Нужен ли людям речевой этикет сочинение. Поведение учащихся во время урока

Правила приветствия — очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком — это приветствуем его. Этикету общения нужно учить с малолетства, чтобы потом у взрослого человека не возникало трудностей в общении.

Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло», если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы: «ба — кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал».

Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Любое общение начинается с приветствия. По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». Это наиболее распространенные и приемлемые формы приветствия. Среди близких людей чаще всего принято говорить «привет».

В приветствии очень важна интонация, теплая и дружелюбная, потому что даже обычные приветственные слова, высказанные грубым или сухим тоном, могут обидеть человека, с которым вы здороваетесь. А если при словах приветствия вы будете улыбаться, это сразу расположит к вам человека. Только улыбка должна быть искренней.

Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями. Во время приветствия не следует опускать глаза. Нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете, а иначе человек подумает, что вам неприятно с ним общаться, что вы что-то скрываете и т. д. Во время приветствия неприлично держать руки в карманах. Это выражает неуважение к собеседнику.

Ситуации обмена приветствиями бывают разные. Следует помнить некоторые особенности, если вы хотите быть вежливым человеком и не оскорблять чувства других.

Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, нужно поприветствовать человека кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует — вы поставите в неловкую ситуацию и его, и себя.

Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «Здравствуй» издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуйте его.

Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, необязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым. Но не затягивайте разговор, ведь вас ждут другие люди.

Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы. Например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда. Это элементарная вежливость.

Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте».

Часто здороваясь, люди обмениваются рукопожатиями. Тут этикет тоже обращает внимание на некоторые тонкости.

Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.

Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.

Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.

Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку. Женщине это делать необязательно. Однако, приветствуя заметно старших по возрасту, перчатку должны снимать все.

То, как мы начинаем общение с человеком, во многом определяет дальнейшую судьбу этого общения, поэтому стоит соблюдать нехитрые правила этикет, это точно не повредит!

Первыми приветствуют младшие старших, мужчины — женщин.

Женщина первой приветствует мужчину, если он намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий — первым прощается с остающимися.

Когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, потом с другими женщинами, затем — с хозяином дома и мужчинами.

Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном, мужчине не следует протягивать ей руку. То же между старшими и младшими мужчинами.

Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Исключения; хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними.

Женщины также встают, когда здороваются с пожилыми мужчинами.

Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять — садиться не следует. Учтите это, когда у вас будут гости.

Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку.

Можно, конечно, общаться привычным образом, не обращая внимания на все тонкости этикета, если это устраивает ваше окружение. Но, оказавшись в другом обществе, в другой, незнакомой компании, переходя на новую работу или вышестоящую должность, правила общения стоит соблюдать. Иногда от них зависит слишком многое: решение проблемы, установление нужных контактов, дела в бизнесе или начало долгосрочных важных отношений.

Правила поведения за столом для детей

Без сомнения, поесть вкусненького мы любим все… Однако далеко не все знают элементарные правила поведения за столом. Чтобы не оказаться в глупой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним обеденным столом, выучи эти основные правила и тебе никогда не будет стыдно за себя.

Итак, правила поведения за столом для детей:

Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож откладываешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета…

Как правильно разговаривать по телефону

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!

Все истинно и просто. Все, что противоречит природе должно быть отвергнуто.
Единство человека и природы… Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? И солнечный свет, и влага воздуха, и атмосферное электричество, и магнитные бури - все это, вместе взятое (да и каждое по отдельности), влияет на состояние организма и психики человека. Природа гармонична. Все в ней взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Мы постоянно испытываем на себе влияние ритмов дня и ночи, времен года, и эта цикличность жизни приносит нам радость смены ощущений, настроений: как долгожданного гостя встречаем мы всякий раз весну с ее пробуждением полей и лесов, летнее буйство трав, плодоносную осень, бодрящую зиму.
Человеческое общество связано с окружающей средой множеством форм и видов связей, без которых оно не может существовать.

Зачем люди изучают природу в более позднее время? Все с той же целью: они ищут способы сделать свою жизнь комфортнее и безопаснее. Наблюдая за ветром, они придумали паруса и ветряные мельницы. Смотря, как на пламени походного костра закипает чайник, как пар сталкивает с него крышку, человек придумал паровой двигатель. Внимательно изучая последствия верховых пожаров, некие мыслители древности научились плавить руду… Список можно продолжать до бесконечности!
Как только появилось сельское хозяйство, уже никто не спрашивал о том, для чего люди изучают природу. Без подробных и максимальных сведений о ней фермеры бы не смогли получать те объемы молока, которые в тысячи раз превосходили аналогичные результаты их предков. Думаете, что выращиваемая на современных полях пшеница имеет много общего с теми злаками, которые колосились на полях сотни лет назад? Если бы! С колоска современных злаков мы получаем в десятки раз больше зерна и муки, чем ученые могли бы представить себе в самых смелых мечтах каких-то 30-40 лет назад! Но для чего люди изучают природу сегодня?

Кто-то может подумать, что прямой необходимости в этом нет: все уже узнали и сумели, можно продолжать развивать науку и технику без оглядки на нее… К счастью, это не так. Даже вертолеты, подводные лодки, линзы и водопровод, которым мы пользуемся каждый день, были созданы после долгих наблюдений за природой. Практически все выдающиеся открытия современности совершаются теми учеными, которые не жалеют своего времени и сил для изучения природных явлений и процессов. Более того, сегодня за окружающим миром должен наблюдать каждый: все люди должны знать, какой это хрупкий и сложный механизм. Если вы объясните, зачем люди изучают природу, своему другу, то поможете сохранить ее богатство для грядущих поколений.

Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда «был в плену у этой красоты».

Природа учит нас понимать прекрасное


Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель. Так и хочется своими глазами увидеть подобную красоту. Природа никогда не создает шума.Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Море способно к «глубокой тишине».Самое великое в природе, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…А человек шумит.Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь.Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый.Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного; он свободен от всякого «третьего» духовного измерения.Он «говорит», не имея что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.© И. Ильин

Природа в жизни человека играет как материальное, так и духовное значение. Материальное, так как собственно природа дает нам пищу, жилье, одежду. И, казалось бы, эта мысль очень проста, поэтому, придерживаясь этого взгляда, человек должен быть признателен природе. Если нет такого чувства, то, по крайней мере, нужно понимать простую вещь: не вспахивая, не удобряя поле, нечего надеяться, что в следующем году у тебя будет хлеб на столе. Духовное значение природы в жизни человека, по моему мнению, начало теряться давно, когда человек стал больше уделять внимания себе, своему внутреннему миру, а не своим отношениям с внешним миром.Когда-то язычники, не отделяли себя от природы, они жили в ней и с ней. И характер поведения, и даже одежда были гармоничны с природой. Теперь же, чем больше вызовов мы делаем, например, в одежде, чем больше мы придерживаемся определенной моды, а не гармоничного соединения удобного и эстетичного, тем более мы отделяемся от природы. Природа не становится нам матерью, кем она была для наших пращуров. А мы, как те Иваны, не помнящие родства, ведем себя непристойно и ненавистно. Терпение природы не безгранично. Она будет протестовать, и будет посылать нам страшные предупреждения, например Чернобыльская трагедия — это одно из таких предупреждений.

И все же таки я верю в духовное возрождение человека, ведь он приходит в этот мир безгрешным малышом. Необходимо только чаще напоминать людям, что они — дети природы, ее маленькая частица.



Поделитесь с друзьями:

Статья рассказывает о том, какие виды правил этикета существуют, а также о том, какие правила этикета следует знать детям с самого раннего возраста.

Этикетом принято называть нормы и правила поведения в определенном месте и в определенных ситуациях. Очень важно обучить ребенка этим правилам, тогда родителям не придется испытывать неловкость за своего ребенка, а наоборот и не один раз им придется услышать слова благодарности за хорошие манеры того человека, которого они воспитали.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

ВАЖНО: Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.



  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный


С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

  • Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

  • С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере

ВАЖНО: В этом возрасте стоит использовать игровые формы обучения ребенка этикету. Уже можно инсценировать ситуации, использовать сюжетные игры, не стоит забывать о забавных стихах и сказках на тему этикета.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле


Этикет вежливости детей: уроки

Учить правилам этикета ребенка следует на постоянной основе, используя игровые формы, напоминания, примеры и т.д. — это должен быть беспрерывный процесс. Постоянное проговаривание, демонстрирование взрослыми хорошего поведения в обязательном порядке увенчаются успехом.

Что касается обучения детей вежливости в детских садах, школах, то для педагогов существуют специально разработанные программы и уроки. Необходимые материалы и видеоуроки не составит труда найти и на просторах интернета.



Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Видео: Презентация Этикет и правила поведения за столом

Этикет для детей в гостях

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  • Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
  • Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
  • Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
  • В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
  • Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  • Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  • В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
  • Не стоит надолго задерживаться в гостях
  • Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
  • К себе гостей стоит приглашать заранее
  • В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
  • Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит


Этикет поведения детей в общественных местах

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди


Этикет поведения детей на улице

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

Ребенок должен четко усвоить, что:

  • Мусор должен находится в урне, а не на земле
  • Запрещается ходить по газонам
  • Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
  • Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
  • Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
  • В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
  • Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
  • Стоит помнить о правилах дорожного движения
  • Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
  • Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
  • Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо


Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д.

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Видео: Правила поведения в театре

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их.

Правила этикета для поведения детей в школе

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  • Уважать учителя
  • В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
  • В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
  • Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
  • Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
  • Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
  • Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
  • В начале урока следует приветствовать учителя стоя
  • Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
  • Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
  • Во время урока запрещается есть
  • Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
  • На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе

Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать. С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе.



Этикет поведения детей в семье

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  • С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо
  • Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с ними
  • Заходя в комнату к родителям, следует стучаться
  • Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них
  • Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером.



Телефонный этикет для детей

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  • Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
  • Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
  • В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
  • Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
  • Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
  • При неправильно набранном номере следует извиниться
  • Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
  • Запрещается баловаться с помощью телефона
  • Все сообщения должны быть грамотно написан


Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО: Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.



Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

Развернутые сценарии игр, конкурсов и викторин, как родители, так и педагоги могут с легкостью отыскать в книжных магазинах, библиотеках, интернете и т.д.



Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  • Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб


Сказки об этикете для детей

Все в тех же книжных магазинах также можно найти и сказки, которые призваны обучить детей хорошим манерам.

Стихи о правилах этикета детей

Я другу говорю: «Привет!»,
А он в ответ: «Здорово!».
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.

Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!» мы говорим.

Одежда в порядке — все чисто, опрятно —
С таким человеком общаться приятно.
А грязный, лохматый, оборванный вид —
Держаться подальше знакомым велит.

«Здравствуйте!» — при встрече говорим
Всем друзьям, знакомым и родным.
А когда уходим: «До свиданья!» —
Пусть коротким будет расставание.

Грубо разговаривать,
Насмешливо дразниться —
Это плохо, некрасиво!
Нужно извиниться.

У мамы много дел по дому,
В заботах папа день за днем.
И мы помочь родным готовы
Отложим игры на потом.

Если бабушка устанет —
Отдыхает пусть она.
Ну, а внук шуметь не станет,
Будет в доме тишина.

За помощь и поддержку
Всегда благодарим.
И, получив подарок,
«Спасибо!» говорим.

Взрослые беседуют.
Важный разговор.
Им мешать не следует —
Такой есть уговор.

Во дворе у нас беда —
Появилась ябеда.
Мы ее не обижаем,
Просто с нею не играем.

Есть такие малыши —
Себя хвалят от души.
Говорят таким обычно:
«Хвастуном быть неприлично!
Будь хорош не на словах,
А в поступках и делах».

Над знакомыми смеяться,
За глаза их обсуждать
Могут только злые бяки.
Людей не надо обижать!

В автобусе старушке
Место уступи.
Чуткость и внимание
К старшим прояви.

Тихо в транспорт мы заходим,
здесь не бегаем, не сорим.
Не кричим и не поем —
Хорошо себя ведем!

Пусть чья-то вещь тебе понравилась —
Сдержать свои желания сумей.
Забудь, иль обратись к хозяину,
Но брать тайком чужое ты не смей!

В транспорте общественном
Будь спокоен, тих.
Вежливо веди себя —
Уважай других.

Не стоит врать и клеветать,
Когда ты сам в ответе.
Свою вину решись признать —
Честны должны быть дети!



Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

Существует огромный выбор мультфильмов, как советских, так и современных, которые способны обучить ребенка вежливости, которые наглядно демонстрируют правила этикета. Отдельные серии о вежливости и о правилах этикета можно найти среди таких современных мультфильмов, как:

  • Малышарики
  • Смешарики
  • Лунтик
  • Уроки тетушки Совы


Уделяйте внимание своему ребенку, учите его правилам этикета, и тогда у вас получится воспитать хорошего человека.

Видео: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

Приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников

Уже давно доказано, что моральные мотивы человека руководят его нравственными поступками, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель должен постоянно вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А потому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Основными приемами и методами, посредством которых учитель направляет и организует деятельность младшего подростка, являются обычно задания или проблемные ситуации, которые он ставит перед учеником. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и замыслом учителя, воспитателя2.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания со стороны родителей). Учителю, совместно с родителями ученика, важно добиться сформированное у ребенка внутреннего контроля, т. е. осознанного и самостоятельного принятия решения.

Педагогический смысл деятельности учителя по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решения и нравственный выбор самого ребенка.

В педагогической практике существуют самые различные приемы и методы нравственного воспитания младших школьников. Их так много, что сложно представить единую классификацию.

Наиболее последовательной представляется классификация Г.И. Щукиной, в которой выделяются следующие группы методов:

Разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в Интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) учеником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов, так как трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ библейских притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, примеры, анализ известных для школьников ситуаций, разрешение совместно со взрослыми ситуативных задач, встречи с уважаемыми людьми и т. д.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему . Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. При этом надо помнить, рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на обучающихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить.

Не малую роль играет и внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

В работе с младшими школьниками широко применяется этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Пример этического поступка — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а живое слово — второй. Пример этического поступка или действий дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Но данный метод в современной школе более эффективен только в начальных классах.

В последнее время становится популярным и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Учитывая психофизические особенности младших школьников, одним из эффективных методов остается наглядность . В условиях использования информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе метод наглядности приобретает иной смысл: учитель должен учитывать увлечение большинства младших школьников компьютерными играми, возможностью использования Интернета, просмотра телепередач различной тематики. Поэтому уже с начальных классов некоторые телевизионные передачи уместно обсуждать со школьниками, использовать специализированные компьютерные программы в учебно-воспитательном процессе.

Наглядность предполагает и использование возможностей театра, кино, музеев, выставочных галерей и т. д. Не в каждой местности есть такие возможности, но совершение экскурсий по селу (городу), в природу, проведение творческих встреч с уважаемыми людьми — это под силу любому учителю начальных классов.

Итак, мы проанализировали только некоторые методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. Учителю важно помнить, что только комплексное использование различных методов, единство действий школы и родителей может дать позитивные результаты воспитания младших школьников.

Правила делового этикета педагога, или Размышления об авторитете учителя

Словарь педагогических терминов так трактует понятие воспитанность — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях. Отсюда и воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Воспитанность подразумевает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности, которая проявляется по отношению к людям, животным, окружающей природе.

Обратимся только к некоторым общепринятым нормам этики.

Этические правила знакомства и представления.

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой, кроме исключительных случаев, например, женщина — студентка, а мужчина — профессор. Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в глаза с доброжелательной улыбкой. В случае представления первым подает руку человек, которому представили другого; женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему. Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с пожилым и уважаемым мужчиной. В обществе (в гостях, театре, на работе) людей знакомит хозяйка (хозяин) дома или руководитель предприятия или офиса (директор). При приветствии в компании ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Если вы пришли с женой, то, как правило, вас должна представить жена, а не вы ее. Она также первой здоровается с хозяйкой и хозяином. Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию. Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Правила обращения . Всегда помните, что способ обращения к собеседнику может сыграть решающую роль в дальнейшем поддержании ваших взаимоотношений. Обращение может быть:

— официальным (товарищ, гражданин, господин, по фамилии, имени, отчеству);

— интимным (дорогой Сергей, милая Оля);

— доверительным (уважаемые коллеги, друзья);

— шуточным (детское прозвище или безобидная кличка).

Тут все зависит от конкретных обстоятельств. И в первую очередь от того, в каких отношениях вы находитесь с данным человеком. Обращение на «вы» в любых случаях свидетельствует о вашей собственной культуре. Это вежливое местоимение чаще всего употребляется при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, в официальной обстановке, при общении в офисе, педагогов с родителями (и наоборот), с особо уважаемыми или официальными лицами. Обращение «на ты» допустимо только среди хорошо знакомых людей, ровесников или хороших друзей, в непринужденной доверительной беседе старшего по возрасту с младшими.

Правила приветствия. Международный этикет приветствий, как правило, одинаков: в разной форме разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия. Формулу приветствия выбирайте ту, что наиболее подходит к данной ситуации. В приветствии постарайтесь выразить доброжелательность и симпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не забудьте об улыбке во время приветствия, если в данной ситуации она уместна. Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой — со старшим, проходящий — со стоящим на месте. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном. В современном обществе приветствие и прощание с сопровождением пожатия руки одобряется только в официальных случаях. Но если эта форма приветствия вам нравится, помните: рукопожатие не должно быть ни излишне крепким (особенно с женщиной), ни безжизненным. Подавайте руку свободным и уверенным жестом. Рукопожатие должно быть коротким. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку (варежку снимают все), мужчина обязательно должен это сделать. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку. Старшим по возрасту и женщинам кланяются, слегка наклоняясь и привстав с кресла. Если вы находитесь в обществе дамы, привставать не надо. Нарушением этикета считаются шумные приветствия.

Искусство вести беседу . Этим искусством учителю надо владеть в совершенстве. Во-первых, научитесь слушать вашего собеседника, не перебивая его. Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в глаза или на предмет, на который он сам обращает ваше внимание. Подтверждайте свой живейший интерес к чьим-либо высказываниям легкими кивками головы или какими-ни- будь словами-замечаниями. Ни в коем случае не спешите возражать и спорить, не выслушав говорящего до конца. Никогда не следует обрывать или перебивать говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, зевать, рыться в карманах или сумке, вступать параллельно в разговор с другим человеком. Если собеседник злоупотребляет вашим вниманием, можно вежливо извиниться и сказать, что вы сейчас, к сожалению, заняты и разумнее перенести разговор на другое время. В случаях, где в беседе участвуют несколько человек, тема должна быть интересной и понятной для каждого из собеседников. Не следует затрагивать в подобных ситуациях специальные вопросы. Не считается вежливым рассказывать в обществе сенсационные, но не достоверные новости. Некрасиво говорить намеками, понятными лишь отдельным собеседникам. Не стоит предаваться длительным воспоминаниям о прошлом, увлекаться бесконечными монологами. Избегайте замечаний, которые могут ранить чувства собеседника, не злоупотребляйте колкостями. Очень важно следить за тем, как собеседник реагирует на ваши слова. Ведь обидеть можно не только текстом, но и подтекстом. В спорах тщательно выбирайте формулировки, доказательные факты. Аргументированность, выдержанность, ровный тон диалога, отсутствие нервозности и повышенного тона — залог успеха в споре или дискуссии. Старайтесь соблюдать элементарное уважение к собеседнику в любой ситуации. Беседы во время еды не должны портить аппетита окружающим. Говорите всегда по существу вопросов, наблюдайте, слушает ли вас собеседник. Неплохо иногда похвалить его рассуждения. Некрасиво перебивать собеседника, особенно если он преклонного возраста. Не стройте из себя всезнайку. Если возможно, постарайтесь заранее подготовиться к намеченной беседе, поинтересуйтесь увлечениями вашего собеседника. Не следует в целях поддержания разговора забрасывать собеседника вопросами анкетного характера. Испытанным средством снятия напряжения в споре или простой беседе является юмор. Однако помните, что излишний юмор, остроты и анекдоты не всегда уместны. Помните, что затянувшаяся беседа по одной проблеме мало эффективна, цените свое время и время собеседника.

Нормы поведения на улице . Выходя из дому, проверьте, взяли ли вы с собой все необходимые вещи, оглянитесь на квартиру (комнату или дом) — все ли в порядке? Осмотрите свой костюм, проверьте, все ли у вас в порядке. Главное правило поведения на улице — не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т. е. держите их в правой руке и идите в этом случае справа. Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам (случайным знакомым), тем более если вы идете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Не ходите большой компанией. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева, при этом не забудьте произнести: «Позвольте пройти», «Будьте добры», «Извините». Если вам необходимо остановиться на улице со знакомым человеком, отойдите в сторону. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, работая локтями. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, вежливо извинитесь. Будьте внимательны на улице, чтобы не попасть в неловкое положение, не заметив знакомых, не ответив на их приветствие, а, кроме того, не забывайте о правилах дорожного движения. Если вас на улице о чем- то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Двигаясь в людном месте, неприлично жевать (даже если это будет жевательная резинка). Нельзя входить с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Назначив кому-нибудь встречу — никогда не опаздывайте. Старайтесь не чихать в общественных местах — в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице — не сорите. Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида. Как можно интеллигентнее старайтесь вести себя в присутствии детей — любой из взрослых людей, желает он того или нет, влияет на поведение находящегося рядом с ним ребенка.

Поведение в учебном заведении . Всегда помните, что вокруг вас не только дети, но и подростки, взрослые люди. Не стоит быстро ходить по коридору, излишне бояться представителей администрации. Будьте собраны, вежливы и учтивы.

Существует несколько общих правил делового этикета педагога:

1. Пунктуальность. Нужно уметь рассчитывать время, необходимое для того, чтобы вовремя приезжать (приходить) на работу. Учителю, как правило, желательно это делать не позже чем за 15-20 минут до начала урока.

2. Собранность и аккуратность. Ритм педагогического труда требует от учителя особой сосредоточенности, порядка на рабочем столе, в деловом портфеле (сумке).

3. Не говорите лишнего. В любой организации есть свои секреты, а в педагогической аудитории принято вести себя учтиво, но без лишних разговоров (обсуждений, возмущений и т. д.).

4. Хороший язык общения. Помните, что именно учителя характеризует чистая и грамотная речь.

5. Умение общаться. Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!

6. Внешний вид учителя. Помните, на вас ежеминутно смотрят десятки глаз людей самого разного возраста: уважайте «в себе самого себя», но и не забывайте, что вы просто женщина или мужчина (стройность, походка, внешний вид, умение себя преподнести и т. д.). В любой ситуации вы должны выглядеть должным образом. И все же, педагогическая этика подразумевает особые требования к одежде учителя (но не уподобляйтесь «человеку в футляре»).

Авторитет учителя — особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п. Истинный авторитет — это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть младшими товарищами учителя.

Немаловажную роль при этом играют высокий уровень профессиональной компетенции педагога, глубокая интеллигентность, личная гражданская позиция.

В общем, когда слова А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» сочетаются с высоким профессионализмом и человеколюбием, тогда педагог и может рассчитывать на педагогический авторитет.

Афоризмы об этике, нравственности и этикете

Как я люблю сочетание приятного с полезным (Н. Богословский).

Всего одно правило этикета может запирать будущее или вдруг пропустить в него. У каждого свое. Почему все сразу думают об умении пользоваться столовыми приборами? (Е. Ермолова).

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного (Ян Амос Каменский).

Качают все свои права, столетия спешат смениться. Но, если дама не права, мужчина должен извиниться (А.В. Иванов).

Манеры до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы (Н. Шелгунов).

Многословие всегда неприятно (М. Сервантес).

Наши манеры, как и наши лица, пусть даже самые прекрасные, должны отличаться друг от друга (Антони Эигли Купер Шефтсбери).

Не переделать насмешника, хитреца, лгуна, крючкотвора, интригана (Хуан Юнъ-Цзяо).

Не спрашивайте воспитанного человека, что он о вас думает: не заставляйте его лгать (Е. Кащеев).

Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума (Жан де Лабрюйер).

Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов (С. Смайлс).

Только человек благородный по происхождению или хорошо воспитанный способен хранить тайну (Жан де Лабрюйер).

Уважение других дает повод к уважению самого себя (Р. Декарт).

Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют (С. Джонсон).

Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность (Жан де Лабрюйер).

Хорошее воспитание — это способность переносить плохое воспитание других (Пшекруй).

Хорошие манеры — лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Больше слез было пролито из-за невоспитанности мужчин, чем из-за их безнравственности (X. Хатауэй).

В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе (Хун Цзычен).

Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания (К. Ушинский).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы (А. Чехов).

Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие — по нашим душевным качествам (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других (М. Мон- тенъ).

Дурные манеры: есть без ножа и разговаривать вилкой (Леонард Луис Левинсон).

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях (Б. Мандевиль).

Если ты невоспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан (Теофраст).

Если ты неуч и молчишь, то ведешь себя умно, если же учен и молчишь, то глупо (Теофраст).

Если человек в состоянии существовать без пугала, значит он по-настоящему благовоспитан и умен (У. Хэзлитт).

Гармония важна и в правилах хорошего тона (Л. Сухорукое).

Ведите себя так, чтобы вам не смогли испортить настроение (Г. Александров).

Есть умная, есть глупая манера разговора. Одно и то же сказано, одни и те же произнесены слова, а сразу видно — умница или глупец [И. Шевелев).

Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне).

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов (Д. Дидро).

Нравственность — основа всех человеческих ценностей (А. Эйнштейн).

Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться (Ф. Ницше).

Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Жан-Жак Руссо).

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли (Ч. Дарвин).

Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности (В. Соловьев).

Главное условие нравственности — желание стать нравственным (Сенека Младший).

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (И. Кант).

Если ваши нравственные устои вгоняют вас в тоску, знайте: ваши нравственные устои никуда не годятся {Роберт Льюис Стивенсон).

Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной (И. Кант).

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное (В. Белинский).

Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек (Д. Дидро).

Желание иметь этику тем настойчивее понуждает к своему удовлетворению, чем настойчивее потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмеримости (М. Хайдеггер).

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие (Ф. Достоевский).

Закон материального мира — равновесие; закон мира нравственного — справедливость (В. Гюго).

Интерес к вопросам этики — свидетельство запоздалого умственного развития (О. Уайльд).

Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе (Э. Роттердамский).

Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни (Л. Швейцер).

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек (В. Белинский).

Без нравственного смысла все правила нравственности ненадежны (Н. Пирогов).

Без совести и при большом уме не проживешь (М. Горький).

В многообразии и жестокости этических запретов проявляются крайняя моральная неразборчивость и ханжество (Гилберт Кит Честертон).

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их (В. Ключевский).

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (А. Швейцер).

Каждый человек должен быть блюстителем нравственности — но только своей, а не чужой (Б. Тойши- беков).

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы (Жан Мари Гюйо).

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель).

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль (Клод Адриан Гельвеций).

Мораль и этика — это садовые ножницы, которыми мы можем облагораживать хаотично растущие кусты наших страстей и желаний (С. Клюев).

Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность (А. Швейцер).

Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь (Г. Торо).

Никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав (Эзоп).

Никакое возмещение морального ущерба не может компенсировать моральную ущербность (С. Янковский).

Общая культура — это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве — как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими (Ланжевен).

Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может (Дюамель).

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании (Дистервег).

Душа культуры — это культура души (Гофмиллер).

Русские пословицы и поговорки о морали, нравственности и вежливости

Из всех страстей зависть самая отвратительная.

Жадный сам себе покоя не дает.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Говорить без дела, что по воде писать.

Гол, да не вор, беден, да честен.

Бедность крадет, а нужда лжет.

Бедность учит, а счастье портит.

Биться, драться — не ума набираться.

Бог видит, кто кого обидит.

Вор, что заяц: и тени своей боится.

Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.

Говорит по секрету, а выдает всему свету.

Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует.

Ленивые руки не родня умной голове.

Лесть да месть дружны.

Лучше свой кусок, чем чужой пирог.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Законы святы, да законники супостаты.

Почитай старших — сам будешь стар.

Пословицы и поговорки русского народа о приличии, вежливости и обычаях

Не осуди в лаптях: сапоги в санях.

Невежа и бога гневит.

Не дорого ничто, дорого вежество.

Не в том дело, что жена спесива, а в том, что муж не вожеват (не радушен).

С поклону голова не заболит.

Поклоном поясницы не переломишь.

Поклониться — вперед пригодится.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

Честное слово и буйну голову смиряет.

Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

Что в людях ведется, то и у нас не минется.

Ни от чего человеческого не отрекаются.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Не умеет к ставцу (чашке) лицом сесть.

Как витютень (дикий голубь), ни очей, ни речей.

Я не отпел, а ты не отслушал. Я не отпел, а ты шапку надел.

Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

Не лезь наперед: не стать бы назади.

Не суйся, буки, наперед аза! Не лезь наперед отца в петлю!

На пороге не стоят. Через порог руки не подают.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

В чужом доме не указывают.

Гость — невольный человек, где посадят, тут и сядет.

Шей по росту: полы отопчешь, подол обобьешь.

Хорошо кресло старому, колыбель малому.

Когда играют, тогда и пляши. Когда торг, тогда и с возом.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Женатые на посиделки не ходят.

Женатого с посиделок веретеном гонят.

Не пой худой песни при добрых людях.

Не к лицу бабке девичьи пляски.

Старого учить, что мертвого лечить.

4
Посещение

Материалы
1 - 9
практических
практических
занятий
занятий
5
Активная работа на

1- 9
практических
занятиях
(премиальные
баллы)

6
За пропуск занятий и

9 - 1
нарушение сроков
выполнения учебной
работы, за
систематический
отказ отвечать на
практических
занятиях –
«штрафы » –
уменьшение
набранных баллов 1
балл за каждое
занятие
7
Выполнение

Реферат
1- 10
реферата
Конспектиро
вание
8
Написание эссе

Эссе
1-8
9
Конспектирование

Конспекты
1-5
10
Подбор

Педагогические 1-8
педагогических
ситуации
ситуаций по теме
11
Составление

Таблицы
1- 8
сравнительных
таблиц
12
Разработка и

Проекты
1- 12
презентация
проектов
13
Аннотирование

Аннотация
1-10
текста
14
Портфолио предмета

Портфолио
1- 10

Критерии оценки
Максимальная сумма баллов - 100
За посещение лекции – 6 баллов
За посещение семинаров – 9 баллов
За рубежный и текущий контроль –
Рефераты
Доклады
Проекты

«ОТЛИЧНО» - 80 – 100 баллов
«ХОРОШО» - 66 – 79 баллов
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - 50 – 65 баллов

28
« НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - менее 50 баллов


Примерна я тематика рефератов к курсу « Поликультурное образование»

Народные традиции трудового обучения и воспитания детей младшего
школьного возраста
Этническая система физического воспитания.
Педагогическая культура народа.
Словарь нашей свадьбы.
Сельская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.
Чему можно научиться у казаков?
Что интересного в горском этикете?
Игры моего детства и детства моих предков.
Народные приметы и поверья.
Народные заговоры.
Русские престольные праздники и их воспитательная роль.
Легенды и их нравственно-воспитательный характер.
Легенды моей малой Родины.
Уличные или станичные клички и прозвища.
Народные колядки и щедровки.
Рождественская и крещенская обрядность.
Языческое и христианское в «Масленице».
Мусульманский праздник.
Нравственный аспект Великого Поста.
Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.
Эстетическое начало в народной обрядности.
Какому этикету учит нас сама природа.
Народная педагогика о воспитании детей младшего школьного возраста.
Природа как источник народной педагогики.
Эстетическое начало в народной обрядности
Воспитательная роль бытовой обрядности.
Организация и проведение народных праздников на примере конкретного
этноса.
Легенды и их нравственно-воспитательный характер
Воспитание культуры межнациональных отношений
Религия как источник народной педагогики.
Характеристика этнических конфликтов.
Народный этикет и проблемы его возрождения.
Традиции и обряды русского народа.
Народный календарь и его воспитательное значение.
Вклад К.Д. Ушинского в развитии этнопедагогических идей.

Примерные темы контрольных работ по дисциплине « Поликультурное
образование»
1. Этнос как система в работах Л.Н. Гумилева.
2. Концепция происхождения этносов Л.Н. Гумилева.

29
3. Психологические основы науки.
4. Функции этнического самосознания.
5. Национальный характер.
6. Национальный темперамент.
7. Национальная мечтательность.
8. Этническая идентичность у национальных и этнических меньшинств.
9. Функции национальной психики.
10. Этнические символы и их функции.
11. Механизмы этнической символизации.
12. Психологическая защита этноса.
13. Этническая культура.
14. Этническая картина мира.
15. Этнический стереотип и его функции.
16. Межэтнические взаимоотношения.
17. Межэтнические отношения на межэтническом уровне.
18. Понятие и отличительные особенности этнических меньшинств.
19. Межэтническая напряженность.
20. Межэтнические конфликты и факторы их возникновения.
21. Понятие и показатели этноцентризма.
22. Структура этноцентрической идеологии.
23. Основные типы межэтнических конфликтов.
24. Межкультурная адаптация.

Приложение 3. Организация самостоятельной работы по учебной дисциплине
«Общие основы педагогики »

1. Самостоятельное
решение
педагогических
задач
(аудиторная
неаудиторная форма самостоятельной работы)
Решение студентами педагогических задач базового модуля направлено на
овладение ими обобщенными психолого-педагогическими знаниями, формирование
понимания их роли при решении социально-профессиональных задач, освоение
принципов использования психолого-педагогических знаний в профессиональной,
социальной и личной сферах:
- понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и
педагогики в системе наук о человеке и обществе;
- основные положения современных концепций образования и развития
личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и
профессионального развития и самосовершенствования;
- индивидуально-психологические качества, свойства и особенности
личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
- социально-психологические механизмы и закономерности поведения
личности и группы;
- образовательные тенденции, функции и модели образования; структура и
направления развития национальной системы образования, способы организации
образовательного процесса;
- принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для
решения личных, социальных, профессиональных задач.

Для итоговой оценки освоения студентом умений решать педагогические
задачи можно использовать условные баллы: