Любовь трудная душевная работа егэ. Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит по Долининой(ЕГЭ Русский Язык)

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. 
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. 
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

Показать текст целиком

Наталья Григорьевна Долинина предлагает читателю подумать над проблемой злоупотребления властью в любви. Существует ли черта, за которой любовь и власть перестают быть неразлучными спутницами, и непомерные требования того, кто любим, способствуют угасанию прекрасного чувства в душе того, кто любит?

Рассуждая, автор говорит, что у любви есть свои тайны и законы, по которым она развивается. Поскольку любовь - это "трудная душевная работа", чтобы выполнять ее добросовестно и с удовольствием, стоит постичь эти законы. Тому, кого любят, следует начать с определения пределов своей власти над тем, кто любит, хоть эта власть и может сначала показаться безграничной. Автор предлагает обратиться к эпизоду из произведения "Маленький принц", в котором Сент-Экзюпери назвал основной закон власти: "С каждого надо спрашивать то, что он может дать". Коль скоро власть неразлучна с любовью, это правило должно учитываться людьми, которые любят друг друга и желают сохранить это чувство.

Наталья Григорьевна Долинина считает, что "в любви никто никому ничего не должен", любовь всегда добровольна, поэтому мудрый человек, имея возможность требовать у того, кто его любит, не станет требовать многого. Позиция автора кажется мне верной. Я думаю, как только требования превышают возможности, их выполнение становится мукой и насилием,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

10 класс.

Тема урока : Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Цели урока:

Образовательные:

    продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

    учить анализировать содержание исходного текста;

    учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности . Вызов интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3.55 часа и сделать тесты, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волную ваших сверстников да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения остаётся сложной задачей для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока .

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С?

Слайд 1 Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Так вот один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст у меня появляется чесотка» Так вот чтобы вы нервно не почесывались на экзамене, давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.

Запишите тему урока « Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Обратим внимание на критерии оценивания сочинения. Учимся понимать исходный текст ».

3. Формулирование цели урока . Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.)

4.Подготовка к восприятию исходного текста.

Давайте для начала послушаем «Притчу о любви» (Приложение1 ). А пока я знакомлю вас с притчей, продолжите фразу «Любовь – это …», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием.(После прочтения текста соберите небольшие сердечки с ассоциациями учеников и закрепите их на доске)

Я надеюсь, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

О том, что такое любовь, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.

Ваша задача подготовить рабочие материалы для написания сочинения - рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому учащемуся) Слайд 2

5.Чтение текста ( Приложение 2)

Для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.

Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет в тексте по-своему.

6. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста

Заметьте, один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

Давайте снова обратимся к тексту. Итак, является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям, 1 абзац . Какие слова являются ключевыми? Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.

В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста».

2абзац

3 абзац

О чем же этот текст?

2.Формулировка проблемы Слайд 3

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»

А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

(рабочие листы даны каждому. Приложение 3 ). Критерий 1 требует определение проблемы.

Сформулируйте проблему текста. А что такое проблема?

ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Для начала давайте вспомним, что такое проблема?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным?

Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.

3.Составление комментария проблемы. Слайды 4,5,6,7,8,9

-«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!» - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?

Что значит прокомментировать проблему?

Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать»- объяснять, пояснять; к омментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текс та)

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)

Кого особенно интересует эта проблема?

Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про

К2 – 3балла! И делаем следующий шаг.

« Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5. Аргументация собственного мнения. . Слайд 13

«Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты).

Сформулируйте свою позицию и запишите её .

7.Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением.

Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Домашнее задание:

Вот над этим материалом каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

Примерный круг проблем

ПРИМЕР ОТВЕТА

Вступление

Формулировка

проблемы

Комментарий

к проблеме

Аргумент

на читательский

Аргумент

на собственный

опыт и наблюдения

Приложение1

Притча о любви.

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все Духовные Ценности. Но однажды они заметили, что остров начал уходить под воду. Все Ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она попросилась на корабль к Богатству, но оно ответило: "На корабле много золота и драгоценностей - места нет». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но Грусть ответила: "Извини Любовь, я настолько грустна, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь попросилась на корабль к Гордости, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что не услышала призыв Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась, но тут услышала чей-то голос: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Она обернулась и увидела старца. Он доставил её на сушу и уплыл. А Любовь вспомнила, что не спросила у старца имени. Тогда она обратилась к Познанию: "Скажи, Познание, кто спас меня?»

Это было Врем-я-я!

Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец и сказало: «Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь!»

Приложение2 ЕГЭ(русский язык) Банк открытых заданий Исходный текст

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов..Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто
в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви,
и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. (По Н. Долининой* )* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель

Комплексный анализ текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов .

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2) Любовь не каждому человеку под силу.

3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 представлено повествование.

2) В предложениях 9–10 представлено описание.

3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.

4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.

5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение.

Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 14 20 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

«В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём (А)__________ (предложения 13, 17 18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство (Б)__________ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».

Список терминов:

1) парцелляция 2) диалог

3) восклицательные предложения 4) фразеологизм

5) вопросительные предложения 6) цитирование

7) сравнение 8) синонимы 9) ряды однородных членов предложения

Приложение 3

Информация о тексте

Примерный круг проблем

    Проблема поиска любви (Почему каждый человек стремится обрести любовь?)

    Люди стремятся обрести любовь, чтобы уйти от одиночества и получить душевную опору, разделить с человеком свою жизнь: сделать общими не только радости, но и обиды, и огорчения.

    Проблема отношения к любви. (Как нужно относиться к обретённой любви?)

2.Обретённую любовь нужно сохранять, лелеять и бережно взращивать, а не разрушать, бездумно используя власть над любимым.

    Проблема сущности любви.

(Что такое любовь? Когда начинается любовь?)

3.Любовь – трудная душевная работа, которая не каждому под силу. Любовь начинается тогда, когда люди понимают, что всё выдержат и всё перетерпят ради любимых.

    Проблема сохранения любви. (Нужно ли удерживать любовь? Как можно использовать власть, которую люди обретают над теми, кто их любит?)

4.В совете удерживать любовь заключается житейская мудрость. Чтобы удержать любовь, нужно разумно пользоваться той властью, которую человек имеет над тем, кто его любит, и не требовать от любящего невозможного, а постепенно приручать его и позволять ему приручать себя.

    Проблема существования законов любви. (Существуют ли законы любви?)

5.У любви есть свои законы, и главный и неоспоримый её закон – добровольность: люди делают для любимых что-то хорошее, потому что сами получают от этого радость, они не могут жить иначе.

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. 
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. 
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

Показать текст целиком

Наталья Григорьевна Долинина предлагает читателю подумать над проблемой злоупотребления властью в любви. Существует ли черта, за которой любовь и власть перестают быть неразлучными спутницами, и непомерные требования того, кто любим, способствуют угасанию прекрасного чувства в душе того, кто любит?

Рассуждая, автор говорит, что у любви есть свои тайны и законы, по которым она развивается. Поскольку любовь - это "трудная душевная работа", чтобы выполнять ее добросовестно и с удовольствием, стоит постичь эти законы. Тому, кого любят, следует начать с определения пределов своей власти над тем, кто любит, хоть эта власть и может сначала показаться безграничной. Автор предлагает обратиться к эпизоду из произведения "Маленький принц", в котором Сент-Экзюпери назвал основной закон власти: "С каждого надо спрашивать то, что он может дать". Коль скоро власть неразлучна с любовью, это правило должно учитываться людьми, которые любят друг друга и желают сохранить это чувство.

Наталья Григорьевна Долинина считает, что "в любви никто никому ничего не должен", любовь всегда добровольна, поэтому мудрый человек, имея возможность требовать у того, кто его любит, не станет требовать многого. Позиция автора кажется мне верной. Я думаю, как только требования превышают возможности, их выполнение становится мукой и насилием,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Например, А. Ахматова, унаследовавшая лучшие традиции своих великих предшественников, так же высоко, как и Д.С. Лихачёв, оценила роль Пушкина в нашей жизни:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Почти все классики нашей литературы считали Пушкина своим учителем. В частности, А.М. Горький призывал: «Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель!» Потому и сказал про Пушкина Тютчев:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Таким образом, роль Пушкина в нашей жизни огромна и непреходяща.

6. Д.И. Кабалевский. «Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению»

1) Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. 2) Какое это огромное заблуждение!

3) «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», – писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель.

4) «Высекать огонь из сердец людей» – вот к чему стремился великий Бетховен.

5) Гений русской музыки Чайковский мечтал том, чтобы «приносить людям утешение».

6) Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..»

7) Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! 8) И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.

9) Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.

(По Д. Кабалевскому)

Вариант 1.

Можно ли относиться к искусству, особенно к музыке, как к развлечению? Этот вопрос исследует Д. Кабалевский в предложенном для анализа тексте.

В целях привлечения внимания к указанной проблеме, достоверности и доступности её решения, придания тексту основательности автор текста прибегает к рассуждению с дедуктивным способом доказательства. Тезис о недопустимости отношения к музыке как к развлечению даётся не в готовом виде для привлечения читателя к сотворчеству. Основная мысль текста обосновывается в дальнейшем ссылками на мнения выдающихся композиторов и А.С. Пушкина. В заключении автор повторяет основную мысль, говоря уже о значении музыки в духовном обогащении человека. Всё это важно для понимания комментируемой проблемы.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно определённо в доводах и заключении. Д. Кабалевский считает, что легкомысленное отношение к музыке недопустимо, так как она делает людей лучше, высекает огонь из сердец, приносит людям утешение, пробуждает добрые чувства. Музыка, делает вывод автор, – это могучее средство духовного обогащения.

Например, для героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» искусство могучим средством духовного обогащения, к сожалению, не стало. Для Онегина театр – это лишь место встреч. Он непостоянный обожатель очаровательных актрис, «почётный гражданин кулис», для которого театр – это своего рода этикет, место, где можно увидеть незнакомых дам, показать им себя. Герой Пушкина духовной жаждою не томится, он сводит свою духовную жизнь к культурному времяпрепровождению. Для Пушкина искусство – пища души. И в этом самое резкое отличие автора от своего героя и особая роль пушкинского наследия.

Пушкин, а не его герой по-настоящему любит театр, который для него – «волшебный край». Он боготворит актрис («Мои богини! Что вы? где вы?), воспевает «русской Терпсихоры душой исполненный полёт», создаёт пленительный образ Истоминой. Пушкин великолепно знает историю русского театра, его репертуар, драматургов той поры. Фонвизин для него – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». Говоря о других драматургах эпохи, поэт лаконичен: «переимчивый Княжнин (использовал чужие сюжеты), «колкий Шаховской» (комедиограф), «Катенин воскресил Корнеля гений величавый. В одну строфу вместилась почти полная картина жизни театра пушкинской поры.

Таким образом, духовная жизнь не культурное времяпрепровождение, а неустанная работа над созиданием себя, своей души. Бегство от мучительных процессов душеобразования к внешнему миру, к заполнению своей внутренней пустоты внешними раздражителями есть бегство к стадности, к омертвению, к внешнекультурному, безликому стандарту. Это антипушкинский путь.

Вариант 2.

Почему нельзя относиться к искусству, особенно к музыке, как к развлечению? Эту проблему исследует Д. Кабалевский в своем тексте.

В целях привлечения внимания к указанной проблеме, доступности и достоверности ее решения автор прибегает к рассуждению с дедуктивным способом подачи мысли. Тезис о недопустимости легкомысленного отношения к искусству, в том числе к музыке, Кабалевский обосновывает посредством четырех аргументов. Первые три доказательства состоят только из доводов. Последнее кроме довода имеет соответствующее пояснение. В заключение автор повторяет тезис в расширенном и проблемном варианте, говоря уже о музыке как серьезной часть жизни, могучем средстве духовного обогащения. Пониманию комментируемой проблемы также способствуют ссылки на мнения выдающихся композиторов и поэта А.С. Пушкина.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно определенно в тезисе, доводах и выводе. Автор считает, что относиться к искусству, особенно к музыке, как к развлечению, – это огромное заблуждение. Ведь музыка делает людей лучше, высекает огонь из их сердец, приносит утешение, пробуждает добрые чувства. Она, по мнению Кабалевского, могучее средство духовного обогащения.

С позицией автора нельзя не согласиться, так как существует множество подтверждений ее правомерности. В частности, многие художники слова тоже считают, что к искусству, в том числе к музыке, относиться как к развлечению нельзя.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой относится к искусству как к развлечению. В театр он ездит не для духовного обогащения. Евгений Онегин – непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис. Еще для него театр – возможность завести новые знакомства, посмотреть на дам, показать себя. То, что происходит на сцене, героя Пушкина интересует мало. Он приезжает в театр не к началу спектакля и уезжает, не дождавшись его окончания.

И Евгений Онегин в романе не одинок. Многие посещают театр, чтобы показать себя. Например, «обшикать Федру, Клеопатру, // Моину вызвать для того, // чтоб только слышали его».

Ф.М. Достоевский сказал: «Красота спасет мир!» Может быть, он имел в виду музыку.

7. Н.Г. Долинина. «Любовь – трудная душевная работа…»

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

В предложенном для анализа тексте поднимается проблема истинной любви (1). Автор раскрывает данный вопрос, размышляя о природе любви (2). В своем повествовании о высоком чувстве Н. Долина задается вопросом: “Как же удержать любовь?” и “Как стать такой же единственной, какой была роза для Маленького принца?”(3). Отсылка на повесть Антуана Сент-Экзюпери неслучайна, ведь именно в ней раскрывается тайна любви, которая состоит в том, что существуют границы власти, ведь как говорил герой книги – старый король: “Власть должна быть разумной”(4).

Проблема истинной любви также нашла свое отражение в художественной литературе(8). В качестве первого аргумента приведу роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”(9). Главная героиня романа-Маша

Миронова ради Петра Гринева отправляется к самой императрице за помощью для своего возлюбленного (10). Героиня совершила благородный поступок исключительно из-за своей сильной любви к герою и он, разумеется, не просил ее заступаться за него (11).

В качестве еще одного аргумента приведу психологический Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (12). Любовь Сони Мармеладовой к Раскольникову заставила ее не только помочь герою найти выход из сложившейся ситуации, но и даже поехать с ним на каторгу, чтобы быть рядом и поддерживать его (13). Соня Мармеладова безгранично любила Раскольникова и старалась сделать все что было в ее силах, несмотря на грубое обращение героя с героиней (14).

Таким образом, когда любовь искренняя, то любящему человеку не нужно приказывать что-либо сделать, ведь он сам старается делать все возможное ради любимого (15).


Другие работы по этой теме:

  1. Дружба в жизни человека играет важную роль. Ведь мы не можем жить без друзей так, как нам всегда надо с кем-то посоветоваться или поделиться какой-то...
  2. Что такое любовь? Думаю, это слово известно каждому, даже ребенку. О любви можно говорить без устали, она так многогранна и безгранична. Любовь-это сильное чувство, бесценный...
  3. Факт возможности ведения легкой войны априори отсутствует. Также невозможно вообще определить, где она была наиболее сложной: на территории Севастополя или Сталинграда, под Ржевом, либо же...
  4. Родина – это то самое место на Земле, где человек родился, провел свои детские годы, беззаботно играл с друзьями, взрослел. Бесспорно, можно поменять место жительства,...
  5. На какие жертвы способна пойти истинная любовь? Этим вопросом озадачивается в своих размышлениях писательница С. Алексиевич. Автором ведется эмоциональное повествование о том, какие переживания испытывает...
  6. Любовь – важнейшая составляющая нашей жизни. Нет такого поэта, писателя, музыканта, который не выспевал бы это удивительное чувство. Каждый сталкивается с любовью ежедневно, будь она...
  7. Что такое настоящая любовь? Об это нас заставляет задуматься автор текста Алексиевич. Это проблема, безусловно, нравственная, потому что она рассматривает вопросы взаимоотношений между людьми. Для...
  8. Текст М. В. Кравцовой дает представление о том, какое воспитание получали дети российских императоров. Одновременно он заставляет задуматься над общей проблемой семейного воспитания. Автор показывает,...