Изобразительно- выразительные средства тропы (а3) подготовила: попова г.н., учитель русского языка и литературы. Презентация по литературе "изобразительно-выразительные средства языка" Выразительные средства языка спит земля

I. Тропы

(слова и выражения , используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример
Эпитет Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальныеполяны льет печально свет она.
Олицетворение Уподобление неживых предметов человеку Спит земля в сиянье голубом.
Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений (используются союзы КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО) Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит.
Метафора Скрытое сравнение Горит восток зарею новой…
Гипербола Излишнее преувеличение свойств предмета В сто тысяч солнц закат пылал…
Литота Чрезмерное преумень- шение свойств предмета Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
Ирония Скрытая насмешка; употребление выражения в смысле, обратном буквальному Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к Ослу в басне И. Крылова)
Перифраза Замена названия предмета описательным оборотом Царь зверей (лев). Братья наши меньшие (животные)
Метонимия Замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (то есть корабли с флагами всех стран)
Синекдоха Название части предмета употребляется вместо названия целого или наоборот Пуще всего береги копейку (то есть деньги)

II. Фигуры речи

(особые синтаксические конструкции , придающие речи выразительность )

Название фигуры речи Что понимается под этой фигурой речи Пример
Антитеза Резкое противопоставление(используются антонимы) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!
Инверсия Обратныйпорядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)
Оксюморон Сочетание несочетаемых понятий Сладкая горечь воспоминаний.
Градация Расположение слов (однородных членов) по нарастанию или убыванию их значения Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах.
Парцелляция Намеренное разделение одного предложения на несколькочастей Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
Анафора Повторение сходных слов в начале близко расположенных фраз Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Эпифора Повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Риторический вопрос Вопрос, который не требует ответа Что день грядущий нам готовит?
Риторическое обращение Эмоциональноеобраще-ниек людям, которые не участвуют в общении, или к неодушевленнымпредметам Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете!
Эллипсис Пропуск сказуемого, при-дающий речи динамизм Мы села – в пепел, грады – в прах.
Лексический повтор Намеренное повторение одних и тех же слов для усиления эмоциональ-ности высказывания Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спалиоблака!
Вопросно-ответная форма изложения Форма изложения, при которой чередуются вопросыи ответы Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно .
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.
Однородные члены предложения Перечисляемые действия, предметы, признаки Были это веселые, сильные и смелые люди!

III. Звукопись

ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

ЭПИТЕТ - это образное определение, отве­чающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.

Сквозь волнистые туманы проби­рается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин)

Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лед неокрепший на речке студе­ной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)

МЕТАФОРА - перенос свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства

В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло;

Багровый костер заката (И.А. Бу­нин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)

МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

В) название места действия заме­няет название людей, находя­щихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наимено­вания человека.

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)

Я три тарелки съел (И,А. Крылов)

Выпил всю бутылку.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).

Я прочи­тал всего Тургенева.

Ликует буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов)

Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот

А) единственное число употреб­ляется вместо множественного;

Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного;

В) родовое понятие вместо видо­вого;

Г) видовое понятие вместо родо­вого.

И слышно было до рассвета, как ли­ ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

Раздирает рот зевота шире Мекси­ канского залива (В.В. Маяковский)

В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).

ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И.Крылова).

ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев) Братья наши меньшие (вместо животные)

Приёмы - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи ):

АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с по­мощью антонимов.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)

ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное расположение слов или выраже­ний в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием или убыванием зна­чимости.

Светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза.

Все грани чувств, все грани прав­ды

Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души, живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.

А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А. С. Грибоедов)

Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.

АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в начале строк или в начале предложений.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, ко­гда снега метут,

Жди, когда жа­ра,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.

Я не знаю, где граница

Между Се­вером и Югом,

Я не знаю, где гра­ница

Меж товарищем и другом! (М. Светлов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности высказыва­ния.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ - форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕ­СКИЙ ПАРАЛЛЕ­ЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)

ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.

Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)

Синтаксические средства выразительности:

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении.

Например, в предложении "А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"

ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.

Например, в предложении "Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.

ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.

Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения.

Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)

или в предложении "Что вьёшья, ласточка , к окну, что, вольная , поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка", "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.

Например, "Дуэль!"

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.

Например, "А как же Пушкин? "

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.

Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.

Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)

РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.

Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то...Смеётся... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.

Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой... " (Е. Носов)

Фонетические средства выразительности.

Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Не красов)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)

Лексические средства выразительности:

СИНОНИМЫ - близкие по значению слова.

Мой ласковый и нежный зверь.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.

Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопостав­лены по значению только вданном тексте.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).

Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ном смысле.

За тридевять земель, работать спустя рукава.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - би­рюком.

В оврагах водились козюли . (= змеи) (По И.С. Тургеневу)

ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.

Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин) ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.

Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём , что ли!" (С. Львов)

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…

ТРОПЫ – слова, используемые в переносном значении. Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение. С их помощью автор передаёт своё отношение к изображаемому.

Определение тропа Роль в тексте Примеры
ЭПИТЕТ – образное определение, которое выражается обычно именем прилагательным («жестокая буря») в переносном значении, но может быть и наречием («горячо любить»). Усиливают выразительность, образность, яркость языка. Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к изображаемому; раскрывают внутреннее состояние героя. А за рекою робко блестят золотые огни. Через полчаса раздались нетерпеливые звонки. Выйти из операционной, устало так улыбнуться и сказать… А Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. МаленькийТимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо.
СРАВНЕНИЕ - сопоставление предметов на основании общего у них признака. Обы-чно сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто. Также может выражаться формой творительного падежа существительных . Может присоединяться словами подобный, похожий.
Сравнения, как и эпитеты, играют те же роли в тексте: усиление его изобразительности и образности, создание более ярких, выразительных образов; выделение, подчеркивание каких-либо существенных признаков изображаемых предметов, их признаков, качеств, действий; выражение авторских оценок и эмоций. Собака вздохнула глубоко и громко, как человек. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит Змейкой мчится по земле позёмка. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств; для выражения авторских характеристик предметов. Спит земля в сиянье голубом.Про учительницу Ксению Андреевну говорили, что у неё руки поют. Дикая рябинка со своею благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила птичек.
МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Поэтому метафору часто можно переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста усиливает зримость и наглядность изображаемого. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. Багровый костёр заката. Всей своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. И теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа. Увидеть глаза, которые остановились от страха и ожидания.
ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) - замена названия предмета каким-либо описательным оборотом. Перифразы позволяют: выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого предмета; ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; избежать неоправданного повтора. Перифразы (особенно развернутые) позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание. Так вот и сидел я на полянке, отдыхал и разглядывал лесного короля. (т.е. оленя) Покорители горных вершин (альпинисты) Город белых ночей (Петербург) Чёрное золото (нефть)
ИРОНИЯ – скрытая насмешка. Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Оценка того, что осмеивается. Высмеивание отрицательных качеств предмета, героя. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?) (в обращении к ослу). Продаются мужские костюмы. А цвета какие? Огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато-серый…
ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям яркую эмоциональную окраску, передавать авторскую оценку. Звонили, наверное, раз сто. Опять рыжики нашёл Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. Мурлышка – вся её жизнь.
ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета. Мужичок с ноготок. Мы – меньше муравьёв лесных.

Синтаксические средства (фигуры речи)



Фигуры речи – это особые синтаксические конструкции.

Антитеза выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен;. . . если надо молчать - ты кричишь; когда следует говорить- ты молчишь .

Градаци я - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в порядке убывания значений (“нисходящей градации”). Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой - то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. . . ” Первое предложение построено на основе “восходящей” градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.

Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.

Лексический повтор - повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.

Анафора - разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи.

Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. . . Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. . . Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Период - это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена - тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература - это наша национальная гордость!

Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы!

Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально - оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?

Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы , жадность – в обличии волка , коварство – в виде змеи .

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно - смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флёров - всё умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Эллипсис - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех – окнах любопытные, на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо - комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.

Пафос - (чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем.

Изобразительновыразительные средства ТРОПЫ (А3) Подготовила: Попова Г.Н., учитель русского языка и литературы ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку  Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)  Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов) СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит МЕТАФОРА Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло) МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку МЕТОНИМИЯ Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский) ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В сто тысяч солнц закат пылал. АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь! АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь ФРАЗЕОЛОГИЗМ Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу Алгоритм выполнения А3 1. Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин; 2. Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов 3. Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности 4. Выбери правильный ответ ТЕСТЫ 1. 2. 3. 4. Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает. «Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня. Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола 1. Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую. 2. Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3. - Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4. - Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах. Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет. 1. Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. 2. Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. 3. На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. 4. Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку. ЛИТЕРАТУРА С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, 2012. Шаблон для презентации взят на одном из сайтов

Вариант № 1

    О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно?

    Лежал закат костром багровым.

    Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня.

    …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего.

    Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

    Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

    У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

    Ярко, пламенно, раскалённо было на дорожках от листа кленового и ясеневого.гр

Той грустной радостью, что я остался жив?

    Сыграйте мне Брамса.

    Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет.

    Он ждал. Его и Петровича.

    Люблю тебя, Петра творенье!

    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Вариант № 2

Укажите средства речевой выразительности:

    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие…

    Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались.

    Он правит мной. Подсказывает. Корректирует.

    У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.

    Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

    Отсель грозить мы будем шведу.

    Ягода в этом году не уродилась.

    Страна восходящего солнца.

    Язык длинный, мысли короткие.

    Голубым хрусталём загорается на заре Венера.

    Жизнь человека – один миг.

    Я тебе миллион раз говорил.

    Ею восхищались, ее превозносили, перед ней преклонялись, ее боготворили.

    Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.

Вариант № 3

Укажите средства речевой выразительности:

1.Сбежался весь город.

2. Вьюга злится, вьюга плачет…

3. Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других.

4. Уснуло всё. Окно. И снег в окне.

5.В доме ни крошки хлеба.

6. В саду горит костёр рябины красной…

7. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит.

8. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

9. Братья наши меньшие.

10. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

11. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.

13. Ну что ж, садись, светило.

14. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Вариант № 4

Укажите средства речевой выразительности:

    Я прочитал всего Тургенева.

2. Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.

3. Мы работали долго. Очень долго. До утра.

4. Я сделал уроки за пять минут.

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

6. Солнце русской поэзии.

7. Звонили, наверно, раз сто!

8. Осенью валится желтый лист.

9. Кленовый лист напоминает нам янтарь.

10. Топи да болота, синий плат небес.

11. У сильного всегда бессильный виноват.

12. Звонкая тишина

13. Спит земля в сиянье голубом.

14. Утро туманное, утро седое.

Вариант № 5

Укажите средства речевой выразительности:

    Вся в пыли торчит щетина придорожного хвоща.

    Покупатель выбирает качественные продукты.

    Огонь истребил деревню.

    Ее любовь к сыну была подобна безумию.

    Слезы у нее текли ручьем.

    Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

    В сенат подам, министрам, государю.

    Покорители горных вершин.

    Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

    С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

    Спит земля в сиянье голубом.

    Перед нами безбрежное поле.

    Дома новы, да предрассудки стары.

    Мне грустно потому, что весело тебе.

Ответы:

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Вариант №5

Олицетворение

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Метонимия

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Градация

Синекдоха

Метафора

Парцелляция

Оксюморон

Парцелляция

Метонимия

Синекдоха

Парцелляция

Сравнение

Антитеза

Метафора

Синтаксический параллелизм

Гипербола

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Метафора

Перифраза

Гипербола

Синекдоха

Сравнение

Гипербола

Градация

Градация

Перифраза

Гипербола

Синекдоха

Перифраза

Оксюморон

Антитеза

Перифраза

Сравнение

Синтаксический параллелизм

Метонимия

Сравнение

Градация

Метафора

Парцелляция

Антитеза

Олицетворение

Парцелляция

Гипербола

Синтаксический параллелизм

Оксюморон

Перифраза

Градация

Синекдоха

Олицетворение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

© 2024. atkar.ru. Портал о потолках. Ремонт и операции. Дополнительные элементы.