Что понимается под объектом. Понятие и значение объекта преступления

В ходе изложения уже неоднократно употреблялись понятия "объект науки" и "предмет науки" 13, однако при этом не было раскрыто их содержание. Для дальнейшего изложения это необходимо сделать.

Прежде всего следует отметить, что довольно часто понятие "объект науки" и "предмет науки" не разделяют. В этом случае, как правило, под предметом науки понимают часть действительности, которую изучает (исследует) та или иная наука. Нельзя сказать, что такой подход является абсолютно неправильным, однако его не стоит рассматривать как достаточно научный и содержательный. Например, если в рамках этого подхода попытаться определить, что является предметом теории государства и права (далее - ТДП), то ответ будет такой: предметом ТДП государство и право. В определенной степени такой ответ правильный, но поскольку государство и право так или иначе фактически изучается всеми социально-гуманитарными науками (и не только ими), то такое определение предмета ТДП нам ничего не дает.

Конечно, в названии каждой науки в определенной степени обычно присутствует указание (скорее, намек) на то, что является ее предметом, но:

а) не всегда эта связь (связь между названием науки и ее предметом) очевиден и прямо коррелирующие;

б) название науки всегда историческая в том смысле, что она вводится на определенном этапе формирования (выделения) науки в системе научного поля. Поэтому иногда название науки может быть никак не связана с объектом (предметом) ее исследования. В качестве примера приведем термин "метафизика", которым до сих пор иногда называют философию (ее отдельную отрасль). Сам термин можно перевести как "то, что следует за физикой". Можно, исходя из такого названия, определить предмет метафизики (в данном случае термин "метафизика" используется как синоним понятия "философия")? Вряд ли.

Еще более неточным является представление о том, что предмет науки это "определенный круг закономерностей, изучаемых любой сфере человеческой деятельности" 15. Даже если допустить, что эти закономерности существуют, то прежде чем их исследовать наука сначала должна установить их. При этом важно учитывать следующее: процесс установления упомянутых закономерностей и составляет основной массив научной деятельности как во временном, так и в интеллектуально-энергетическом плане.

Поэтому поскольку, как уже отмечалось выше, многие науки изучают одни и те же явления, феномены и т. П. (Указано в основном касается социально-политических и юридических наук), то отсюда всегда возникает вопрос о том, как выделить предмет исследования одной науки от предмета исследования другой в том случае, если круг явлений (феноменов и т. п.), которые изучаются этой наукой совпадают или близки.

Именно для решения проблемы научно обоснованного и четкого разграничения наук в контексте частичного или полного совпадения явлений, ими исследуются, была осуществлена попытка введения в научный оборот, наряду с понятием "предмет науки", также понятие "объект науки".

Упомянутый подход получил достаточно широкое распространение в юридических науках. Его содержание довольно удачно изложил М. Байтин: "Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяется познания и практическое влияние суб " объектов, людей.

Предмет же - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект исследуемого объекта данной наукой; этот круг наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Любая наука имеет характерный только для нее предмет, которым и определяется самостоятельность, уникальность и особенности той или иной науки, ее отличие от других систем знаний "16. Если добавить к указанному выше, что в таком случае предмет науки понимается как" круг вопросов, которые она изучает "17, и таким образом можно получить полное представление об этом подходе.

Идея использовать понятие "объект науки" в контексте определения предмета конкретной науки стала широко использоваться в юридической литературе в середине 70-х годов XX в. Среди ее сторонников можно назвать В. Тенненбаум, А. Васильева, Ф. Фаткуллин, А. стреловых и др.

Более того, некоторые юристы-ученые в своих трудах игнорируют понятие "объект науки", в частности такие ученые, как: стоит абсолютизировать, как это делают некоторые ученые, например, А. Сурилов.

Учитывая это по подхода, рассматривается, есть свои "плюсы", но ему присущи и определенные "минусы". Можно назвать такие методологические (не говоря о других) недалеко использования понятия "объект науки" при определении предмета той или иной науки, как: считая, что объектом (а соответственно, и предметом) науки есть элементы объективной реальности, возникает вопрос: а что делать в случае, если наука исследует феномены, которые не являются ли (извините за тавтологию) явлениями по своей сути, нельзя однозначно утверждать, что исследуемое вообще существует. Например, теология - наука о Боге и Его промысел. Можем ли мы утверждать, что Бог - элемент объективной реальности? Или, например, наиболее распространена точка зрения о предмете ТДП заключается в том, что ТДП изучает

общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, но ответ на вопрос о самой наличие закономерностей как таковых неочевидна, как это может показаться на первый взгляд;

Во многих случаях, особенно на этапе становления (формирования, отделения) конкретной науки, определить разницу между объектом и предметом науки бывает очень проблематично, а иногда и нецелесообразно. Здесь следует учитывать, что проблема определения предмета конкретной науки становится актуальной на заключительном этапе ее выделения в рамках научного поля - когда ее наличие в структуре знания вызывает определенный конфликт, как правило, со смежными науками. Попытки более или менее четко определить свой предмет свидетельствует о достаточно высоком уровне развития той или иной науки и о том, что она уже достигла определенного уровня зрелости;

В отдельных случаях использование понятия "объект науки" в контексте определения предмета науки не позволяет разграничить некоторые науки. Особенно наглядно это проявляется в юридических науках. Например, в чем разница между объектами хозяйственного и гражданского права?! Здесь вызывает определенные сомнения правильность уже приведенной выше тезисы М. Байтина о том, что "каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но не совпадают".

На основании изложенного заметим, что для выделения наук в отдельных случаях приемлемо использовать понятие "объект науки" и "предмет науки", поскольку это позволяет достичь ожидаемого эффекта. Однако так бывает не всегда. В некоторых случаях этот подход нецелесообразен, поскольку с его помощью можно решить поставленную задачу. Поэтому абсолютизировать такой подход (как это делает А. Сурилов) вряд ли правильно. К тому же стоит отметить, что в случаях, когда речь идет не о разграничении наук между собой, использование терминов "объект науки" и "предмет науки" вряд ли целесообразно.

Рассматривая вопрос о предмете отдельной науки, следует иметь в виду, что наука в целом и ее отрасли изучают то, что сами определяют как свой предмет (объект). Это в свою очередь связано с осуществлением соответствующих логических и теоретических операций, составляющих процесс выделения предмета (объекта) исследования. Причем подчеркнем, что "выделить, то есть исследовать можно лишь то, что поддается теоретическому анализу исторически данными средствами познания". Иначе говоря, сам предмет (объект) науки - явление, обусловленное историческим этапом развития науки, который с количественной стороны характеризуется накопленным эмпирическим материалом, а с качественной - совокупностью и степенью разработанности теоретических обобщений (теорий, гипотез, концепций и т. Д.) и уровнем развития методологии. А это в свою очередь имманентно уровню интеллектуально-культурного развития того или иного сообщества в частности, цивилизации) на конкретном этапе ее существования. Ядерная физика, как самостоятельная наука, вряд ли могла бы появиться в средневековой Европе или африканских пигмеев сейчас.

Как уже отмечалось, процедура выделения конкретной науки в системе научного знания по своей природе носит субъективный характер. В то же время и в этой процедуре мы встречаемся с саморепрезентации (самоопределением) субъектом познания предмета (объекта), который он исследует в контексте доступной ему (субъекту познания) информации, накопленной в обществе об этом предмете (объект). С этой точки зрения, при осуществлении выделения прежде всего субъект познания, исходит из своих представлений о:

Место и значение той или иной науки в системе устоявшихся научных координат-классификаторе в, которые сформировали существующий на момент распределения отраслевое разделение знаний;

Цели исследования, во многом определяет угол зрения на предмет (объект) исследования. В то же время в процессе выделения определенного

научного знания, как отдельной самостоятельной отрасли науки, имеем дело с екстрадефинитациею (от лат. extra - внешнее, definire - определять), то есть внешней оценкой позиции субъекта познания относительно определения последнее предмета науки, дается субъектами, которым адресована эта позиция (научное сообщество, ученые-коллеги, слушатели и т. д.). При этом екстрадефинитация в большей степени, чем же презентация, зависит от существующих стереотипов, которые циркулируют в научном сообществе.

В внутренне противоречивом единстве формирующих систему отношений, которые складываются между социальными субъектами, с одной стороны, в ходе екстрадефинитации, а с другой, во внутреннем восприятии субъектом познания окружающего мира, как объекта исследования, находит свое выражение в само-презентации, и заложена причина конфликта, который имеет место в науке в процессе возникновения и формирования новых отдельных научных отраслей.

Несмотря на то, что само-репрезентация и екстрадефинитация имеют разное происхождение, они близки по своей субъективной природой, то есть они являются выражением представлений тех или иных субъектов познания на место и степень обособленности какой области исследовательской деятельности в общей (совокупной) системе знания.

Таким образом, предмет (объект) отдельно взятой науки формируется под влиянием как объективных, так и субъективных факторов (где объективное присутствует в осознании наличия внешнего субъекте познания, а субъективное - в само репрезентации и екстрадефинитации, которые происходят в научной среде). При этом введение и / или существование конкретной науки в системе оборота научного знания, как определенной относительно самостоятельной и обособленной части научного поля, зависит от того, признает или нет научное сообщество факт ее существования, то есть зависит от того, получает или нет же-презентация подтверждения (одобрения) в ходе екстрадефинитации.

Кроме того, при исследовании вопроса разграничения наук в контексте проблемы их предмета исследования важно учитывать, что:

Вряд ли можно провести четкую границу между различными науками, особенно социально-политического и правового блока. Поэтому правильной является точка зрения Д. Керимова, который считает, что "невозможно провести абсолютную разграничительную линию между предметами общественных наук, поскольку сами общественные явления и процессы органично связаны между собой, взаимодействуют и взаимопроникают в процессе своего развития". Стоит также признать, что "это утверждение не означает, что исключается возможность определения предмета той или иной науки. Отграничение предмета одной науки от другой должна идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и за аспектами, уровнями и целями исследования в случаях совпадения их объектов ";

В ходе исследования того или иного явления (события, факта и т.п.) с практической точки зрения, не имеет значения до объекта (предмета) какой именно конкретной науки в рамках структуризации научного поля принято его относить. В своей исследовательской деятельности субъект познания не должен обращать внимание на условные границы в едином теле науки. Более того, современное развитие науки требует от ученого (исследователя и т.п.), чтобы он выходил за рамки существующих стереотипов, привлекал в свою научную построение неограниченный круг теорий, гипотез, категорий и т.п., независимо от того, в какой науке они возникли, сформировались и распространились. Субъект познания должен смотреть на исследуемую проблему, как правило, широко, разносторонне и системно. Возможно, понимая это, В. Вернадский еще в 1938 писал, что "рост научного знания в XX в. Быстро разрушает границы между отдельными науками. Мы [ученые -AM] все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, максимально углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со стороны всех точек зрения ";

Предмет любой науки носит исторический характер, то есть непосредственно связанным с этапом, на котором находится в конкретный момент времени научное знание в целом и, собственно, его отдельная часть. Трудно не согласиться с Л. Спиридоновым, который пишет, что "сам предмет науки исторический. Он меняется по мере вовлечения в сферу познания все новых и новых качеств и явлений государственной и правовой действительности и исключение из нее всего того, что оказывается призраками, ошибками. Не случайно ученые определяют предмет как выделенную часть объекта изучения: выделить, то есть привлечь в исследования, можно только то, что поддается теоретическому анализу исторически данными средствами познания ";

Необходимость разграничения наук между собой во многом вызвана проблемой передачи научного знания (в том числе необходимостью создания оптимальной и эффективной системы образования). Особо следует подчеркнуть, что независимо от того, хотим мы того или нет, процесс обучения требует определенной догматизации положений, содержащихся в отдельных науках, включая положения, касающиеся разграничения научных дисциплин между собой. Учитывая все вышеизложенное, предоставим такое

определение объекта и предмета отдельной науки:

Объект науки - выделена субъектом познания часть явленного мира, на которую направлено научное познание в рамках конкретной науки;

Предмет науки - круг вопросов, касающихся объекта науки, исследуемого конкретной наукой, непосредственно и целенаправленно изучаются ней (наукой) с четким определением задач и угла зрения такого изучения. Иначе говоря, предмет науки - представление соответствующих субъектов познания о выделенной ими часть явленного мира, изучается (должна изучаться) этой наукой непосредственно и целенаправленно с четким пониманием целей и угла зрения такого изучения.

Предполагая, что основным направлением критики приведенных определений является то, что объект и предмет науки в рамках подобного понимания приобретают субъективного характера, необходимо отметить:

Мы понимаем и сознательно даем именно такие определения объекта и предмета отдельной науки;

Желаем мы того или нет, субъективные стороны объекта и предмета отдельной науки фактически (прямо или косвенно) признает большинство ученых;

Поскольку научная деятельность по своей природе является рефлексивно-познавательной деятельностью социальных субъектов, нет ничего невероятного и неожиданного в том, что эта деятельность имеет субъективную окраску и носит субъективный характер;

В третьем тысячелетии, пожалуй, стоит прекратить пугаться субъективности нашего знания и нашего представления об истинности, ведь все больше и больше данных свидетельствует о значении, роль и место не только сознательного, но и подсознательного (в том числе коллективного), суб " ектного фактора в нашем представлении о мире, о нашем влияние на него и т. п. Особо следует отметить, что понимание

субъективного характера определения предмета отдельной науки дает возможность решить проблему разделения научного поля на отдельные отрасли при сохранении четкого понимания единства научного знания. А это, в свою очередь, позволяет

В полном объеме понять исторический характер предмета отдельной науки;

Решить большое количество теоретических и практических конфликтов, которые возникают между представителями разных наук при разграничении на отдельные науки;

Обосновать и показать условность и вспомогательный характер выделения отдельных наук из общего массива научных знаний;

Решить проблему абсолютизации разделения науки на отрасли;

Более четко определить характер, место и значение критериев, с помощью которых происходит классификация науки на отрасли.

Определение

С точки зрения восприятия человеком объектом может быть:

    осязаемый и (или) видимый предмет (мяч)

    нечто, воспринимаемое мышлением (алгоритм)

    нечто, на что направлена мысль или действие (время).

С точки зрения ОО подхода объект представляет собой конкретный опознаваемый предмет, единицу или сущность (реальную или абстрактную), имеющую четко определенное функциональное назначение в данной предметной области.

Объект моделирует часть окружающей действительности и таким образом существует во времени и пространстве. Объект может быть определен как нечто, имеющее четко очерченные границы. Существуют такие объекты, для которых определены явные концептуальные границы, но сами объекты представляют собой неосязаемые события или процессы. Например, химический процесс на заводе можно трактовать как объект, так как он имеет четкую концептуальную границу, взаимодействует с другими объектами посредством упорядоченного и распределенного во времени набора операций и проявляет хорошо определенное поведение.

Объект обладает состоянием, поведением и идентичностью; структура и поведение схожих объектов определяет общий для них класс; термины "экземпляр класса" и "объект" взаимозаменяемы.

Состояние

Состояние объекта характеризуется перечнем (обычно статическим) всех свойств данного объекта и текущими (обычно динамическими) значениями каждого из этих свойств.

Все свойства имеют некоторые значения. Эти значения могут быть простыми количественными характеристиками, а могут ссылаться на другой объект. Перечень свойств объекта является, как правило, статическим, поскольку эти свойства составляют неизменяемую основу объекта, но в ряде случаев состав свойств объекта может изменяться. Тот факт, что всякий объект имеет состояние, означает, что всякий объект занимает определенное пространство (физически или в памяти компьютера).

Поведение

Объекты не существуют изолированно, а подвергаются воздействию или сами воздействуют на другие объекты.

Поведение – это то, как объект действует и реагирует.

Поведение объекта определяется выполняемыми над ним операциями и его состоянием, причем некоторые операции имеют побочное действие: они изменяют состояние. Состояние объекта представляет суммарный результат его поведения.

Операцией называется определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию. Выделяют следующие виды операций:

    Модификатор – операция, которая изменяет состояние объекта;

    Селектор – операция, считывающая состояние объекта, но не меняющая состояния;

    Итератор – операция, позволяющая организовать доступ ко всем частям объекта в строго определенной последовательности;

    Конструктор – операция создания объекта и/или его инициализации;

    Деструктор – операция, освобождающая состояние объекта и/или разрушающая сам объект.

Объекты могут быть активными и пассивными. Активный объект в общем случае автономен, то есть он может проявлять свое поведение без воздействия со стороны других объектов. Пассивный объект, напротив, может изменять свое состояние только под воздействием других объектов.

Идентичность

Идентичность – это такое свойство объекта, которое отличает его от всех других объектов. Идентичность двух объектов означает что это один и тот же объект. Имеет смысл только при сравнении по ссылке. В ООП из идентичности следует невозможность послать сообщение только одному из двух идентичных объектов.

В большинстве языков программирования для различения объектов используют имя, тем самым путая адресуемость и идентичность. Объекты в функцию можно передавать по ссылке и по значению.

Время жизни объектов

Время жизни объекта - время с момента создания объекта (конструкция) до его уничтожения (деструкция).

При создании объекта вызывается конструктор, который инициализирует объект.

Уничтожение объектов может выполняться явно и неявно. В Smalltalk и Java при потере последней ссылки на объект его забирает сборщик мусора. В языках без сборки мусора, типа C++, объекты, созданные в стеке, уничтожаются неявно при выходе из блока, в котором они были определены, но объекты, созданные в "куче" оператором new, продолжают существовать и занимать место в памяти: их необходимо явно уничтожать оператором delete.

В некоторых системах объекты могут быть долгоживущими; под этим понимается, что их время жизни может выходить за время жизни породивших их программ.

Отношения между объектами

Отношения двух любых объектов основываются на предположениях, которыми один обладает относительно другого: об операциях, которые можно выполнять, и об ожидаемом поведении.

Связь – это физическое или концептуальное соединение между объектами. Другими словами, связь – это специфическое сопоставление, через которое клиент запрашивает услугу у объекта-сервера или через которое один объект находит путь к другому. Только вдоль связи один объект может послать сообщение другому. Связь между объектами и передача сообщений обычно односторонняя и инициализируется клиентом, но данные передаются в обоих направлениях.

Участвуя в связи, объект может выполнять одну из следующих трех функций:

    Воздействие. Объект может воздействовать на другие объекты, но сам никогда не подвергается воздействию других объектов; в определенном смысле это соответствует понятию активный объект.

    Исполнение. Объект может только подвергаться воздействию со стороны других объектов, но он никогда не выступает в роли воздействующего объекта.

    Посредничество. Такой объект может выступать как в активной, так и в пассивной роли; как правило, объект-посредник создается для выполнения операций в интересах какого-либо активного объекта или посредника.

В объектно-ориентированном программировании под агрегированием подразумевают методику создания нового класса из уже существующих классов путём включения, называемого также делегированием. Об агрегировании также часто говорят как об «отношении принадлежности» по принципу «у машины есть корпус, колёса и двигатель».

Объект, являющийся частью другого объекта (агрегата), имеет связь со своим агрегатом. Через эту связь агрегат может посылать ему сообщения.

Агрегация иногда предпочтительнее, поскольку позволяет скрыть части в целом. Иногда, наоборот, предпочтительнее связи, поскольку они слабее и менее ограничительны. Принимая решение, надо взвесить все.



Объект

Объе́кт

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? объе́кта , чему? объе́кту , (вижу) что? объе́кт , чем? объе́ктом , о чём? об объе́кте ; мн. что? объе́кты , (нет) чего? объе́ктов , чему? объе́ктам , (вижу) что? объе́кты , чем? объе́ктами , о чём? об объе́ктах

1. Объектом называют всё то, что имеет свойства и с чем вы можете производить какие-либо действия, а также то, что вы изучаете, наблюдаете, познаёте.

Наведите фотоаппарат таким образом, чтобы объект съёмки был в центре видоискателя. | В обсерватории ведётся постоянное наблюдение за небесными объектами.

2. Если кто-либо или что-либо является, становится и т. п. объектом шуток, насмешек и т. п., значит, над ним постоянно подшучивают, насмехаются и т. п.

Талантливые учёные часто становятся объектом нападок для своих менее удачливых коллег. | Объектом своих шуток он избрал самого безобидного парня в классе.

3. Объектом любви, ненависти, внимания и т. п. называют того, на кого направлена чья-либо любовь, ненависть, внимание и т. п.

Ревность вырастает из боязни потерять объект своей любви. | Маленький беспомощный щенок быстро стал единственным объектом его привязанности. | Дети были самым важным объектом её заботы.

4. Объектом вы называете предприятие, учреждение, строительную площадку, на которой возводится что-либо, и т. п., а так же любое место, где человек занимается какой-либо организованной деятельностью.

Промышленный объект. Оборонный объект. | Строители перешли работать на новый объект. | В тайге построили секретный пусковой объект. | Разведчики должны были проникнуть на хорошо охраняемый объект и уничтожить его. | Авиация нанесла удар по важному стратегическому объекту.

5. В грамматике объектом называют семантическую категорию, обозначающую того (то), на кого (что) направлено действие или состояние.

У предложения «Мама мыла раму» очень простая конструкция: субъект - глагол - объект.

объе́ктный прил.

Объектное значение.

объе́ктовый прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "объект" в других словарях:

    Классификация Боевая машина пехоты Боевая масса, т 13,1 Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 8 История … Википедия

    - (от лат. objectum предмет) в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится; О. может быть… … Философская энциклопедия

    объект - То что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Примечание Объектом может быть, например: деятельность или процесс продукция организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них. [ИСО 8402 94 ] объект Любая часть, элемент … Справочник технического переводчика

    - (лат. objectum, от objicere ставить пред чем). Предмет нашего наблюдения; то, что дано в познании или на что направлена познавательная деятельность. В грам. дополнение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Вещь, предмет; конструкт, спинар, мира Словарь русских синонимов. объект предмет Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Экономический (от лат. objectum) предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как объект, в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие… … Экономический словарь

    Объект Д №1 … Википедия

    Объект - Объект ♦ Objet Этимологически «объект» это то, что стоит перед. Перед чем? Перед субъектом. Поэтому оба понятия неразрывно связаны между собой. Там, где нет субъекта, могут быть существа, события и вещи, но не может быть объекта. Всякий… … Философский словарь Спонвиля

    Железнодорожный тоннель под Днепром. Объект Д №1 спутник серии «Объект Д», запуск 27 апреля 1958 года … Википедия

    Объект - 1. Предмет, вещь, явление, на которые направлена деятельность, то, что подвергается какому либо воздействию. 2. В обиходной речи вообще всякий предмет, вещь. 3. В философии то, что существует вне нас и независимо от нас, внешний мир,… … Экономико-математический словарь

    ОБЪЕКТ, объекта, муж. (лат. objectum Предмет) (книжн.). 1. То, что существует вне нас и независимо от нас, внешний мир (филос.). «Совпадение мысли с объектом есть процесс.» Ленин. 2. Предмет, то внешнее, на что направлена деятельность человека.… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Объект преступления. Доктринально-прикладное исследование , Винокуров Виктор Николаевич , В монографии рассматривается такое сложное и многогранное понятие как "объект преступления" . Для этого объект преступления рассматривается как объект уголовно-правовой охраны, как элемент… Категория: Теория и история государства и права Издатель: Проспект ,

ОБЪЕКТ (от лат. objectum – букв. "брошенное перед чем-л."), то, что воспринимается, мыслится, обсуждается и обрабатывается, в отличие от субъекта (того, кто это воспринимает, мыслит, обсуждает и обрабатывает).

Логико-философский термин «объект» имеет в лингвистике несколько классов употреблений. Он по-разному преломляется (а) в металингвистике (а именно, в философии и методологии языкознания) и (б) в естественно-языковой онтологии (в философии языка).

В металингвистике под объектом понимается то, что изучает лингвистика (речь идет об объекте лингвистики в целом или об объектах отдельных лингвистических дисциплин). В соответствии с принципами современной методологии науки (вслед за Г.П.Щедровицким) объект науки принято отличать от ее предмета. В частности, основной объект лингвистики (язык как система, как общественное явление и т.д.) не является наблюдаемым феноменом, доступным прямому изучению; основным предметом лингвистики является речь. Так, объектом славистики как лингвистической дисциплины является реально существовавший в древности праславянский язык и его потомки (живые и мертвые славянские языки), а ее основным предметом – славянская речь, т.е. доступное наблюдению множество письменных памятников на славянских языках (как живых, так и мертвых) плюс множество наблюдаемых речевых актов на живых славянских языках. Объект науки существует до самой науки и независимо от того, подвергся ли он изучению; предметом науки он становится только в результате сознательной деятельности ученых, причем не в полном объеме, а лишь в своей доступной наблюдению части (например, древний язык – в той мере, в какой он воплощен во множестве археологических находок).

В логике науки принято, вслед за А.Тарским, Р.Карнапом, У.О.Куайном, отличать язык-объект (т.е. язык, подлежащий изучению) от метаязыка (т.е. языка, на котором описывается язык-объект).

В лингвистической терминологии имеются специальные термины для объектов лингвистических дисциплин (в отличие от самих дисциплин).

В структурной лингвистике языковыми (лингвистическими) объектами часто называют языковые единицы – как двусторонние (знаки), так и односторонние (компоненты простых знаков, фигуры).

В некоторых концепциях языковыми (лингвистическими) объектами считаются не только т.н. «языковые единицы», но также и их дифференциальные признаки, их отношения, их классы и комплексы.

В философии языка (естественно-языковой онтологии) объектом («внеязыковым объектом» //«предметом» //«субстанцией») считается то, что воспринимает, мыслит, упоминает и обрабатывает носитель языка, в отличие от субъекта – т.е. самого носителя языка. Объекты – это потенциальные референты (обозначаемые) речевых единиц или потенциальные денотаты (означаемые) языковых знаков. Возможен широкий и узкий подходы к объекту. При более широком подходе объектами считаются, в частности, означаемые отпредикатных существительных и номинализованных (подчиненных) пропозиций – т.е. признаки, свойства, состояния, отношения предметов, процессы и т.п.; при более узком понимании понятие объекта охватывает только собственно объекты – непредицируемые сущности. В последний класс при более широком подходе включаются как непредметные объекты (положения дел, ситуации, факты), так и предметные. Первые могут вступать в отношения временной координации (таковы, напр., события), вторые – нет. При более узком подходе объектами считаются только предметы. Предметы, в свою очередь, классифицируются на разных основаниях. Так, выделяются:

(а) объекты физические (материальные, конкретные), вступающие в отношения пространственной координации и обладающие такими параметрами, как "внешний вид", "вес", "протяженность", "цвет", "температура", "запах", "вкус", "ощупь", "консистенция" (именно они считаются собственно предметами), в отличие от идеальных, бесплотных, абстрактных объектов // абстрактных сущностей (ср. "наука", "искусство", "власть", "экономика"), параметров ("вес", "цена", "рост", "цвет" и т.п.), мер ("литр", "метр", "сажень" и т.п.);

(б) объекты исчисляемые//вещественные ("огурец", "репа", "зерно//зернышко", "лист", "студент", "буржуа", как штучные объекты) и неисчисляемые//невещественные ("молоко", "зерно", "листва", "огурцы" "репа" как материальная масса и "студенчество", "буржуазия", как социальная масса); при более узком подходе лишь вторые (обладающие параметром "граница") считаются собственно объектами, а первые заносятся в категорию масс (физические массы называются также веществами или субстанциями в узком смысле);

(в) объекты отдельные ("министр", "сенатор", "корабль") в отличие от коллективных или групповых ("министерство", "сенат", "флотилия"); последние попадают в категорию "собирательных сущностей" (собирательности);

(г) объекты одушевленные (в том числе "покойник", "мертвец", "натурщица", "фотомодель", "[профессиональный] редактор" и т.п.) в отличие от неодушевленных объектов – т.н. "вещей" (напр., "труп", "тело", "изваяние", "статуя", "портрет", "изображение" и т.п.); первые иногда зачисляются в категорию – "существа"; однако термин "вещь" порой охватывает и "существа"; ядро существ составляют "лица"; "лица" подразделяются на "мужчин"и "женщин" и т.п.); среди вещей выделяются "статичные" (собственно вещи) vs. "динамичные" (способные двигаться или воздействовать на другие предметы): "ветер", "молния", "корабль", "машина", "компьютер", "[текстовый] редактор" и т. п.; среди вещей выделяются, кроме того, обычные vs. персонифицированные объекты ("оловянный солдатик", "ферзь", "дамка", "валет", "кукла", "плюшевый медвежонок" и т.п.);

(д) объекты универсальные (генерические //родовые) vs. конкретно-референтные (индивидные); разновидностью последних являются инстанции – временные срезы объектов в тот или иной момент их существования (ср. "прохожий", "дама у окна", "пассажир с чемоданом" и т.п.); разновидностью родовых объектов являются "типы", "сорта", "марки" и т.п.;

(е) объекты определенные и неопределенные; объект может быть выбираемым//неединственным vs. единственным//уникальным (в данной ситуации), известным (в т.ч. введенным) vs. неизвестным (//новым, в т.ч. вводимым), фиксированным vs. нефиксированным;

(ж) объекты единичные ("грудь синг. ", "ус синг. ", "валенок синг. ", "грабли синг. ", "сани синг.", "ножницы синг. ", "часы синг. ", "Химки"), единично-парные (усы двойств. , "валенки двойств. ", "груди двойств. ", "Петя с Ваней"), множественные (напр., "двадцать один чемодан", "три часа", "каждую неделю"), множественно-парные (ср. "усы множ. ", "валенки множ. ") (см . ЧИСЛО ГРАММАТИЧЕСКОЕ);

(з) объекты существующие ("приз" во фразе "я выиграл приз") vs. несуществующие ("приз" во фразе "если я выиграю приз");

(и) объекты реальные ("квадрат с закругленными углами", "стеклянная сковородка", "вафельный стаканчик"; в том числе более привычные, как "несъедобная тарелка", vs. менее привычные, как "съедобная тарелка": ср. непривычность буквального смысла "Я три тарелки съел") и нереальные ("жена Лермонтова", "царь СССР", "летучие крокодилы"); при этом в воображаемых мирах объекты тоже бывают реальные ("Онегин", "невеста Ленского") и нереальные ("жена Ленского"), а также стоящие вне противопоставления по реальности ("тетка Онегина", "племянница Онегина");

(к) нереальные объекты бывают вообразимые ("жена Лермонтова", "кентавр", "говорящие рыбы") vs. невообразимые ("круглый квадрат", "положительное отрицательное число", "несъедобная еда").

В грамматике термин «объект» употребляется в собственно лингвистическом смысле: (1) то же, что «семантический объект»; приблизительное обобщение для таких понятий, как «пациенс», «адресат», «инструмент», «объект» (см . ПАДЕЖ); (2) то же, что «синтаксический объект», и примерно то же, что «дополнение».

В грамматике Пор-Рояля термин «объект» употребляется в том же смысле, что и в онтологии, т.е. как «предмет». Но если в предложении речь идет о нескольких предметах, то среди них выделяются первый, второй и т.п. Когда речь идет о втором предметном участнике ситуации (в отличие от первого предмета – субъекта), то он обозначается термином «другой предмет //другой объект» (l"autre objet); создается впечатление, что здесь и было положено начало употреблению термина «объект» в грамматико-семантическом смысле (т.е. как участника, играющего несубъектную роль в ситуации): постепенно определитель «другой» стал все чаще и чаще опускаться, и в результате примерно во второй половине 19 в. возник термин «объект» в грамматико-семантическом смысле.

В русской грамматической терминологии термин «(грамматический) объект» (как синоним к термину «дополнение») появляется в работах А.А.Потебни (1874). Однако в работе А.А.Шахматова (1915–1920) термин «объект» уже употребляется иначе (иногда с факультативным определителем «психологический») – как пациенс (предмет, подвергающийся воздействию); так, в пассивной конструкции объект выражен подлежащим; таким образом, фактически здесь налицо семантическое понимание объекта. У А.М.Пешковского (1928) термин «объект» также приобретает семантический смысл, когда он говорит о том, что в генитивных конструкциях типа завоевание Мексики , рубка леса , сушка плодов , заготовка хлеба родительный падеж обозначает объект действия.

В работах И.И.Мещанинова (1945) проводится различение между «объектом» (как универсальной синтаксической ролью, которая может быть выражена не только дополнением, но и скрыто в составе глагольной словоформы – клитически или инкорпоративно) и «дополнением» (как ненулевым самостоятельным выразителем объекта в неинкорпорирующих языках); можно сказать, что субъект и объект в работах Мещанинова понимаются как глубинно-синтаксические роли (в отличие от поверхностно-синтаксических ролей – соответственно, подлежащего и дополнения).

Семантический объект – это обязательный участник обозначаемой многоместным предикатом ситуации, не являющийся семантическим субъектом и противополагаемый последнему. Семантический объект возможен только у двухместных (семантически переходных) предикатов. Объект действия одновременно является субъектом создаваемого состояния или процесса претерпевания.

Иногда (семантическим) объектом называют только прямой объект, т.е. обязательный участник ситуации, имеющий наивысший коммуникативный ранг среди несубъектных участников. В исходных диатезах прямой объект выражается прямым дополнением.

Ядерный тип прямого объекта представляет собой пациенс (объект воздействия); прототипически – это предмет, создаваемый или разрушаемый данным действием. ср., соответственно, построить дом, сшить рубашку, вырастить дерево, родить ребенка и сломать дом, распороть рубашку, срубить дерево, убить медведя и т.п. Созидаемый объект (испечь пирог ) похож на результат (устроить скандал ), но отличается от него тем, что результат есть ситуация, а созидаемый объект представляет собой физический предмет; в грамматической традиции классических языков созидаемый в процессе данного действия объект называется «внутренним» – в отличие от «внешнего», существующего независимо от данного действия.

Близки к ядерному типу также обрабатываемый объект (Мастер чинит будильник ) и тавтологический объект (петь песню , сказывать сказку , прожить долгую жизнь, спать сном праведника и т.п.); сочетание глагола с тавтологическим объектом называется figura etymologica.

Другие семантические типы объекта – это объект обладания (у меня есть дом ), объект восприятия (перцептивный стимул: слышу звон ), объект эмоции (эмотивный стимул: радуюсь весне ), объект мысли объект (думать о поездке ), объект – содержание мнения (думать, что кто-то другой виноват ), объект оценки (хвалить пирог ).

Объекты восприятия, чувства и мысли могут быть не только предметными, но и непредметными – это могут быть ситуации (события, процессы состояния) и факты. Непредметные объекты оформляются придаточным предложением, причастным оборотом, отглагольным существительным и другими средствами.

Среди косвенных объектов особо важную роль играют реципиент //получатель имущества (отдайте кесарю ), адресат//получатель информации (донесет властям ), бенефициант, т.е. тот, для чьего блага производится действие (купим для сына ), орудие (копаешь лопатой ), в том числе функциональный орган (ударил рукой, ногой ). При прямой диатезе семантический объект выражен дополнением. При косвенных диатезах (страдательной, возвратной, взаимной) объект выражен подлежащим. Такое соответствие имеет место не только при выражении реверсивных диатез соответствующими им залогами, но и при аналитической реализации сказуемого. Так, во фразах типа Пророк претерпел гонения, Писатель испытал преследования семантический объект (пациенс) также выражен подлежащим.

Механизмы номинации позволяют выразить семантический объект специальными номинативными средствами. Это построение субстантивированных придаточных от предложений с активной диатезой (тот, кого бьют ), субстантивация пассивных причастий (обвиняемый , тостуемый , побежденный ), субстантивация пассивных прилагательных (под властный , под судимый ), образование специальных объектных (пассивных) существительных – как суффиксальных (ученик ), так и супплетивно соотносительных с предикатами (пациент, клиент, кумир, роль, цель, мишень, товар, собственность ), употребление аналитических ролевых имен объекта (предмет любви /зависти /восторга, объект нападения, жертва агрессии, цель//мишень обстрела ). К деривационным механизмам выражения семантического объекта относятся не только словообразовательные средства (подарок , отрезок , обрубок , обломок , набросок , список , месиво , варево , курево , ректификат , реферат ), но и метонимические схемы образования имен объекта от имен действия (еда, работа, плевок, просьба, требование, выручка, выписка, покупка, выигрыш, добыча, передача, потеря, шитье, завтрак и т.п.).

Основным средством грамматического выражения семантического объекта является синтаксический объект (обычно именуемый также дополнением); но во многих случаях термин «дополнение» оказывается более узким и охватывает лишь часть явлений, покрываемых понятием синтаксического объекта:

1) синтаксический объект может вообще не выражаться отдельным морфолого-синтаксическим членом предложения: при инкорпорации он сливается в единый инкорпоративный комплекс с предикатом. Некоторые элементы инкорпорации в русском языке можно наблюдать в именных композитах типа царе убийство, царе убийца (а также в производных от таких композитов вторичных глаголах типа душегубствовать, кашеварить и т.п.).

2) синтаксический объект может соответствовать морфолого-синтаксическому определению. Так, у отпредикатных существительных вторая валентность обычно оформлена генитивом (открытие Америки ), предложной группой (любовь к трем апельсинам ), а в некоторых редких случаях выражена отсубстантивным прилагательным (еврейский погром ).

Сергей Крылов

Литература:

Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола . М., 1967
Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка . М., 1971
Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление . Л., 1972
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл . М., 1976
Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику . М., 1978
Кацнельсон С.Д. (отв. ред.). Категория субъекта и объекта в языках различных типов . Л., 1982
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. Референциальные аспекты семантики местоимений . М., 1985
Гак В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским , изд. 2-е. М., 1988
Бондарко А.В. (отв. ред.). Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/неопределенность . СПб, 1992
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка . М., 1995