 6 – 7 кл г.Аномальные явления погоды января 2007 года Урок – конференция 8 кл. Экономические и социальные события России января 2007 года Пресс-конференция 9 кл. Загадки мирового океана Урок – игра 6 кл. Природа и страны Южной Америки Урок – путешествие 7 кл г.Проблемы независимости Косово и размещения ПРО в Европе Заседание политклуба 9 – 10 кл. Чрезвычайные ситуации в современном мире Урок-викторина 10 – 11 кл. Знатоки Южной Америки Турнир-соревнование 7 кл г.Озера, болота, искусственные водоемы Урок с использованием ИКТ 6 кл.






Внеклассные мероприятия Круглые столы Районные олимпиады 2004 – 2005 г.7 кл.Пономарева А.1 место 8 кл.Мазурин В.1 место 8 кл.Галкина Е.3 место 10 кл.Иванова А.3 место 2006 – 2007 г.9 кл.Каменкова К.2 место 2007 – 2008 г.10 кл.Каменкова К.2 место 2008 – 2009 г 11 кл.Шора Е.3 место 2009 – 2010 г 7 кл.Жаворонков А.1 место 7 кл.Меринов А.3 место Экскурсии Краеведческий музей г. Люберцы Защита проектов


Межрегиональная Ассоциация учителей географии России (РАУГ) Цели: консолидация сил учителей географии для повышения их профессиональной квалификации, углубление межрегиональных и международных связей, повышение уровня географического образования школьников, воспитание молодежи в духе приоритета общечеловеческих ценностей, интернационализма, любви к Родине, обеспечение социальной и правовой защиты учителей Задачи: помощь учителям географии в их профессиональной деятельности; организация научно-методических конференций, семинаров, встреч; разработка новых учебных программ, учебных и методических пособий, средств обучения географии; организация научных полевых экскурсий и экспедиций по Российским и международным маршрутам, методическая помощь в организации туристско-краеведческой деятельности учащихся; проведение независимой общественной экспертизы учебных и учебно-методических пособий и участие в аттестации учителей; оказание методической помощи в проведении областных (краевых), республиканских и Всероссийской олимпиад школьников по географии; укрепление профессиональных контактов с зарубежными учеными и педагогами, с национальными объединениями учителей географии; оказание безвозмездной помощи школам-интернатам детей-инвалидов детства и сирот в обеспечении дидактическими материалами и научно-популярной литературой по географии; содействие учителям географии в защите их правовых и социальных интересов. Создана 16 – 17 февраля 1995 г. на Учредительном собрании учителей географии


Работа в РАУГ Повышение квалификации Полевые практикумы 2007 г. Иркутск Институт повышения квалификации работников образования 2008 г. Пермь Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования июль 2007Байкал март 2008Снег и лед в природе Урала июль 2009Природно-хозяйственный комплекс Северо-Запада России


Работа в РАУГ Конференции Круглые столы В редакции газеты «Первое сентября. География»Работа с ГИС «Живая География» (Новенко Д.В.) «Школа Будущего» 2030 Москва, 2008 Мастер-классы Карелия, 2009 Вешкельская СОШ «Национальное блюдо карел – калитка» Урок – практикум по декоративно- прикладному искусству Карелии