Прорезная резьба по дереву с рельефным рисунком. Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Рельефная резьба по дереву может стать не просто увлечением. Освоив навыки владения инструментов и познакомившись с технологией, мастер сможет получить хороший и стабильный источник дополнительного дохода. Украшения из дерева востребованы и в квартирах, и в загородных домах.

Пример картины выполненной рельефной резьбой

Резьба по дереву — традиционный промысел многих народов. Этот тип прикладного искусства имеет многовековую историю. И за это время мастера создали несколько разновидностей технологий, таких как:


К тому же как отдельную разновидность специалисты выделяют обработку дерева в кудринском стиле (кудринско-абрамцевском). Своим названием стиль обязан месту своего рождения — деревне Кудрино в Подмосковье. Он отличается обильными растительными орнаментами, гирляндами из цветов, в которых помещены своеобразные животные и птицы.

Свое название тип обработки дерева получил от слова «рельеф», что в нашем случае понимается как участки, поднятые над общей поверхностью. Плоскорельефная резьба, в свою очередь, делится по способам исполнения на:

  • барельефную;
  • горельефную.

Первый тип имеет высокий рельеф, второй — более низкий. Признаком глухой разновидности обработки древесины является сплошная резная поверхность фона без ровных поверхностей.


Пошаговое выполнение плоскорельефной резьбы

В фон расположен ниже уровня рисунка, и его выбирают стамеской того или иного типа. Одна из разновидностей художественной обработки дерева — . Она отличается от рельефной тем, что на поверхность материала наносится рисунок, контуры которого выбираются специальным инструментом.

Выступающая часть остается плоской, и только контуры подчеркивают изображение, в то время как рельефно выполненная резьба имеет фигурную поверхность рисунка.

Отметим, то прорезная обработка подразумевает полную выборку фона, то есть рисунок словно висит в воздухе.

Что можно получить, вырезая по дереву

Основным рисунком, который выполняется в технике плоскорельефная резьба или же другой его разновидности, является . Это может быть простой геометрический рисунок или же растительность, стилизация.


Пример шкатулки выполненной рельефной резьбой

Более опытные мастера включают в свои работы изображения животных, птиц, людей. Присутствуют как традиционные народные сюжеты, так и композиции на темы современности. Все упирается в мастерство автора и его умение перенести на доску изображение.

Поскольку исходным материалом для такого типа работы является деревянная доска, то из нее делают:


Ассортимент изделий очень велик. Рельефно можно обработать поверхность разделочной доски и подоконник, в общем, любую вещь в доме, имеющую плоскую поверхность. Наиболее востребованными являются сувениры, выполненные в стиле рельефная или контурная резьба.

Сделанная своими руками вещь в традиционном народном духе станет прекрасным подарком для родных и близких. А еще, освоив работу, мастер сможет продавать сувениры через интернет. Такие изделия очень востребованы, особенно за границей.

Как выбрать и подготовить дерево для резьбы

Начинать тренироваться делать резные рельефные поверхности можно на уже готовых досках. Подойдут полки со старых стеллажей, детали, которые можно купить за бесценок в любом столярном цеху или на пилораме. Наиболее подходящей для резьбы считается древесина липы. Из плюсов этой породы мастера отмечают равномерную плотность, незначительную усадку при сушке и быстрое высыхание, кроме того, возможность резать рельефно как вдоль волокон, так и поперек них.

Перед работой материал нужно просушить. Дерево заготавливают с ноября по февраль, когда в нем мало соков. Если мастер покупает уже готовую заготовку, то нужно уточнить, была ли она просушена. Если делает сам, то процесс выглядит следующим образом. Сперва ствол очищается от веток и коры, потом режется на части.


Затем дерево для резной обработки вываривается в емкости с добавлением соли в течение 4 часов. Это удалит соки и ускорит процесс сушки. Затем заготовки опускают в подвал, где ставят стоймя на бетонный пол. Это вытянет излишек влаги, после чего древесину укладывают в проветриваемом помещении под навесом для сушки. Нормальным считается содержание влаги в пределах 12-10%. Без специальных приборов содержание можно узнать так. С торца срезают кусок длиною 3 см и шириною 15 см (лишнее удаляют).

Фрагмент взвешивают, после чего сушат 5 часов при температуре +100°С в духовке. После снова взвешивают и делают вычисления. Для этого полученную разницу делят на 150 и умножают на 100. Результат покажет имеющуюся влажность.

Какие инструменты потребуются для работы

Работа с деревом выполняется в несколько этапов.

Этапы резьбы по дереву

И для каждого из них нужен свой набор инструментов и принадлежностей. Первый этап — подготовка материала. Для этого выбирается хорошо просушенная древесина, поверхность которой выравнивается и шлифуется. Начинающим мастерам лучше использовать материалы из мягких пород, сосны или липу. Работа с ними не требует больших усилий, а в случае ошибки можно взять новую доску, потому что эти породы недорогие и доступные.

С ростом уровня мастерства резчик перейдет на обработку более красивой древесины, такой как ольха, клен, ясень, а также более твердой — дуба, бука и др.

Второй этап — выбор рисунка. Выбрав понравившийся, мастер делает , то есть переносит изображение на поверхность дерева. Первые шаги в обработке дерева рельефно опытные мастера советуют начинать с простых геометрических рисунков.

Подборка эскизов и узоров для рельефной резьбы

Освоив технику и набив руку, можно переходить к сложным растительным орнаментам.

Для работы будут нужны:

  • стамески;
  • штихеля;
  • ножи-резаки;
  • резцы;
  • молоток для стамесок;
  • набор для правки инструмента.

Специалисты отмечают, что для каждого типа древесины необходим свой набор инструментов. Для обработки поверхности также нужна наждачная бумага разного размера и набор для шлифовки дерева. Прорезная обработка также требует наличия набора надфилей.

Организация рабочего места при выполнении рельефной резь­бы.

Требования к качеству рельефной резьбы.

Особенности техно­логии выполнения барельефной и горельефной резьбы.

Отделка резных изделий. Правила безопасной работы.

Обеспечение урока:

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1.Чем отличается рельефная резьба от плоскорельеф­ной резьбы?

2. Какие виды рельефной резьбы вы зна­ете?

3. В чем сущность накладной рельефной резьбы?

4. Какие инструменты и приспособления используют для выполнения рельефной резьбы?

5. Перечислите правила безопасной работы при выполнении рельеф­ной резьбы.

6. Древесиной каких пород желательно пользоваться начинающему резчику рельефной резьбы?

2.Объяснение нового материала

Рельефно-заоваленная резьба

Рельефная резьба сравнительно трудоемка и тре­бует более высокого мастерства, чем плоскорель­ефная. Поэтому начинающему резчику следует на­чинать с рельефно-заоваленной резьбы (рис. 79) как переходной ступени к настоящей рельефной резьбе.

Рис. 79. Декоративное панно, выполненное в технике рельефно-заоваленной резьбы.

Подбор пород древесины, инструментов, приспо­соблений, а также техника выполнения рельефно-заоваленной резьбы такие же, как и при плоско­рельефной резьбе. Отличие состоит в более глубо­кой выборке фона и более рельефных формах ор намента. Получение этой резьбы включает следую­щие этапы: а) перевод рисунка на поверхность за­готовки; б) надрезание по контуру переведенного рисунка; в) черновая выборка фоновой поверхнос­ти; г) заоваливание орнамента с окончательной об­работкой фона; д) нанесение на поверхность орна­мента необходимых порезок и выемок (рис. 80).

При выполнении рельефа орнамента его заовали-вают более круто со стороны фона и меньше - со стороны самого орнамента. Формы орнамента, рас­положенные по вертикали, режут средними стамес­ками и получают выемки в виде ложбинок. При выполнении этой операции стамеску постепенно вре­зают в древесину, поворачивают и выводят на по­верхность. Такие детали орнамента, как зубчики, линии, жилки, прорезают в последнюю очередь.

Учитывая высоту рельефа резной композиции и сложность ее восприятия по рисунку, желательно использовать соответствующие модели из пластилина.

Начинающий резчик по дереву должен помнить, что качество резьбы зависит от того, как заточен режущий инструмент.

Рис. 80. Этапы выполнения рельефно-заоваленной резьбы:

а - перевод рисунка; б - надрезание по контуру; в - черновая выборка фона; г - заоваливание орнамента

и окончательная обработка фона; д - нанесение на поверхность орнамента порезок и выемок

1.Почему начинающему резчику надо начинать не с рельефной, а с рельефно-заоваленной резьбы? 2. В чем особенность рельефно-заоваленной резьбы? 3. Из каких этапов состоит рельефно-заоваленная резьба?4. Для чего перед выполнением рельефной резьбы изготавли­вают модели из пластилина? 5. От чего зависит каче­ство резьбы по древесине?

Глухая рельефная резьба

Глухая рельефная резьба - это резьба, которая имеет непрорезанный фон и высокий рельеф орна­мента. Основные стадии ее выполнения такие же, как и при рельефно-заоваленной резьбе. Однако сложность и высота рельефа орнамента здесь боль­ше. Для выполнения глухой рельефной резьбы с помощью копировальной бумаги рисунок переносят на подготовленную поверхность заготовки. При этом следует добиться как можно более точного и аккуратного перевода контуров будущего резного орнамента.

На следующей стадии выполняют надрезание по контуру. При этом прямые и плавно изогнутые линии орнамента надрезают косяками, а резко кри­волинейные - полукруглыми стамесками. В этом случае инструмент ставят вертикально или с не­большим уклоном в сторону орнамента (строго по контурной линии). Учитывая твердость древесины и высоту рельефа, надрезание по контуру выпол­няют за два-три прохода.

Далее с помощью стамесок выполняют подрез­ку контура. Для этого используют плоские или полукруглые стамески, которые направляют под углом 45° к обрабатываемой поверхности. Подреза­ние ведут в направлениях, перпендикулярных ли­ниям надреза. Глубина подрезки должна быть оди­наковой по всему контуру орнамента.

На следующей стадии осуществляют выборку фона будущей резной композиции. Эту работу на­чинают с больших участков фона и постепенно пе­реходят к меньшим. Выборку больших участков фона производят широкими полукруглыми (отлоги­ми) стамесками в разных направлениях. При этом учитывают площадь фона и направление волокон древесины. Стамеску наклоняют под углом 45° к плоскости фона.

При работе с твердыми породами древесины выборку фона выполняют с помощью киянки и долота с отлогим лезвием. Ударами киянки по торцевой части долота удаляют лишнюю древеси­ну. Киянку выбирают не очень тяжелую, чтобы меньше уставала рука. Вырубку фона производят с припуском в 2-3 мм, поэтому для получения

нужной глубины резания очень важно выработать одинаковую силу ударов киянкой по торцу доло­та. В местах, где ширина фона незначительная, вырубку делают постепенно, за несколько раз. В этом случае обязательно подрубание примерно под углом 45°, что позволит предохранить детали ор­намента от сколов.

Лишнюю древесину вырубают полукруглыми (отлогими) стамесками поперек волокон в горизон­тальном направлении от краев заготовки к сере­дине. При этом оставляют 3-4 мм несрубленной древесины от линии фона, прочерченной на кром­ке доски. Это нужно для последующих операций выравнивания и окончательной зачистки рисунка. Потом отлогими стамесками выравнивают фон в одну плоскость и зачищают его. Зачистку фона на мягких породах древесины выполняют режу­щими движениями стамески по направлению во­локон древесины, срезая постепенно тонкие слои стружки.

На следующей стадии производят закругление деталей рельефа по рисунку, снимая кромки и фаски. При этом грани срезов оставляют четки­ми, как после резания стамеской. Обычно косяч­ком снимают основную фаску под углом 45°, а затем верхнюю и нижнюю. Используя полукруг­лую (отлогую) стамеску, зачищают контуры ре­льефа.

На заключительной стадии косячками и церази-ками окончательно зачищают поверхность фона и орнамента. На поверхность рельефа при этом мо­гут наноситься небольшие порезки и выемки, вы­деляющие особенности резной композиции. В от­дельных случаях, кроме зачистки, проводят чекан­ку фоновой поверхности.

Основные стадии выполнения рельефной резьбы схематически показаны на рисунке 81. Для сохра­нения четкости срезов рельефной резьбы обычно ее не полируют, а оставляют матовой. В отдельных случаях рельефную поверхность тонируют, покры­вают лаком на спиртовой основе, который после высыхания создает видимость недавно выполненной резьбы.

https://pandia.ru/text/78/256/images/image004_120.jpg" align="left hspace=3" width="273" height="198">Для выполнения рельефной резьбы берут древе­сину средней твердости (например, березу). В этом случае вести резьбу труднее, чем на мягких поро­дах (липе, ольхе), зато срез получается более чет­ким и чистым. Вместе с тем поверхность отделки резных изделий из массива более твердых пород древесины имеет более высокое качество.

Заготовку (из массива березы) с переведенным на нее рисунком надежно закрепляют в держав­ках. Обе руки должны быть свободными для рабо­ты инструментом. Процесс резьбы начинают с над­резания контура орнамента (рис. 83, а). Надреза­ют сначала детали, которые лежат в верхних точ­ках рельефа. В нашем случае это цветы. Затем пе­реходят к веткам и листьям.

Рис. 82. Композиция с растительными мотивами

Контуры орнамента, соприкасающиеся с фоном, надрезают глубже, чем места, соприкасающиеся с деталями декоративной композиции. Композиция, как видно, заключена в рамку, поэтому необходимо сделать надрез по внут реннему контуру рамки. При этом на прямых и плавно изогнутых участках используют косяк, а на закруглениях - полукруглые стамески.

Часто сам орнамент отделяют от фоновой поверх­ности прорезной канавкой. В этом случае, чтобы не зацепить линию рисунка, косяк ведут с внешней стороны контура рисунка. Сначала косяк наклоняют и ведут в одну сторону так, чтобы не зацепить контурную линию (надрезают). Затем с наклоном ведут его в другую сторону (подрезают). В резуль­тате получают прорезную канавку, которая упроща­ет последующие операции (рис. 83, б).

Рис. 83. Этапы глухой рельефной резьбы:

а - надрезание контура;

б - подрезание контура с выполнением прорезной канавки;

в. - подборка фона;

г - зачистка и чеканка фона

Процесс снятия фасок, или подрезку, начинают с деталей орнамента, а потом переходят к сня­тию фасок со стороны фона, стремясь, чтобы во всех местах подрезка была одинаковой. Фоновое подрезание и заоваливание отдельных деталей ре­льефа выполняют различными полукруглыми ста­месками. При необходимости делают повторные надрезы, чтобы удалить излишнюю стружку.

Далее выполняют подборку фона, начиная с бо­лее крупных участков. На твердых породах древе­сины используют киянки и долота. Срезы делают полукруглыми стамесками в различных направлени­ях, независимо от направления волокон древесины (рис. 83, в).

Завершив подборку фона, переходят к резанию рельефа орнамента. Тщательно и осторожно обраба­тывают лепестки цветков, пользуясь стамесками необходимого профиля. Так, края лепестков и ли­стьев срезают широкими пологими стамесками, при необходимости подправляя их косяком. Так же об­рабатывают стебли цветков. При вырезании листь­ев стамеску ведут с верхней точки по направлению выгиба листовой пластинки. Жилки на листиках и лепестках цветков вырезают с помощью косячка в виде прямых и пологих порезок.

Далее окончательно зачищают фон, выравнивая его на всей плоскости. Для этого пользуются сред­ними прямыми, малыми полукруглыми стамеска­ми и клюкарзами. После зачистки и шлифования фона при необходимости пуансонами с нужным рисунком и молоточком проводят чеканку фона(рис. 83, г). При этом пуансон (чекан) ставится вертикально к фоновой поверхности.

Какая древесина больше всего подходит для рельефной резьбы?

2. Как выполняется надрезание контура рисунка?

3. В чем состоит подрезка контура орна­мента?

4. Для чего делают прорезную канавку между орнаментом и фоном?

5. Какими инструментами выпол­няют черновую выборку фона?

6. Назовите особеннос­ти выполнения резьбы рельефа орнамента.

7. Какими инструментами выполняют окончательную зачистку и отделку фона?

Накладная рельефная резьба

Часто для упрощения технологии процесса резьбы выполняют накладную рельефную резьбу. В этой резьбе отдельно режутся рельефные эле­менты декоративной композиции и крепятся со­гласно рисунку на подготовленную фоновую поверх­ность. В зависимости от назначения и размеров де­коративной композиции элементы рельефной резь­бы прибивают или приклеивают к фону. Такая резьба используется при изготовлении мебели, оформлении фасадов домов, для украшения других предметов быта человека (рис. 84, 85).

Рис. 84. Декоративная Рис. 85. Коробка с элементами
рама накладной резьбы

Для накладной резьбы используют твердые по­роды древесины. В качестве приспособления для изготовления рельефных элементов резьбы приме­няют простроганную доску, которую называют по­душкой. Предварительно на подушку наклеивают тонкую бумагу, а сверху - обрезанную по разме­рам и зачищенную заготовку. На поверхность за­готовки наносят (переводят) рисунок рельефной резьбы. Наклеенная бумага необходима для того, чтобы было легче отделить готовое изделие от по­душки. Вместе с тем зафиксированную заготовку легче обрабатывать.

Затем выполняют обрезку по контуру декоратив­ного элемента. Большие углубления и отверстия прорезают стамесками соответствующего профиля. Первоначальную обрезку по контуру орнамента де­лают полукруглыми стамесками, а окончательную обработку- резаком, полукруглыми и прямыми стамесками.

При обработке мягких пород древесины, чтобы срез был гладким, движения резаком или стамес­кой делают плавными и скользящими. На следую­щем этапе заоваливают края, режут отдельные мел­кие элементы. При необходимости срезают фаски различной ширины. Для выполнения отверстий можно использовать ручную дрель или коловорот со сверлами нужного диаметра. После сверления от­верстия подправляют стамесками.

Выполнив окончательную обработку рельефа, его осторожно снимают с поверхности фона. При этом во избежание сколов используют тонкий нож, ко­торый двигают по направлению волокон древесины. После этого очищают декоративный элемент от бу­маги и крепят его на подготовленную фоновую по­верхность. Шлифование резных элементов произво­дить не рекомендуется, чтобы не повредить срезы. Для создания контрастности цветов фона и деко­ративных элементов окрашивают поверхность в тем­ный цвет, тонируют элементы резьбы (см. рис. 85).

1. Для чего применяют накладную рельефную резьбу? 2. Чем отличается накладная рельефная резьба от глухой резьбы? 3. С какой целью на поверхность подуш­ки наклеивают тонкую бумагу? 4. Какой порядок об­резки элемента рельефной резьбы? 5. Назовите инст­рументы, используемые для выполнения накладной резьбы. 6. Как крепят элементы резьбы на фоновую поверхность?

Технология контррельефной резьбы

Контррельефная резьба как вид рельефной резь­бы отличается углубленным изображением необхо­димой формы. В прошлом с помощью такой резь­бы выполняли печати, пряничные доски, различ­ные технические и бытовые формы.

Пряничную доску, например, вырезают из лист­венных пород древесины (березы, груши, ивы, липы), проделывая в ней углубленный рельеф (контр­рельеф). Такую резьбу выполняют достаточно опыт­ные резчики, имеющие пространственное воображе­ние, способные представить, какой формы получит­ся пряник. Чаще всего пряникам придают форму птиц, зверюшек, кукол, листьев, других реальных предметов.

Форму, размер и глубину будущего контррель­ефного изображения определяют в зависимости от назначения изделия. Одним из самых распростра­ненных примеров контррельефной резьбы является пряничная доска (рис. 86, а).

Рис. 86. Последовательность выполнения

контррельефной резьбы:

а - готовое изделие; б - прорезание контуров;

в - выборка древесины внутри контуров;

г - выборка полусферических углублений;

д - нанесение порезок и элементов узоров

Вначале изображение такой доски рисуют на листе бумаги в натуральную величину. При этом необязательно точно копировать все детали изобра­жения. Часто композицию будущего резного изде­лия дополняют несложными узорами, которые ре­жут на отдельных дощечках. Для того чтобы уви­деть весь резной узор объемным, делают его отпе­чаток на светлом пластилине. Материал для изго­товления доски выдерживают до полного высыха­ния. Древесина должна быть прямослойной, без сучков, трещин, повреждений.

При выполнении контррельефной резьбы на по­верхность хорошо отшлифованной доски (заготовки) наносят только контуры и самые характерные линии будущего изделия. Детали узора выполняют, глядя на рисунок. Для получения нескольких оди­наковых пряничных досок применяют картонный шаблон. В качестве режущего инструмента для вы­полнения контррельефной резьбы используют пря­мые и полукруглые стамески, клюкарзы, резаки и косяки.

Перед резьбой заготовку с нанесенными конту­рами закрепляют в державках.

Помните: во избежание травмирования рук все порезки выполняют хорошо заточенным инстру­ментом, режут движением его от себя.

Процесс резьбы начинают с выполнения резаком и полукруглыми стамесками глубокой прорези по контуру. При этом резак используют на пологих участках контура, а полукруглые стамески - на закруглениях. Затем широкими полукруглыми ста­месками или клюкарзами выбирают древесину внутри контура на небольшую глубину. После это­го плоской стамеской выравнивают углубление фона.

Полусферические углубления на пряничной дос­ке в виде птицы режут клюкарзами (туловище, го­лова, крыло, хвост). Клюкарзу углубляют в древе­сину за несколько проходов, чтобы избежать ско­лов и выщепов, поскольку исправить их обычно сложно. Для получения чистых срезов стружка должна быть тонкой.

Помните: более чистые срезы получают при резьбе вдоль волокон или под небольшим углом к ним.

От того, насколько выполнено углубление отно­сительно поверхности фона, будут зависеть толщи­на и объем отпечатанного пряника. Дно вырезан­ного углубления может быть не только сфериче­ским, но и плоским. В этом случае стенки делают слегка скошенными, чтобы форма легко снималась с отпечатанного пряника.

Неглубокие порезки на поверхности пряничной доски обычно выполняют в технике скобчатой или геометрической резьбы, для чего используют полу­круглые стамески и нож-косяк. Последовательность выполнения контррельефной резьбы показана на рисунке. После завершения контррельефной резьбы шеро­ховатость и мелкие сколы зачищают шлифовальной шкуркой, а щеткой тщательно вычищают форму. Перед использованием пряничной доски ее проти­рают растительным маслом.

Контррельефной резьбой в производственных ус­ловиях занимаются мастера и резчики по древе­сине.

1. Чтобы не напрягать зрение в процессе резьбы, располагайте рабочее место перед окном так, чтобы свет падал прямо в лицо, при необходимости используйте на­стольную лампу высотой не более 20 см.

2. После использования рабочего инструмен­та положите его в футляр или специаль­ный ящик.

3. Оберегайте инструмент от падения на пол. Остерегайтесь его падения на ноги рабо­тающего.

4. Используйте приспособления для жесткого закрепления заготовки на рабочем месте.

1. Что представляет собой контррельефная резьба и для чего она предназначена?

2. Какую древесину ис­пользуют для контррельефной резьбы?

3. Перечислите инструменты для выполнения контррельефной резьбы.

4. Назовите последовательность выполнения контррель­ефной резьбы.

5. Как избежать сколов и выщепов при выполнении резьбы?

6. Какие виды резьбы использу­ют при выполнении больших порезок на поверхности контррельефной резьбы?

7. Какие меры предосторож­ности необходимо соблюдать при выполнении контррельефной резьбы?

Ручная заточка инструмента и для резьбы по древесине

Инструменты резчика по древесине всегда дол­жны быть хорошо заточены. Рассмотрим ручную заточку инструмента. Правильная заточка лезвия и фаски продлевает срок службы инструмента, по­зволяет улучшить качество среза и обеспечить бо­лее высокую производительность труда.

Для заточки инструмента применяют крупнозер­нистые и мелкозернистые бруски. Правку инстру­мента производят на оселках разных размеров и профилей. В зависимости от сложности резного орнамента угол скоса ножа-косяка колеблется от 30° до 80° (рис. 87, а), а угол заострения равен 20° (рис. 87, б).


Рис. 88. Заточка инструмента для резьбы:

а - положение рук при заточке движением вперед и назад;

б - положение рук при заточке вращательным движением

Нож-косяк переворачивают с одной стороны на другую, добиваясь необходимых углов скоса и за­острения. Заточку на бруске производят до тех пор, пока на режущей кромке не появится заусе­нец. Далее переходят к правке фаски инструмента до исчезновения заусенца на лезвии. Правят на оселке так же, как и затачивают на бруске. Пос­ле правки нож-косяк вытирают лоскутом ткани и проверяют на остроту. Для этого берут кусок дос­ки из твердой породы древесины и делают срез вдоль волокон. Острое лезвие дает чистый и блес­тящий срез, а недостаточно заточенное - шерохо­ватый и матовый.

Аналогичным способом производят заточку пря­мых стамесок с одной стороны на крупнозернис­том бруске (рис. 89). Затем их затачивают на мел­козернистом бруске и правят на оселке.

Рис. 89. Заточка прямой стамески

При заточке полукруглой стамески ее повора­чивают с боку на бок в одном месте бруска, после чего на плоскости бруска появляется углубление в виде небольшой канавки, по которой правильно за­тачивают фаску стамески. Внутреннюю сторону за­тачивают на закругленном ребре бруска. Правка полукруглых стамесок осуществляется аналогично правке косых стамесок (см. рис. 88, а).

Клюкарзы и церазики затачивают так же, как и полукруглые стамески, только на мелкозернис­тых брусках и более осторожно. Уголки затачива­ют на брусках и правят на оселках, имеющих острые ребра.

Более быстро и удобно затачивать профильные стамески на специальной доске с набором брусков и оселков соответствующего профиля (рис. 90). При этом внутренние поверхности стамесок затачивают плавными движениями вперед и назад по всей дли­не бруска или оселка.

Часто для удобства и быстроты ручной заточки и правки инструмента для резьбы по древесине ис­пользуют приспособление, которое представляет со бой деревянный щит со вставными или вклеенны­ми брусками и оселками (рис. 91).

Рис. 90. Заточка и правка профильных стамесок:

а - доска с набором профильных брусков и оселков;

б - правочная доска с профилями стамесок

Рис. 91. Приспособление для заточки и правки инструмента вручную

Во время работы инструмент для резьбы должен находиться на верстаке в специальных держателях с гнездами для стамесок в порядке, соответствую­щем назначению. Лезвия инструментов не должны соприкасаться между собой. Хранят инструмент в сухом помещении в шкафах с держателями, в футлярах или заворачивают в чехлы из толстой ткани (рис. 92). При длительном хранении стерж­ни инструментов смазывают машинным маслом.

Рис. 92. Приспособления для хранения инструмента: о - держатели; б - футляр; в - чехол из ткани

1. С помощью чего осуществляют заточку и правку инструмента?

2. Какой величины должны быть углы скоса и заострения у ножа-косяка?

3. Какие движения совершаются на бруске при заточке ножа-косяка и к чему приводит продолжительная заточка фаски инст­румента?

4. Чем отличается заточка прямых стамесок от заточки полукруглых стамесок?

5. Как удобнее за­тачивать профильные стамески?

6. Как нужно пра­вильно хранить инструмент для резьбы по древесине?

Групповая практическая работа.

Разработка маршрутных карт на изготовление изделий. Выполнение рисунка и его перевод на заготовку. Надрезание и подрезание контуров изображения. Чер­новая выборка фона. Выполнение форм рельефа. Зачистка и отделка поверхности и фона изделия.

1.Выполнение

релъефно-заоваленной резьбы на примере

изготовления декоративного панно (табл. 4)

Декоративное пан­ но

Доска из массива липы

Последовательность выполнения работы (маршрут)

Инструменты и приспособления

Перевести рисунок на поверх­ность заготовки

Выполнить надрезание по кон­туру рисунка

Стамеска-косяк, по­лукруглая стамеска

Выполнить черновую выборку фоновой поверхности

Стамески, клюкарзы

Выполнить заоваливание орна­мента и окончательную обра­ботку фона

Стамески, клюкарзы

В соответствии с рисунком на­нести на поверхность орнамен­та необходимые порезки и вы­емки

Стамески, церазики

2.Разметка и надрезание

контура орнамента на примере декоративного

панно с растительными мотивами

Выполните рисунок будущей резной компози­ции на поверхности заготовки.

Скопируйте готовый рисунок орнамента и пе­реведите его на поверхность заготовки.

Выполните операцию надрезания по контуру рисунка с помощью косячка и стамесок.

3.Выполнение глухой

рельефной резьбы на примере изготовления

разделочной доски (табл. 5)

Таблица 5

Маршрутная карта

Изготовление разделочной доски

с элементами глухой рельефной резьбы

Разделочная доска

Доска из массива березы

№ Последовательность выполнения п/п работы (маршрут)

Инструменты и приспособления

1 Переснять рисунок резного ор­намента на поверхность заго­товки

Копировальная бу­мага, калька, ка­рандаш

2 Надрезать контур рисунка ор­намента

Косяк, полукруг­лые стамески

3 Выполнить подрезание контура рисунка

Косяк, полукруг­лые стамески

4 Выполнить черновую выборку фоновой поверхности

Стамески, долота, киянка

5 Выполнить резьбу рельефа ор­намента

Стамески

6 Выполнить окончательную за­чистку и чеканку фоновой по­верхности

Косяк, стамески, церазики, пуансо­ны, молоток

4.Выполнение элемента орнамента накладной рельефной резьбы

Подготовьте поверхность заготовки и обрежь­те ее по размерам.

На поверхность простроганной доски (подуш­ки) наклейте тонкую бумагу. Сверху бумаги при­клейте заготовку элемента резьбы.

Выполните рисунок элемента рельефного ор­намента и переведите его на поверхность заготов­ки.

Выполните первоначальную и чистовую обрез­ку элемента резьбы по контуру с помощью резака и полукруглых стамесок соответствующего профиля.

В соответствии с рисунком произведите заоваливание рельефа и срезание фасок. При необходимости подправьте края декоративного элемента и с помо­щью ножа снимите его с поверхности подушки.

5.Выполнение

контррелъефной резьбы на примере резной

пряничной доски в форме птицы

Выполните рисунок будущей резной компози­ции на бумаге в натуральную величину, подготовь­те поверхность заготовки к резьбе.

Нанесите на фоновую поверхность контурные и наиболее значимые линии в форме птицы. С по­мощью резака и полукруглых стамесок выполните
глубокие прорези по контуру изображения.

Стамесками и клкжарзами выполните выбор­ку древесины и выравнивание углубления в пре­делах контура на небольшую глубину. Проведите дальнейшую выборку древесины на заданную глу­бину для получения необходимой формы.

4. Нанесите все порезки на элементы резьбы. Зачистите поверхность резьбы с помощью шлифо­вальной шкурки и очистите форму от абразивной пыли, используя жесткую волосяную щетку (кисть).

Вопросы по разделу

1.Чем отличается барельефная резьба от горель­ефной резьбы?

2.В чем особенности контррельефной и рель­ефной резьбы?

3.Каково назначение модели будущего орна­мента?

4.Где используется накладная рельефная резьба?

5.Как производят отделку рельефной резьбы?

6.Для чего выполняют прорезную канавку между орнаментом и фоном?

8.Как крепят элементы резьбы на фоновую поверхность?

9.Какие приспособления используют для за­крепления заготовки?

10.Для чего предназначена ручная заточка ин­струмента для резьбы по древесине?

3.Домашнее задание и подведение итогов. §17-21 с.96,100,105,109,112.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Этот вид резьбы дает возможность выполнять различные композиции с растительными или животными орнаментами.

Техника резьбы трудоемка и требует определенного мастерства и опыта.

Она имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами, резьба с подобранным фоном (или выбранным), резьба с подушечным фоном и рельефно-заоваленная резьба.

Резьба с заоваленными контурами и резьба с подобранным фоном выглядят строго и графично.

Резьба с подушечным фоном делает изображение рисунка более насыщенным и живописным.

Рельефно - заоваленная резьба - переходная ступень к более выпуклой резьбе - рельефной.

Глухая рельефная резьба представляет собой совершенствование резьбы с подобранным фоном.

Прежде чем приступить к освещению вопроса о технике выполнения различных видов рельефной резьбы, следует знать, что эта резьба предполагает зачастую наличие значительных рабочих площадей, чтобы разместить на них задуманные сюжеты.

Речь идет о склейке щитов. Остановимся на этом вопросе.

Склейка щитов

В домовой и художественной резьбе часто требуются широкие доски.

При сушке такие доски часто очень сильно коробятся и растрескиваются, поэтому широкие доски перед сушкой распиливаются, а нужная ширина заготовки набирается путем склеивания нескольких узких досок.

Для сборки берутся несколько строганных досок нужной длины и толщины с учетом припуска 30-100 мм. Пласть и кромка досок фугуется под углом 90°.

Качество прифуговки проверяется на свет, путем прикладывания досок друг к другу кромками.

Точность прифуговки должна быть очень высокой, в противном случае в месте склейки щит даст трещины.

Обработанные и подогнанные доски раскладываются таким образом, чтобы рисунок текстуры и цвет древесины соседних досок не отличался или был достаточно приближенным.

Отличие какой-либо одной заготовки сильно повлияет на качество изделия.

У разложенных таким образом досок смазываются клеем кромки, доски закладываются в струбцины или ваймы и зажимаются винтами или клиньями.

Если склеиваемые щиты в дальнейшем будут находиться на открытом воздухе (использование в домовой резьбе), то следует использовать синтетические или казеиновые клеи, которые обладают высокой водостойкостью и прочностью.

При использовании щитов в художественной резьбе лучше всего использовать столярный клей.

Иногда случается так, что склеенные щиты соприкасаются с поверхностью, которая сильно подвержена охлаждению или увлажнению, что вызывает их сильное коробление.

В этом случае в щиты вклеиваются профилированные бруски или рейки.

После высыхания склеенные щиты тщательно строгаются и зачищаются рубанком с двойной железкой или фуганком. Склеенные щиты перед резьбой не шлифуются!

Плоскорельефная резьба

По контуру рисунка делается надрез от линии рисунка в сторону фона. Надрез выполняется резаком с небольшим наклоном.

Наклон защищает края орнамента от случайных порезок при выборке фона. В конце работы фон подрезается вертикально и точно по линии рисунка.

После надрезки выполняется подрезка на определенную глубину, которая должна быть одинакова по всей плоскости орнамента.

Затем производится выборка фона стамесками. В зависимости, каким задуман фон, такие стамески и подбираются.

Это могут быть отлогие стамески и стамески-клюкарзы (гладкие, профильные).

Чтобы при зачистке фона на древесине не образовывались задиры, необходимо учитывать направления слоя волокон.

Резьба с заоваленными контурами

По технике выполнения она напоминает контурную резьбу (контур рисунка состоит из двухгранных выемок).

Рисунок надрезается по контуру при помощи косяка или края стамески. После этого заготовка подрезается со стороны фона.

Стамески в этом случае подбираются такие, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения волокон древесины.

После подрезки грани заоваливаются со стороны элементов орнамента.

По отношению к подрезке на границе фона заоваленная грань должна круто закруглиться.

В результате резьбы получается рельефное изображение с плавными заоваленными линиями.

При выполнении крупного орнамента на твердых породах дерева выемки выполняются стамесками и киянками.

Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии в несколько миллиметров от линии рисунка.

Резьба с подобранным фоном

Резьба с подобранным фоном аналогична резьбе с заоваленными контурами.

Выборка фона делается на определенную глубину, которая придаст особую выразительность рисунку.

Изнутри фон можно зачеканить или заполнить профильными прорезками.

Резьба с подушечным фоном

Техника выполнения резьбы с подушечным фоном аналогична двум предыдущим видам, а особенность заключается в том, что фон не имеет никаких плоских линий и полностью заоваливается.

Рисунок круто заоваливается со стороны контура и более отлого - со стороны фона.

Рельефно-заоваленная резьба

В рельефно-заоваленной резьбе фон заовален, а орнамент обработан рельефно.

При подрезке контурные линии рисунка круто заоваливаются со стороны фона и несколько меньше - со стороны орнамента.

После этого отлогой стамеской срезаются линии на две стороны.

Расположенные по вертикали формы орнамента выбираются средними стамесками, в результате чего образуются выемки в виде ложбинок.

Глухая рельефная резьба

В первую очередь выполняют рисунок в плоскорельефной технике с подобранным фоном.

После этого рельеф разрабатывается на плоскости орнамента.

Выборка фона и обрубка контура на твердых породах древесины выполняется при помощи киянки.

Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера.

Различают 2 вида рельефной резьбы – барельеф и горельеф.

Первый – это вид рельефной скульптуры, для которой характерна такая особенность: выпуклая часть изображения возвышается над плоскостью не более чем наполовину своего объема, в отличие от горельефа, при котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Эти виды различны и по сфере применения: если горельеф используется в основном в архитектуре, то барельеф находит более широкое применение: его можно встретить не только в архитектуре, но и в качестве декора памятников, на монетах, медалях, геммах и т. п.

Секреты между строк

Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умение работать обеими руками и владение разнообразными резчицкими инструментами.

Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента,
чеканка фона. Поскольку о нанесении рисунка мы уже говорили, нет смысла останавливаться на этом еще раз. Что касается непосредственно выполнения резьбы, то это наглядно показано на рис. 89.

Рис. 89. Последовательность выполнения рельефной резьбы: а – надрезание по контуру; б – подрезание к основанию надреза; в – черновая выборка фона; г – заоваливание орнамента и чистовая зачистка фона; д – разработка рельефа Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

Секреты между строк

Когда можно приступать к вырезанию деталей?

Начинающие резчики, наметив общие контуры головы, переходят к деталировке лица. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.
Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне. В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и
подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Рез углубляют во время подрезания. Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.
Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и
подрезание, с них снимают основную фаску под углом 45°, потом поочередно верхнюю и нижнюю, в заключение зачищают отлогой стамеской).

Секреты между строк

В какой последовательности вырезают голову и лицо деревянной скульптуры? Уточнив наклон или поворот головы, установив направление взгляда, можно приступать к деталям лица. Работа идет от общего к частному: овал лица, волосы, линия профиля. Потом намечают линии глаз, ушей, рта. Если пропорции не нарушены, уточняют детали, причем глаза и уши выполняют на заключительном этапе. Чистовую зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру. Далее на орнамент наносят тонкие и мелкие выемки, т. е. выявляют мелкий рельеф, для чего более всего подходят приемы контурной резьбы, а в качестве инструмента – нож-косяк и церазики.

Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.