Социальная деятельность рпц. Социальная деятельность православия, католицизма и протестантизма на территории современного российского государства Социальное служение и его направления

1)Принцип любви(Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «Желать стать любимым – значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы».)

2)Принцип сострадания(это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.)

3)Принцип милосердия(это всепрощающая любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили)

4) Желание помогать людям добровольно ; (это безвозмездная поддержка.

5) Готовность делиться своим опытом, талантами и временем ;

6) Желание учиться самому ;

7) Солидарность с принципами и целями организации ;

8)Принцип добросовестности (это составляющая (грань) принципа социальной справедливости)

Социальное служение в Православии.

Общественное социальное служение.

Этические аспекты социального служения

Основные задачи руководящего органа социального служения в РПЦ.

Концепция Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП

Миссия:

Синодальный отдел миссией своей работы видит соединение эффективных современных технологий благотворительности с подлинно христианским служением ближнему.

Цель церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви - умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных так и всего общества).

Задача церковной социальной работы - не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой - вернуть человека в общество, дать радость жизни.

Основные цели

Координация и содействие в работе церковных социальных начинаний во всех епархиях.

Разработка и внедрение эффективных методик помощи всем категориям нуждающихся, учитывая исторические и духовные традиции Православия.

Организация обмена опытом и обучения церковных социальных работников, а также межконфессионального обмена опытом.

Организация эффективного сотрудничества с государственными структурамивсех уровней, а также с общественными организациями и предпринимательскими структурами.

Популяризация идеи о необходимости личного участия в делах милосердия, привлечение внимания к нуждам обездоленных; привлечение в сферублаготворительности возможно более широкого круга людей и организаций.

Создание общецерковного массового добровольческого движения милосердия.

Создание общецерковных программ привлечения массовых частных пожертвований на социальные проекты Церкви.

Основные задачи

В области общей координации:

Создание интерактивной базы данных по благотворительной деятельности РПЦ по всем епархиям.

Проведение обучающих семинаров, конференций и встреч, нацеленных на передачу опыта, включая интернет-конференции, интернет-семинары и форумы.

Системное взаимодействие с государственными органами на всех уровнях, с целью создать условия для плодотворного сотрудничества церковных и государственных социальных учреждений.

Налаживание взаимодействия с МЧС для оперативного привлечения священников, сестер милосердия и добровольцев в чрезвычайных ситуациях.

Координация усилий со смежными Синодальными отделами; участие в работе профильной комиссии Межсоборного присутствия.

В области развития социальных проектов на местах:

Создание и поддержание стандартов социальной деятельности; разработка и внедрение типовых программ и методик по социальному служению; издание методических материалов, предоставление участникам церковной социальной работы методической помощи.

Согласование направлений, сроков, видов социальной деятельности в епархиях.

Создание грантовых механизмов поддержания имеющихся удачных начинаний.

Помощь в поиске начального финансирования для запуска новых перспективных социальных проектов.

Помощь в решении правовых вопросов, связанных с социальной деятельностью.

Контроль качества и эффективности благотворительной и социальной деятельности церковных организаций на местах.

В области организации общецерковных социальных программ:

Изучение опыта масштабной благотворительной деятельности таких зарубежных международных конфессиональных организаций, как «Каритас» и пр.

Создание концепции Общецерковной Службы «Милосердие», ее финансирования и функционирования.

Развитие Общества православных врачей, привлечение членов общества к общецерковным и региональным социальным проектам;

Распространение опыта эффективных добровольческих православных организаций в регионах, создание Общецерковного Содружества православных добровольцев;

Лоббирование в высших государственных органах законов, способствующих развитию православной благотворительности.

В области связей с общественностью:

Систематическое информирование общества о социальной деятельности Церкви, при помощи церковных интернет-ресурсов и печатных изданий, а также работа с внешними СМИ.

Организация семинаров, выставок, конференций, интернет-ресурсов, публичныхакций и других мероприятий, нацеленных на активизацию социальной деятельности и популяризацию в обществе идеи милосердного служения ближним.

Повышение общественной значимости социального служения средствами социальной рекламы.

21.Мотивация участников социального служения».

Традиционно, в теоретическом описании трудовой деятельности, теории мотивации разделяют на содержательные и процессуальные. Процессуальные теории объясняют поведение людей, исходя из результатов их деятельности, которые можно измерить. Содержательные теории исходят из определения основных потребностей индивида и способов удовлетворения этих потребностей. Наличие множественности мотивов, в том числе и многих противоречивых, отмечается всеми исследователями мотивационных процессов.

Социальные перемены в стране отражаются на мотивации социального служения. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.

Поскольку причины приводящие людей к социальному служению разные, то логично предположить, что настрой, отношение к работе у них тоже отличаются.

Под ведущими социально значимыми мотивами участия в социальном служении можно понимать следующие:

― Самореализация личностного потенциала.

― Реализация собственного личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности.

Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

― Общественное призвание, чувство социальной значимости.

Для человека важно получить в своей деятельности положительное подкрепление со стороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу.

Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Для поддержания данной мотивации важно создавать в обществе атмосферу одобрения и поддержки социально значимой деятельности.

― Самовыражение и самоопределение.

Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений позволяет человеку выразить свое внутреннее "Я", утвердиться в жизненных ценностях. Испытать себя в деле, найти свою дорогу в жизни, лучше понять собственные интересы и потребности – все это может дать социальное служение.

Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

― Профессиональное ориентирование.

Социальное служение позволяет человеку лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Социальное служение помогает приобрести полезные навыки, необходимые в дальнейшем для профессиональной деятельности.

― Приобретение полезных социальных и практических навыков.

Социальное служение позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.

―Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками

Социальное служение позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.

Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения.

― Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия

Социальное служение дает человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

― Способность выразить свою гражданскую позицию.

Теме правовых аспектов благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций посвящена статья адвоката Адвокатской палаты Санкт-Петербурга К.Б. Ерофеева. Материал опубликован в очередном выпуске (№ 5, 2010).

Из истории церковной благотворительности

Известно, что основы церковной благотворительности были заложены еще в первохристианские времена. «...Пожертвования взимались и возлагались на алтарь храма в момент совершения Таинства Евхаристии, именно поэтому церковная благотворительность, с точки зрения ее исторического происхождения, имеет евхаристические корни» .

Уже во времена Киевской Руси князья возлагали на Церковь функции общественного призрения, попечительства, для этих целей из казны выделялись определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Владимир Святославович, Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. «В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию» .

В трактате «Правила о церковных людях» (XIII век) на Церковь возлагались следующие благотворительные дела: «Нищих кормление и чад их; сиротам и убогим промышление; вдовам пособие; девицам потребы; обидным заступление; в напастях поможение; пленным искупление; в гладе прикормление; в худобе умирая — покровы и гробы».

Падение татаро-монгольского ига, централизация русского государства, его последующее политическое и экономическое усиление дали импульс развитию церковной благотворительности. Этому способствовала политика русских государей Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, принимавших законы о церковной благотворительности. Церковные Соборы XVII века подтверждали необходимость расширять благотворительность монастырей. «Благотворительность рассматривалась Русской Православной Церковью как неотъемлемая составная часть ее жизни и деятельности, высший церковный орган — Собор — своими постановлениями закладывал правовую основу этой деятельности» .

Ликвидация Патриаршества при Петре I, секуляризация церковной собственности резко снизили уровень церковной благотворительности. Функции благотворительности перешли в ведение государственной системы общественного призрения, необходимые ресурсы у Церкви были отняты. «Социальная деятельность, которая могла бы вестись с помощью этих ресурсов, была блокирована, а общественная инициатива внутри Церкви парализована» . Отмечу, что лишение Церкви действенных механизмов по смягчению сложной социальной обстановки в русском обществе, явилось одной из причин политических и экономических катаклизмов начала ХХ века.

Во второй половине ХIХ — начале ХХ веков собственно церковная благотворительность развивалась, хотя доля ее в общегосударственных расходах была невелика. Так в 1893 году при всех приходах и монастырях существовало 480 больниц и 729 богаделен, в которых призревалось всего 9700 человек . В 1903 году существовало уже 18 232 церковноприходских попечения, 231 монастырская или приходская больница на 2796 коек, 997 богаделен, где призревалось 14 147 человек .

Исключительно тяжелое положение, в которое Церковь была поставлена после 1917 года, подорвало основы церковной благотворительности. Однако даже в эти годы верующие и клир собирали значительные средства на помощь голодающим, более 140 млн. руб. было собрано на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны, значительные суммы жертвовались (не всегда добровольно, но это не является темой настоящей статьи) в Фонд мира, Детский фонд в послевоенные годы.

В постперестроечные годы церковная благотворительность начала возрождаться. Как отмечал на X Всемирном русском народном соборе (ВРНС): «В советское время Церкви было запрещено заниматься благотворительной деятельностью. Сейчас нам эти возможности предоставлены, и мы должны широко ими пользоваться... Господь заповедал всем нам творить добрые дела, это наш долг и наше призвание... Русская Православная Церковь и дальше будет возрождать традиции благотворительности и милосердия» .

Церковная благотворительность сегодня

В настоящее время при Церкви создан (председатель ). Целью церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви является «умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных, так и всего общества)» .

Следует отметить, что Церковь ведет значительную работу по оказанию благотворительной помощи нуждающимся. Так, в каждой епархии действует от 2 до 5 благотворительных столовых. В медицинской сфере значительное число учреждений здравоохранения сотрудничают с церковными учреждениями — при больницах действуют храмы и часовни, созданы сестричества и различные православно-медицинские общества. В нашей стране действует несколько десятков церковных богаделен (домов престарелых) с 10-30 обитателями в каждом . Возрождается деятельность православных приютов для несовершеннолетних. Отдельной темой является благотворительная помощь наркозависимым и алкоголикам. В каждой епархии существует соответствующий отдел, делается значительная работа. Значительной является помощь Церкви заключенным. В России более 700 исправительных колоний, 184 следственных изолятора, 13 тюрем, церковные помещения имеются в 100% указанных учреждений, церковные общины — в 75% .

Общие положения действующего законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях

Действующее законодательство наделяет религиозные организации правом заниматься благотворительной деятельностью. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» «Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций».

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — «Закон»), благотворительной деятельностью Церкви является осуществляемая ей добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче в пользу благополучателей имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона, благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

В сфере церковной благотворительности в качестве благотворителей выступают не только религиозные организации, но и граждане-верующие. Последних можно разделить на три группы: «пассивные» (предоставляют безвозмездную или льготную материальную помощь), «активные» (осуществляют работы и услуги для нуждающихся), добровольцы (безвозмездно трудятся для благотворительных организаций и благополучателей) (ст. 5 Закона).

Благотворительная помощь (ст. 4 Закона) может осуществляться как непосредственно, так и путем создания благотворительных организаций. Следует более подробно остановиться на составе участников благотворительной деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона под участниками благотворительной деятельности «понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели».

Благотворительные пожертвования

Благотворители осуществляют благотворительные пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности. Это может быть пожертвование в церковную кружку, это может быть милостыня во имя Иисуса Христа нуждающимся, завещание имущества в пользу Церкви (как говорили раньше — «на помин души»). Также возможно бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности (например, передача помещения по договору безвозмездного пользования для нужд Церкви). Благотворительным пожертвованием является также бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) выполнение работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами (например, бесплатное консультирование верующих по правовым вопросам юридической фирмой, благотворительные обеды в предприятии общественного питания и т.д.).

Благотворительные пожертвования подразделяются на следующие категории: милостыня и благотворительные пожертвования в общеполезных целях. Следует отметить, что милостыня (которой фактически дается правовое определение в абзаце 1 п. 1 ст. 2 Закона) не поддается четкой правовой регламентации в силу лично-доверительного характера и негласности. Являясь доходом милостынеполучателя, с нее не уплачивается подоходный налог. Именно в силу этого милостыня в нашей стране получала негативную окраску в лице государства. Так, еще в 1541 году Стоглавый собор повелевал наказывать профессиональных нищих кнутом и высылкой в Сибирь. Не менее жестко реагировал на все разраставшийся институт нищенства Петр I, повелевший штрафовать на крупную сумму всех, подающих милостыню. Не жаловали профессиональных нищих и при Советской власти — стоит вспомнить преследование за бродяжничество и тунеядство. Тем более показательно, что негативное отношение государства к милостыдаянию на протяжении многих столетий, не изменило народного представления о милостыне, как о деле богоугодном и спасительном.

Более детальную регламентацию получили благотворительные пожертвования в общеполезных целях (п. 2 ст. 421 («стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами») и ст. 582 ГК РФ ), которые могут быть оформлены специальным договором (договором пожертвования).

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвование признается формой дарения. Уточняется, что пожертвование осуществляется в общеполезных целях (этим оно отличается от дарения, которое может осуществляться и в иных целях — личного обогащения, например). Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Когда благотворительное пожертвование передается юридическому лицу, целевое назначение может указываться или не указываться. В последнем случае юридическое лицо должно использовать пожертвование по своему усмотрению, но в общеполезных целях. Если заключенный с юридическим лицом договор пожертвования содержит указание на целевое назначение пожертвованных объектов, юридическое лицо должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Для этого открывается специальный счет «благотворительные пожертвования», средства которого не подлежат налогообложению.

Так, в соответствии с абзацем 3 п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в «виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с п. 26 cт. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые «детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций».

Предметом пожертвования является вещь или право (например, авторское право). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

«На принятие пожертвования, действительно, не требуется чьего-либо разрешения; в противном случае нарушался бы один из принципов договорного права, закрепленных в ст. 1 и 421 ГК. Но указание, что не нужно чьего-либо согласия, может создать искаженное представление о сущности дарения как гражданско-правовом договоре. Необходимо подчеркнуть, что только согласованное волеизъявление дарителя и одаряемого образует дарение как особую категорию» .

Характеристика церковных благотворительных организаций

  • создаются в форме неправительственных некоммерческих организаций;
  • создаются для достижения общеполезных целей в интересах отдельных категорий нуждающихся и общества в целом;
  • не вправе преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели их деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» );
  • создаются, как правило, на неопределенный срок (п. 2 ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях»);
  • имеют специальную правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ), т.е. могут обладать лишь теми правами и нести лишь те обязанности, которые соответствуют предусмотренным в их учредительных документах целям деятельности;
  • имущество формируется на добровольной основе и учредители не сохраняют вещных и обязательственных прав на переданное ими в пользу организаций имущество (кроме некоммерческих партнерств);
  • прибыль от предпринимательской деятельности (и любая другая прибыль) направляется только на достижение уставных целей;
  • деятельность отделена от политики (не имеют право поддерживать политические партии);
  • прибыль не может распределяться между участниками и учредителями;
  • в случае ликвидации все имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на благотворительные цели.

В соответствии со ст. 7 Закона благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

П. 1 ст. 17 Закона регламентирует понятие благотворительной программы, т.е. «комплекса мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации». К сожалению, на практике многие руководители благотворительных организаций игнорируют положения данной статьи.

В соответствии с п. 1. ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

  • коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
  • общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях) (ст.ст. 8-13 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» , как правило, съезд (конференция) или общее собрание).

Следует обратить внимание и на требования Закона «О некоммерческих организациях» относительно проведения общего собрания. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Решение собрания оформляется протоколом.

Благотворительные программы

По мнению автора, в вопросе принятия решения по утверждению благотворительных программ законодатель допустил пробел. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона, благотворительная программа включает «смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации». В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях», определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Одна или несколько благотворительных программ могут быть приоритетными направлениями деятельности организации, реализация благотворительной программы оказывает влияние на формирование и использование имущества некоммерческой организации. Таким образом, утверждение благотворительных программ высшим органом некоммерческой организации логично. Однако в Законе ничего не сказано относительно того, является ли такое утверждение исключительной компетенцией высшего органа или нет. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» решение «общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами». Не является однозначно урегулированным вопрос, может ли простое большинство присутствующих на общем собрании утвердить благотворительную программу. Я склоняюсь к выводу, что благотворительная программа должна быть утверждена единогласно или квалифицированным большинством голосов.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами (п. 3 ст. 17 Закона).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 16 Закона, благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Положения п.п. 3, 4 ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона, а также (в соответствии с п. 2 письма Минюста РФ от 1 марта 1996 года № 08-09-38-96 , утвердившего «Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений действующего законодательства об общественных объединениях») ст.ст. 2, 6, 8, 11, 15, 16, 19 Закона должны быть обязательно учтены в уставе благотворительной организации, созданной в форме общественного объединения. Предполагаю, что требования указанного письма можно распространить и на благотворительные организации, созданные в иных организационно-правовых формах.

Указанным письмом также напоминается об обязанности благотворительной организации представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, в т.ч. содержащий сведения о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ) (абзац 4 п. 2 ст. 19 Закона).

Социальная деятельность Церкви

Одной из важнейших функций Церкви и областью пересечения ее интересов с государством является социальная защита населения. Церковь помогает государству в вопросах попечения о воинах и сотрудниках правоохранительных органах; граждан, находящихся в заключении и тяжелой социальной ситуации; больных. Церковь оказывает помощь государственным и муниципальным учреждениям в вопросах защиты семьи, материнства и детства; путем пропаганды борьбы с абортами, эвтаназией и безнравственностью, вносит вклад в национальные проекты в области здравоохранения и сокращения смертности.

Для государства помощь крупнейших традиционных конфессий и прежде всего Русской Православной Церкви весьма важна. Ведь Российская Федерация — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7 Конституции Российской Федерации ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальными службами являются «предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги».

Не подлежит сомнению, что социальные службы относятся к некоммерческим организациям, т.е. в соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками. «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ).

Религиозные организации (приходы, монастыри, братства и др.) также относятся к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях») и могут заниматься социальной деятельностью самостоятельно либо путем учреждения соответствующих некоммерческих организаций. При этом Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» прямо не говорит о возможности религиозных организаций оказывать социальные услуги непосредственно (в отличие от благотворительных, культурно-просветительских и иных, весьма близких по целям и задачам услугам социальным). Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, т.е. в т.ч. в учреждениях социальной защиты (п. 3 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). На взгляд автора, учитывая исключительную правоспособность религиозных организаций (т.е. возможность осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена уставом религиозной организации), проблематичной кажется законность оказания религиозными организациями в полном объеме социальных услуг в соответствии со ст. 1 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»: по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации (п. 2 указанной статьи). Одним из важнейших внутренних установлений Русской Православной Церкви являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , принятые освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве 13-16 августа 2000 года.

В соответствии с п. III.6 Основ «в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства». Как видно из указанной статьи, внутренние установления Русской Православной Церкви предусматривают возможность ведения Церковью социальной деятельности. Более того, Церковь ожидает от государства соработничества и поддержки в данной сфере. «Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ» (п. III.8 Основ).

Социально ориентированные некоммерческие организации

5 апреля 2010 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ (далее — «Закон»), внесенный в Думу Президентом Российской Федерации. Отметим, что это уже не первая законотворческая инициатива Президента Д.А. Медведева по развитию некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов по поддержке и социальному обслуживанию малоимущих и социально незащищенных категорий .

Данный Закон предусматривает, в частности, следующие меры государственной экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — «СОНО») (изменения в ст. 31 Закона «О некоммерческих организациях»):

  1. размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ;
  2. предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

Субъекты РФ вправе оказывать СОНО государственную поддержку в иных формах (информационную, консультационную поддержку, размещение государственных и муниципальных заказов).

Согласно Закону (Закон «О некоммерческих организациях» дополняется новой ст. 31.1), к СОНО отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных учредительными документами (напомним, что у некоммерческих организаций исключительная правоспособность, т.е. они могут заниматься только указанными в их учредительных документах видами деятельности):

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Виды деятельности, указанные в п. 1, 5, 8 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях» в настоящее время осуществляются многими религиозными организациями Русской Православной Церкви. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» как непосредственно (организация благотворительной столовой в монастыре), так и путем учреждения благотворительных организаций (благотворительные организации и фонды помощи детям-сиротам, многодетным семьям, детям из неполных семей, детям-инвалидам, одиноким нуждающимся пенсионерам, пострадавшим от деятельности деструктивных сект и ветеранам локальных военных конфликтов и мн. др.). В соответствии с п. 3 указанной статьи, государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Религиозные организации участвуют в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры (п. 3 ст. 4 Закона), государство берет на себя обязательство оказывать религиозным организациям помощь по предоставлению налоговых и иных льгот, оказывать финансовую, материальную и иную помощь (там же).

В соответствии со ст. 5 Закона, религиозное образование является важнейшим видом деятельности религиозных организаций. И опять же государство берет на себя обязательство помогать образовательной деятельности Церквей (п. 3. ст. 4 Закона).

Виды деятельности, указанные в п. 3, 6, 7, 9 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях», также могут осуществляться отдельными религиозными организациями Русской Православной Церкви (либо создаваемыми ими некоммерческими организациями): профилактика религиозных конфликтов путем информирования граждан о деятельности деструктивных сект, оказание правовой помощи гражданам путем создания православных правозащитных центров, профилактика социально опасных форм поведения граждан совместно с правоохранительными органами, деятельность в области просвещения, науки, искусства и т.д.

Отрадно, что Закон включил в число СОНО (в ряде проектов Закона это было не предусмотрено) религиозные организации (к числу СОНО Закон не относит государственные корпорации, государственные компании, общественные объединения, являющихся политическими партиями). Это логично, т.к. законодательство о социальной защите населения, о некоммерческих организация, а также специальное законодательство о свободе совести и о религиозных организациях нигде прямо не исключает религиозные организации из числа социальных служб.

Закон предусматривает оказание поддержки СОНО в следующих формах:

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНО;
  2. предоставление СОНО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. размещение у СОНО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим СОНО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Оказание финансовой поддержки СОНО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра СОНО — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оказание имущественной поддержки СОНО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку СОНО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры СОНО — получателей такой поддержки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Закон существенно расширил возможности получения некоммерческими организациями различных видов помощи от государства. До принятия комментируемого Закона оказание такого рода помощи было недостаточно регламентировано и ряд положений нормативно-правовых актов носили дискуссионный характер.
  2. Закон дал четкое понятие СОНО и видам деятельности, которые подпадают под указанные программы государственной помощи.
  3. Закон в значительной мере учел пожелания Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий относительно возможности получения государственной помощи.

В то же время, Закон содержит известного рода «подводные камни»:

  1. Многие положения Закона требуют дополнительной регламентации, принятия подзаконных правовых актов, изменения и дополнения действующих нормативно-правовых актов (внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.), что потребует определенного времени и затруднит немедленное открытие финансирования мероприятий по решению острых социальных проблем.
  2. Благие намерения помощи государства СОНО должны подкрепляться ростом экономики и бюджетных поступлений, что в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса проблематично.
  3. Открываются пути для социально ориентированных некоммерческих организаций, руководители и работники которых исповедуют иную, отличную от православных ценностей идеологию. Будучи более мобильными и часто не обремененными традициями и правилами, неправославные организации (как недобросовестные коммерсанты, так и сектанты разных мастей) «оседлают» процесс создания таких организаций, получат налоговые льготы, финансовую помощь и создадут нездоровую конкуренцию с традиционными религиозными организациями.
  4. Отмечается и коррупционная составляющая данного Закона, когда может сложиться непрозрачная практика по включению некоммерческих организаций в реестры СОНО.

В заключение отметим, что основные федеральные законы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций и благотворительную деятельность, были приняты около 15 лет назад и их корректировка с учетом изменившейся экономической и социальной обстановки, а также развития отечественного и международного законодательства, представляется весьма полезной.

Примечания

  1. Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. — М.: Издательство БЕК, 1999. С. 357
  2. Гущина Н. Благотворительность Русской Православной Церкви // www.religare.ru/2_43833.html
  3. Там же
  4. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Изд. 2-е, испр., доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 276
  5. Там же. С. 276
  6. Религия и церковь в истории России. — М.: Мысль, 1975. С. 215
  7. Русская Православная Церковь будет развивать традиции благотворительности // www.hram.kokoshkino.ru/news/News.asp?ID=86
  8. Официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению // www.diaconia.ru/
  9. Митрохин Н. Указ. соч. С. 294
  10. Там же. С. 301
  11. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 октября 1997 г. № 190
  12. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 августа 1995 г. № 159
  13. Текст части первой опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. № 238-239, текст части второй опубликован в «Российской газете» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25
  14. Текст части второй Налогового кодекса опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2000 г. № 153-154

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и во исполнение определения Архиерейского Собора в Москве прошел Первый общецерковный съезд глав епархиальных отделов социального служения, духовников и старших сестер сестричеств Русской Православной Церкви, который собрал более 300 представителей 92 епархий Московского Патриархата.

В съезде приняли участие представители Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви: Исполнительный секретарь Союза сестричеств Елена Зенкевич, старшие сестры Инна Костюкович (Витебская епархия), Светлана Семке (Брестская епархия), Людмила Езутова (Полоцкая епархия), Зинаида Лобасова (Минская епархия) и др.

Перед съездом были поставлены следующие задачи: обсудить перспективы развития социального служения в Русской Православной Церкви, обменяться опытом социальной деятельности епархий и сестричеств Русской Православной Церкви; активизировать социальное служение в епархиях; установить более тесное взаимодействие епархий и сестричеств с Синодальным отделом по благотворительности и друг с другом; рассказать об эффективных технологиях социальной работы; обсудить существующие проблемы в сфере социального служения и выработать пути их решения.

7 июля состоялось первое заседание съезда на тему«Практические аспекты организации епархиальных центров защиты материнства», в рамках которого обсуждались вопросы защиты жизни нерожденных младенцев, организации деятельности Церкви в женских консультациях, родильных домах, оказания помощи в кризисной беременности.

8 июля участники съезда молились за Божественной Литургией в Покровском храме Марфо-Мариинской обители, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ.

По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским напутствием к участникам I съезда глав социальных отделов епархий и духовников сестричеств Русской Православной Церкви. «…Дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, ― это не сверхдолжные дела, это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда все уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, - надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия - это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, - вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см. Иак. 2:17)», - сказал в своей речи Патриарх.

В рамках съезда прошло общее собрание Ассоциации сестричеств, по итогам которого была принята резолюция, определяющая основные направления сестринского служения.

Вопросы взаимодействия Церкви с государственными властями, разные возможности городских и сельских приходов, система воспитания сирот в церковных детских домах, различные подходы к помощи алкоголикам – эти и другие вопросы вызвали острые дискуссии в ходе Первого общецерковного съезда по социальному служению.

Участники съезда приняли итоговый документ Съезда , в котором подчеркнули следующие принципы церковной социальной деятельности: «Социальное служение Церкви основано на оказании помощи конкретному страдающему человеку, на индивидуальном подходе к нуждающимся, а также на понимании того, что в каждом человеке, даже самом опустившемся, сохраняется образ Божий. Поэтому во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт. При этом задача церковной социальной работы - не дублировать функции государства, ее главная цель - духовная: ее участники призваны научиться любви. Дела милосердия спасительны: милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней - самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели».

Издаваемого в Шуйском филиале Ивановского государственного университета. Авторы: Ветров Владимир Александрович – кандидат философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Попова Варвара Александровна – студентка историко-филологического факультета Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет».

Публикуем на нашем сайте полную версию статьи:

В статье рассматриваются различные аспекты социального служения основных христианских деноминаций: православия, католицизма, протестантизма. Подчеркивается сложный характер их взаимодействия на путях гуманизации современного общества.

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои.

Другими словами, современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Религия, отражая понимание человеком мира, в том числе и социального, будучи в определенных исторических сообществах доминирующим типом общественного сознания, содержит в себе емкую систему подробнейших знаний об устройстве общественной жизни как воплощении божественного проведения. Для этого христианские организации и не только, осуществляют многовековую деятельность по оказанию практической помощи нуждающимся, но и стремятся выработать надежный теоретический фундамент этой деятельности – собственные социальные доктрины, которые, опираясь на догматы вероучений, отвечали бы потребностям социального развития сегодня, обращаясь ко всем людям без конфессиональных и иных ограничений.

Таким образом, для начала хотелось бы охарактеризовать деятельность Русской Православной Церкви на территории современной России. В ХХ в. во времена Советской власти все социальные служения, ранее принадлежавшие РПЦ, получили самостоятельную область существования, это: медицина, образование, социальная педагогика, социальная медицина, социальная работа, социальная защита и т.п.

Православие в Советском Союзе почти утратило свое влияние, оно давало только одно – веру в спасение человеческой души. И даже эту основную функцию ей с трудом давали выполнять. В последние двадцать лет влияние РПЦ стало возрастать, и в наибольшем значении это связано с процессами, идущими в государстве и обществе. Верующим возвращаются старые храмы, строятся новые. Стремясь восстановить приходскую жизнь во всей ее полноте, РПЦ ставит задачу сделать приходы центрами религиозной жизни, милосердной деятельности, духовного просвещения прихожан – настоящих и будущих. В 2000 году Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят документ «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви», который излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

Еще одним подтверждением социальной деятельности РПЦ является состоявшийся в конце 2004 года Архиерейский собор, который был специально посвящен развитию духовного образования и просвещения. По его определению, каждый приход должен иметь воскресную школу, создавать просветительские религиозные кружки. В общецерковную систему религиозного образования включаются, кроме воскресных школ, также православные детские сады, православные негосударственные лицеи и гимназии, богословские институты.

Так же в 2000 г. по закону о свободе вероисповеданий, религиозным объединениям и церквам было разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу. РПЦ в 2001 г. выдвинула концепцию духовного просвещения и благотворительности.

Она содержит следующие задачи:

– возрождение прихода как христианской общности единомышленников;

– возрождение церковных братств и разного рода церковных движений;

– организация церковного здравоохранения;

– создание епархиальных комиссий по благотворительности;

– подготовка преподавателей катехизиса;

– организация благотворительного бюджета (приходского, епархиального, общецерковного).

Конкретные направления благотворительной работы включают также создание епархиального дома для престарелых, церковного интерната для сирот, книжных магазинов и библиотек духовной литературы, комитета социальной помощи, специализированных приходских учреждений (воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых, детского сада, библиотеки, столовой, общества трезвости и др.).

В наши дни социальная деятельность РПЦ развивается по следующим основным направлениям: антиалкогольная программа (борьба с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе), детская программа (работа с детьми-сиротами, детьми-инвалидами, беспризорниками, подготовка их к самостоятельной жизни), социальная деятельность в сфере образования (обучение, катехизация, миссионерство), помощь престарелым и инвалидам, программа по борьбе с безработицей, работа с беженцами (продовольственная помощь соотечественникам в странах ближнего зарубежья, а также консультативная и материальная помощь), оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (независимо от национальной и религиозной принадлежности), социальная работа в пенитенциарной системе (здесь особенно сильна психологическая помощь), медицинская и патронажная помощь (уход за больными в больницах и на дому, медико-просветительская работа о таком греховном явлении как аборт и др., патронажная помощь людям, не имеющим возможности передвигаться самостоятельно), социальное служение в вооруженных силах (Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями своими целями ставит: преодоление духовно-нравственного кризиса у военнослужащих, укрепление правопорядка и законности, патриотическое воспитание, удовлетворение религиозных потребностей), программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области (налаживание контактов с научными центрами, политическими и культурными деятелями, с благотворительными фондами других конфессий).

Рассматривая деятельность Католической церкви на территории России хотелось бы отметить следующее: в 80-х годах XX в. после начала перестройки, демократизации общественной жизни России в нашей стране резко возросла миссионерская деятельность католических организаций. В 1991 году были восстановлены руководящие структуры католической церкви в России: апостольская администрация для католиков латинского обряда Европейской части России (Москва) и Азиатской части России. Наибольшую активность в миссионерской деятельности проявляет легализировавший свою деятельность в нашей стране орден Иезуитов.

Активная миссионерская деятельность католических организаций на территориях, находящихся под юрисдикцией Московской патриархии, привела к серьезным осложнениям в отношениях между Русской православной и Римской католической церковью.

Главная форма влияния католической церкви состоит в формировании мирового общественного мнения по важнейшим социально-экономическим, общественно-политическим и нравственным вопросам. С этой целью в течение длительного времени разрабатывается и пропагандируется социальная доктрина церкви.

Положение этой доктрины формулируется в решениях Вселенских соборов, церковных синодов и папских энцикликах (посланиях Пап по вопросам веры и морали, обращенных к католикам и «всем людям доброй воли»). Социальная доктрина церкви содержит определенные социально-экономические и политические установки, следование которым является религиозным долгом верующих католиков. Также была восстановлена деятельность в России католических монашеских орденов. Помимо традиционной для России нынешнего столетия миссии французских монахов-ассумпционистов и доминиканцев появились францисканцы и салсзианцы, а с 1992 года в Россию вернулись иезуиты. К первым из католических монахинь, появившихся на территории бывшего СССР – Сестрам милосердия матери Терезы – впоследствии добавились кармелитки, паулинки и представительницы других женских конгрегаций.

Возобновилась издательская и просветительская деятельность католиков в России. С 1990 года стал выходить сначала информационный бюллетень, а сейчас разносторонний журнал христианской тематики «Истина и жизнь», базой которого является одноименное информационное агентство и книжное издательство. Официальным органом Апостольской администраторы в Москве стала газета «Свет Евангелия». Богословское направление отражает журнал «Theologia». В различных городах России постоянно возникают католические периодические издания на русском языке. Начало в решении первоочередной задачи католического образования положило открытие в 1991 г. Колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, дающего образование, необходимое для катехизаторов в католических приходах. В 1993 г. в Москве была открыта католическая семинария «Мария Царица апостолов».

Сложность задач, стоящих перед католиками России, – не только в восстановлении былого достояния Церкви, но и в способности воспринимать сегодняшний призыв Вселенской Церкви нести свидетельство Христа язычникам нового времени. Это особенно актуально в стране, проведшей семьдесят лет в атеистическом плену.

Свободная жизнедеятельность Католической Церкви в России является залогом существования демократических принципов и свобод в религиозной и политической сфере нашей жизни. В стране, населенной многочисленными народами, исповедующими различные религии и придерживающиеся разных христианских конфессий, Католическая Церковь всегда сохраняет стремление к братскому диалогу и взаимопониманию в любви. И прежде всего это относится к Православной Церкви, что постоянно подчеркивается Святым Престолом и местной католической иерархией.

Католики, живущие в России, не забывают, что они живут в стране тысячелетней христианской культуры, и задача данного исторического очерка – постараться напомнить, что католичество в России – это неотъемлемая часть той же тысячелетней традиции.

Говоря о протестантизме, хотелось бы отметить следующее: опубликование в 2000 г. «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» стимулировало другие религиозные организации к разработке и представлению обществу своего видения этих проблем.

В эту работу активно включились и протестантские церкви России. Были разработаны и опубликованы «Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской», «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня». В 2003 г. Консультативным советом глав протестантских церквей России была подготовлена и представлена общественности общая «Социальная позиция протестантских церквей России».

Протестантская общественная активность заметна с 1990-х гг. Эта активизация подготовлена всей историей евангельских церквей в России с начала ХХ века. В наше время протестантов можно заметить в тех сферах социального служения, где государство не справляется: это работа с сиротами, больными, стариками в соцучреждениях, забота о приемных семьях, создание сотен центров реабилитации наркозависимых, продвижение в регионах межрелигиозного проекта профилактики наркозависимости «Поезд в будущее» и многое другое. Таким образом, деятельность Протестантских церквей на территории России не менее активна, чем деятельность РПЦ или Католической церкви и направлена на поддержание тех же социальных институтов.

Трансформация современного общества ведет к такой ситуации, что и жизнь Церкви меняется, однако Церковь сохраняет свои сущность и задачу: нести миру Слово Божие и исполнять свою спасительную миссию. В тоже время в 90-е годы прошлого столетия, ознаменован возвращением Церкви в число социальных институтов, которые определяют стратегии социальной политики в стране. В последние годы существует устойчивая положительная динамика в развитии церковной благотворительности.

Социальная работа и социальное служение: общее и отличное.

Социальная деятельность Церкви является одним из видов деятельности, имеющий свою специфику, так же как и светская социальная работа .

В настоящее время Церковь активно формирует свое представление об собственном участии в общественной жизни, благодаря чему активно развивается церковная социальная деятельность. Это является внутренними причинами, которые побуждают верующих людей заниматься социальным служением, с одной стороны, это обусловлено внутренними причинами. В результате развития рыночной модели благотворительности происходит делегирование ответственности со стороны государственного сектора в пользу частного. При этом предполагается, что решение социальных проблем должно базироваться на неоплачиваемой волонтерской работе или на деятельности общественных организаций, а также на развитии собственных ресурсов человека, а не программах, финансируемых государством. Предполагается, что нуждающиеся в скором времени станут выбирать, где именно и у кого получать социальные услуги, в том числе появиться возможность получать помощь у религиозных организаций.

Однако не следует воспринимать социальное служение со светской точки зрения. Есть ряд положений которые не позволяют церковным социальным работникам, идентифицировать себя, как часть корпорации социальных работников и видеть социальное служение как ответвление, но более позднего времени, от социальной работы. Как отмечает отец Олег Вышинский это связано с несколькими причинами.

Во-первых , датировка рождения церковного служения. Церковное социальное служение возникло с рождением Церкви. Следовательно, социальное служение Церкви древнее, чем корпорация социальных работников - светских профессионалов.

Во-вторых , само понимание церковного социального служения как вида социальной работы.

Термин социальное служение служит, как правило, для обозначения деятельности, осуществляемой религиозными организациями, в отличие от социальной работы, выполняемой государственными организациями, – социальным обслуживанием населения, социальной защитой, социальной политикой.

Социальное служение - это исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия (Устиненко В. Б.).

Социальное служение рассматривается как один из каналов распространения религиозными организациями своих воззрений, в том числе, среди неверующих либо последователей иных религий, т.е. миссионерской работы. Православная точка зрения в этом вопросе приближается к тому, что благотворительная деятельность не должна быть плацдармом для целенаправленного миссионерства, не должна умалять потенциал бескорыстия и гуманности этой деятельности.

Третье - истоки. Гуманистические и демократические идеалы не являются предпосылками нашего социального служения, хотя и радикально не противоречат ему. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви» , «по мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Богом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия (до тех пор, пока оно не вредит иным индивидуумам), а также в требование от государства гарантий определенного материального уровня существования личности и семьи. В системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Божий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект. Однако вне Бога существует лишь человек падший, весьма далекий от чаемого христианами идеала совершенства, явленного во Христе («се, Человек!»). Между тем для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину, прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к «подобию Божию», исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами . (Основы Социальной Концепции РПЦ).

В-четвертых , церковные социальные работники, не могут ограничить цели нашей деятельности достижением всяческого благополучия адресатами нашего служения.

Церковное социальное служение - деятельность, являющаяся неотъемлемой стороной жизни Церкви, как Богочеловеческого организма, в которой непостижимым для нас образом сочетаются человеческие усилия верующих с действием Божественной Энергии. Задача этого служения – практическая помощь людям в несении их жизненного креста, вне зависимости от их отношения к вере, - подчинена главной цели пастырского душепопечения – Спасения человека через веру. Другая задача – активное участие в «благих делах, направленных на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира», - подчинена целям Миссии Церкви и направлена на деятельное свидетельство о вере Церкви перед окружающим миром.

Самостоятельной цели у церковного социального служения нет. Вся наша деятельность подчинена общецерковным целям, которые сводятся к главной - Спасение человечества в целом и отдельных людей - в частности. Достижение же гармонии и благополучия в человеческом обществе нами предполагается в рамках чаяний, выраженных в Молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое...» и «... да будет воля Твоя, яко на Небеси и на Земли». Тем не менее, мы не обольщаемся возможностью построения Рая на земле в нынешнем веке .

Также важно отметить и еще одно отличие . Критерием практической эффективности социальной работы, как профессиональной деятельности обычно служит общественная польза. В случае церковного социального служения помимо общественной пользы может иметь значение нравственное благо. Эти две категории друг другу не противоречат, но и не идентичны. Например, усердие св. ап. Павла по сбору средств для помощи Иерусалимской общине с точки зрения общественной пользы было неэффективным, ибо последняя через небольшой промежуток времени прекратила своё существование, что было вполне предсказуемым событием. Однако, нравственное благо, которое извлекли из этого христиане Коринфской и Македонской Церквей состоявшее в укреплении духа братолюбия и милосердия, и нравственные уроки апостольских посланий пережили современников первохристиан.

В-шестых , отличаются также подходы к адресатам социального служения и клиентам социальной работы. Социальная работа, как профессиональная деятельность, часто использует персональный подход к клиенту, т.е. такой подход, когда адресат социальной работы рассматривается исключительно как конкретная личность с конкретными проблемами и запросами. Эти проблемы и запросы занимают основное внимание социального работника, решение проблем и удовлетворение запросов составляет задачу его работы. Хорошо, если личность подопечного при этом не упускается из виду, это во многом зависит от личности социального работника, от его нравственного лица, культурного уровня.

В отличие от светских социальных работников мы воспринимаем адресат социального служения прежде всего с архетипической точки зрения. Мы в подопечном обязаны в первую очередь видеть «меньшего брата» или самый образ Христа. Только мысленно изъяв человека из контекста мiра сего с его наносной шелухой, мы способны увидеть подлинное лицо нашего подопечного. Социальные работники – профессионалы не успевают или не ставят своей задачей видеть в человеке глубины, которые открываются христианину, в первую очередь пастырю. Когда же мы увидим в человеке образ Божий, архетипический подход уже может уступить место персональному.

Задача церковной социальной работы - не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой - вернуть человека в общество, дать радость жизни.

Субъекты социального служения.

Если говорить об общем развитии церковной социальной деятельности, то она уже имеет и некоторые признаки институционализации и распределении по уровням, так как от этого зависят функции, формы и методы работы церковных социальных работников.

В настоящее время наблюдаются признаки институционализации социального служения: создаются специальные структуры, через которые реализуются социальные программы.

Осуществление социальной диаконии Церкви происходит в основном через епархии, деятельность которых в данной сфере координируется Отделом по церковной благотворительности и социальному служению, в настоящее время возглавляемым епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).

Отдел стремится проводить не столько масштабную, сколько адресную социальную работу, помогая наиболее нуждающимся слоям населения (многодетным семьям, инвалидам, пожилым, сиротам, одиноким матерям) и желая «стать полноправным субъектом той социальной политики, которая могла бы изменить нынешнюю кризисную ситуацию ».

С 2010 года с приходом на должность Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Аркадия Шатова начинает активно развиваться общецерковный уровень: разработана концепция Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, определены его цели и миссия. Создана четко организованная структура во главе с ОЦБСС, осуществляющим общую координацию церковного социального служения, оказывающим помощь в социальном служении на местах и организующим общецерковные проекты. Сестричества милосердия объединяются в Ассоциацию. Сформулирован первосвятительский заказ на подготовку специалистов для приходов: открывается обучение по направлению «социальная работа» в ПСТГУ.

Это период, учета церковных социальных организаций, их классификации, проведение контроля за качеством их работы, тиражирование методик, обобщения опыта. Созданная база данных по церковным социальным объектам насчитывает более 2700 церковных социальных объектов. Сегодня Церковь способна оказывать социальную и благотворительную помощь не только на территории России, но и за рубежом, там где происходят природные и социальные катаклизмы.

Институционализации церковного социального служения способствует подписание соглашений на федеральном уровне: подписаны Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью, между Русской Православной Церковью и МЧС России, о сотрудничестве между Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Таким образом, видны следующие признаки институционализации церковной социальной деятельности:

  1. Осознание в обществе потребности в социальной деятельности, основанной на христианских заповедях любви и милосердия.
  2. Создан управленческий аппарат (вертикаль: ОЦБСС, епархиальные отделы, приходские социальные работники).
  3. Рост документооборота, в связи с созданием новых структур, необходимость регламентации документооборота, его формализация.
  4. Формирование четкой иерархии социального служения (общецерковный, епархиальный, благочиннический, приходской уровни).
  5. Развитие взаимодействия с другими институтами, например, государственными социальными службами и органами законодательной и исполнительной власти.
  6. Усиленный процесс специализации и дифференциации учреждений по типам, видам деятельности, применяемым методикам (выход специализированной литературы вод грифом ОЦБСС, где данный опыт описан).
  7. Консолидация профессионального сообщества, создание ассоциаций, проведение съездов.
  8. Появление собственных уникальных методик, отличных от существующих, использующих принципиально иной подход, признанный экспертами.
  9. Наличие профильных СМИ (www.miloserdie.ru www.diaconia.ru)
  10. Признание государством социальных служб и социальных проектов РПЦ. Подписание совместных соглашений о взаимодействии
  11. Участие в формировании законодательства (начиная с 2003 г. представители Церкви участвуют в слушаниях по социальным вопросам сначала в Мосгордуме и сейчас в ГДРФ)
  12. Открытость социальной деятельности (вывешивание годовых отчетов на сайте, отчетов о расходовании средств по акциям, бОльшая доступность учреждений по сравнению с периодом становления)
  13. Теоретическое осмысление церковной социальной деятельности. Появление новых теологических подходов к осмыслению церковного социального служения православными учеными.
  14. Появление факультетов, кафедр, дисциплин, учебников, программ, формирование собственного понятийно-категориального аппарата в области церковного социального служения.

За последние десятилетия Церковью накоплен новый опыт социального служения. Появились новые структуры, имеющие разные цели, находящиеся в разных регионах, по-разному развивающиеся. Этот опыт требует описания, анализа, ждет своего исследователя для выработки общей терминологии, единых понятий, доступных, ясных и для богословов, и для специалистов светских вузов, и для представителей государственных структур.

Основные направления церковной социальной работы.

В рамках церковной социальной работы должны развиваться два направления: профессиональная церковная социальная работа и добровольное социальное служение.

Распространение идей милосердия, сострадания, любви друг к другу через общецерковную проповедь (макродименция) будет приводить к смягчению отношений в обществе, в тоже время без профессионализации церковной социальной работы невозможно будет решать те современные социальные проблемы, которые стоят перед всем российским обществом. Однако это будет невозможно без создания открытого информационного пространства (подробнее см.п.4.1.).

Согласно итоговому документа Третьего общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве 23-25 сентября 2013 года, видятся следующие актуальные задачи, ориентированные на формирование структуры церковной социальной деятельности :

Формирование разных уровней церковного социального служения. Необходимо более четко определить ведущие направления деятельности на каждом из уровней. В связи с общей реорганизацией церковной структуры необходимо особо помогать организаторам социального служения новых епархий, входящих в митрополии.

Формирование многоуровневой системы церковного социального служения невозможно без повышения уровня управленческих кадров церковных НКО, чтобы не проигрывать в конкуренции со светскими НКО, иметь возможность получать гранты, отчитываться на должном уровне, без чего невозможно системное финансирование в дальнейшем.

Формирование многоуровневой и разноплановой церковной социальной деятельности невозможно без развития партнерских отношений между церковными социальными службами и различных отделов и структур (включая епархиальные отделы религиозного образования и катехизации, тюремного служения, миссионерские службы и др.) и между светскими и церковными социальными службами.

Основные направления практической деятельности, актуальные в настоящий момент :

Защита материнства и детства. Формирование центров/отделов/инициатив по защите материнства и детства с возможностью оказания комплексной помощи семьям: духовной, социальной, психологической, педагогической, материальной помощи всей семье, включая и отцов. Данный вид работы должен быть направлен на создание мира и гармонии в семье в целом, включая предотвращение домашнего насилия, повышение ответственности родителей, а также повышение статуса отца в семье.

Помощь в чрезвычайных ситуациях. Здесь необходимо выстроить взаимодействие епархий с Синодальным отделом по церковной благотворительности во время ЧС федерального значения и со светскими структурами МЧС.

Помощь инвалидам. Предполагается создать систему полноценного окормления инвалидов, живущих в семьях или находящихся в социальных учреждениях, чтобы люди с ограниченными возможностями стали полноценными членами церковной общины. Работа с инвалидами должна базироваться на постоянном повышении уровня образования участвующих в работе с инвалидами священников, прихожан и добровольцев. Церковные социальные работники и священники ориентируются на оказание духовной, социальной, педагогической, психологической, а также материальной поддержки инвалидам и их семьям, а также на создание в храмах и православных организациях доступной среды для разных категорий с целью обеспечения их полноценного участия в богослужениях и интеграции в церковную жизнь приходов.

Помощь наркозависимым. На сегодняшний день уже функционируют несколько реабилитационных центров, которые оказывают помощь, базируясь на собственных методиках. Однако, не до конца решены проблемы кадров, организации новых реабилитационных центров по типовым проектам, взаимодействие с государством и НКО, юридическое обеспечение реабилитации наркозависимых.

Популяризация трезвости. В рамках данного направления создаются при монастырях и приходах братства, общества, общины трезвости, информационные и консультационные центры, горячие телефонные линии, дома трудолюбия, реабилитационные центры, клубы и школы трезвости, группы само- и взаимопомощи; разрабатываются профилактические и реабилитационные программы с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников; развивается сотрудничество с государственными и общественными организациями;

Помощь бездомным. Создаются православные приюты для бездомных и социальные столовые. Подготовка специалистов и дополнительная специализация приходов по видам деятельности позволит создавать комплексные центры срочной социальной помощи бездомным, включающий в себя благотворительную столовую, консультационный кабинет, а также кабинет социальной помощи и стационар. Однако Церковь видит, что кроме срочной социальной помощи необходимо организовывать многоступенчатую систему реабилитационных мероприятий для бездомных, ориентированных на их возвращение в социум. Также необходима и популяризационная работа по предотвращению бездомности и ориентированный на смягчение отношения общества к данной категории.

Помощь тяжелобольным (создание хосписов, выездных паллиативных бригад)

Помощь детям-сиротам, детям, лишенным попечения взрослых.

Практически не идет речь о работе с мигрантами, безработными на общецерковном уровне, хотя отдельные проекты, направленные на решение самых разнообразных проблем. Программы помощи заключенными, военнослужащими, молодежи разрабатывают специалисты других Синодальных отделов.

Социальные учреждения Русской Православной Церкви на микроуровне

Православные социальные службы РПЦ создаются и действуют как некоммерческие организации – учреждения или автономные некоммерческие организации. В своей деятельности они руководствуются законодательством Российской Федерации и наставлениями Церкви. К основным законодательным актам, регламентирующим структуру и формы деятельности этих служб относятся:

Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ.

Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ

Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 08.02.98 № 17-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ

Постановление Правительства РФ «О Федеральном Перечне гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25.11.1995 № 1151.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ,

а также действующие в настоящее время государственные Стандарты социального обслуживания населения.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание в рамках Русской Православной Церкви представляет собой деятельность социальных служб, созданных религиозными организациями РПЦ в целях социальной поддержки граждан преимущественно православного вероисповедания, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. (см. другие разделы данной главы).

  • О проекте
  • Благодарности
  • Слово к читателям
  • Введение
  • Глава 1. БИБЛЕЙСКИЕ, СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 1.1. Библейское, святоотеческое и богословское понимание социальной и благотворительной деятельности