Принятие конституции ссср. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение Основные положения конституции эпохи развитого социализма

Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции - развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское движение.

На рубеже 60-х - 70-х годов произошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии -- Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Ю.В. Андропов. В своей политике они руководствовались принципом: "движение - все, конечная цель - ничто". Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического паритета с США и укрепления границ с Китаем.

Впервые концепция была обнародована в докладе "Пятьдесят лет великих побед социализма", с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю.В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М.С. Горбачевым "периодом застоя".

Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности, т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений - производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

Конституция СССР 1977 г.

К 60-й годовщине Октябрьской революции концепция была закреплена в новой Конституции СССР, которая была названа "конституцией развитого социализма". Работа над новым Основным Законом страны была начата еще при Н.С. Хрущеве, после принятия новой партийной программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС. Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л.И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Н.В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г. был отправлен на пенсию.

В своей основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывали изменения, произошедшие в стране за 40 лет. Прежде всего, была изъята характеристика классового характера государства и партии. СССР из государства диктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатов трудящихся - в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса - в партию всего народа.

Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу. Он осуществлял государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.

Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы. К звеньям политической системы относились также профсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.

Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение, жилище.

Конституция закрепила резко усилившиеся политические и экономические права союзного государства ("центра") за счет соответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. - 20.

Конституция запрещала частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

Важнейшими задачами союзного государства Конституция провозгласила укрепление "новой социальной и интернациональной общности" - советского народа - и единого народнохозяйственного комплекса как материальной базы этой общности.

В течение пяти лет после принятия Конституции были разработаны и введены в действие все законы, которые прямо упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзных республик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.

Новая Конституция СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе. Это, во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности; во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства и партии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял и управленческий аппарат.

В ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. В 1983 г. он также был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Новый советский лидер предостерег "от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма", признал наличие противоречий развитого социализма и заявил, что "мы не знаем общества, в котором живем".

В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии и государстве пришел кадровый партаппаратчик К.У. Черненко. Он поставил вопрос о новой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ "стадии развития общества", степень решения национального вопроса. Под его руководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь - М.С. Горбачев.

В новой редакции было отмечено, что «диктатура пролетариата» полностью выполнила те задачи, которые были перед ней поставлены и Советский Союз стал общенародным государством. Кроме того, в документе была закреплена управления, уже сложившаяся на тот момент. Высшим органом власти считался Верховный Совет. В его состав входили две палаты: Совет Национальностей и Совет Союза. Срок его полномочий был увеличен до пяти лет.

О том, в каком году было принятие Конституции «развитого социализма», о предпосылках, способствовавших ее появлению, и об изменениях в ней читайте в этой статье.

Изучение истории создания Основного Закона СССР имеет большое политические, социально-экономическое и научно-культурное значение. Одним из центральных аспектов становления российской государственности является принятие Конституции «развитого социализма». Год 1977 стал важной ступенью в дальнейшем развитии страны.

В истории Советского государства было всего 4 конституции: 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. У них были разные сроки действия, что свидетельствовало о некоторых изменениях, происходящих в жизни общества. Кроме того, они отображали появление новых или усовершенствование старых концепций. Также каждый обновленный основной закон страны подводил итоги действия предшествующего, после чего государство открывало следующий этап своего развития.

Главная причина

Разработка нового документа и последовавшее за ней принятие Конституции «развитого социализма» связано со значительным изменением политического режима в СССР. Несмотря на то что был все так же строго организованным и управлялся представителями единственной имеющейся в стране партии, государство стало освобождаться от культа единовластия, который привнес в свое время И. В. Сталин.

Произвол и беззаконие, а также безграничный страх, господствовавший в эпоху тоталитарного правления одной личности - все это было публично осуждено самой правящей Коммунистической партией. Когда шаги, сделанные в направлении признания ошибок и перегибов, убедили общество в невозможности возвращения прежнего режима, встал вопрос о том, что разработка и последующее принятие в СССР Конституции «развитого социализма» просто необходимы.

Формирование специальной комиссии

Было решено приступить к первому этапу подготовки новой редакции основного закона. В первую очередь, создали специальную Конституционную комиссию. Ее формированию предшествовал доклад секретаря Н. С. Хрущева на заседании Верховного Совета СССР 25 апреля 1962 г. В этот же день состоялось совещание, на котором и утвердили состав комиссии. С этого момента началась непосредственная разработка и дальнейшее принятие Конституции «развитого социализма» (руководитель проекта - Н. С. Хрущев).

Когда Л. И. Брежнев занял пост первого секретаря, он автоматически взял на себя функции председателя Конституционной комиссии. Надо сказать, что состав ее несколько раз менялся, но принцип формирования оставался прежним - туда входили первые лица государственного и партийного руководства, представители союзных и автономных республик, краев и областей, а также делегаты от рабочих и крестьян, научные работники и т. д.

Разработка проекта

На начальной стадии написания документа встал вопрос о том, каким же является на данный момент советское общество и куда оно будет двигаться в дальнейшем. Позиция, основанная на "диктатуре пролетариата", была неактуальной, потому что «классовой борьбы» как таковой уже не было.

Для того чтобы отойти от прежней идеологии и построить принципиально новое общество, требовалось время. Прежде чем появилась теория о «развитом социализме», прошло почти 15 лет. Но как только ее основы сформировались, написание проекта Конституции стало продвигаться значительно быстрее.

Предпосылки

С того момента, когда была принята Конституция 1936 г., и до утверждения нового документа прошло четыре десятка лет. За это время в СССР произошел целый ряд существенных изменений, которые так или иначе затронули все аспекты общественной жизни.

Прежняя Конституция, принятая в 1936 г., исходила из того, что создание завершилось. Теперь же позиционировалось, что в СССР уже построено зрелое и развитое общество, в результате чего сложилась иная общность людей, называемая советским народом.

Государство, возникшее на основе «диктатуры пролетариата», стало теперь общенародным, а экономика полностью перешла в социалистическую собственность. Коммунистическая партия значительно расширила свои ряды, и ее роль в управлении государством стала более ответственной.

Социализм был поставлен в один ряд с другими мировыми системами, поэтому международное влияние и авторитет Советского Союза выросли в несколько раз. Все эти предпосылки говорили о том, что разработка и принятие Конституции «развитого социализма» были неизбежны.

Обнародование

Проект нового основного закона опубликовали в начале июня 1977 г. не только в центральных, но и в республиканских, областных и краевых газетах. Он активно обсуждался в течение четырех месяцев - с 5 июня и до конца сентября. Согласно официальным данным, в процессе обсуждения нового проекта приняло участие более 140 млн человек. А это около четырех пятых всего взрослого населения Советского Союза. Всенародное обсуждение по этому поводу дало возможность внести примерно 450 тыс. предложений о поправках, которые были направлены на уточнение, улучшение или дополнение статей проекта.

Основные аспекты внутренней и внешней политики

Главным направлением развития советской государственно-правовой системы провозглашалось совершенствование и укрепление социалистической демократии. Этому и должно было способствовать принятие Конституции «развитого социализма». При ком такая идея могла бы быть осуществлена? Конечно же, при Сталине об этом не могло быть и речи. Со времени его единоличного правления власть в стране кардинально изменилась.

Также в новом основном законе закрепили социальную основу советского государства - крепкий союз рабочих и крестьян с интеллигенцией. Он подразумевал достижение некой социальной однородности общества, а также равные возможности для всестороннего развития каждого человека.

Что касается то в Конституции были четко сформулированы основные положения, направленные на установление мира, международного сотрудничества и обеспечение безопасности всех без исключения народов. Также провозглашались и прогрессивные принципы добрососедских отношений между Советским Союзом и другими странами. Составной частью мировой социалистической системы являлось содружество государств с такой же политикой, как и у СССР.

Экономика

Принятие Конституции «развитого социализма» должно было поспособствовать значительному подъему как культурного, так и материального уровня жизни советских людей. Для этого разработали специальную научно обоснованную и долговременную экономическую стратегию. Главную роль в ней играло Советское государство. Оно должно было обеспечить организацию производства, благоприятные условия для создания современной материально-технической базы и разработать нормативные акты, которые бы регулировали хозяйственные отношения.

Разработчики нового основного закона исходили из того, что принятие Конституции «развитого социализма» еще лучше закрепит уже исторически сложившийся мощный, единый и успешно действующий механизм народного хозяйства. Этот документ впервые в истории зафиксировал на законодательном уровне особую экономическую систему СССР.

Формы собственности

Принятие Конституции «развитого социализма», дата утверждения которой была лишь вопросом времени, в основу экономической системы поставило социалистическую собственность на все средства производства, делившуюся на две формы. Одна из них была государственной общенародной, а другая - колхозно-кооперативной. Правда, был еще один вид социалистической собственности - это имущество профсоюзных и других общественных организаций. Но лишь первые две формы определяли характер народного хозяйства и деление общества на представителей дружественных классов - рабочих и крестьян. При этом главной задачей государства, закрепленной в новой Конституции, являлась охрана социалистической собственности.

Советская экономическая система предусматривала и право на личное имущество. Ее источником был общественно полезный труд. В Конституции 1977 г. были заложены основные положения правового статуса всех без исключения форм собственности с указанием их субъектов.

Права и обязанности

Новый основной закон гарантировал граждан СССР. В Конституции закреплялось право на труд, отдых, образование, материальную компенсацию в случае потери кормильца или утраты трудоспособности. Говорилось в документе и о свободе слова и печати, демонстраций и уличных шествий, митингов и собраний и т. д.

В обязанности советских людей вменялось соблюдать законы СССР, быть достойным звания гражданина СССР, а также добросовестно трудиться и быть дисциплинированным на работе, оберегать интересы государства и всячески способствовать укреплению его авторитета и могущества и др.

Отдельно говорилось и о священном долге каждого советского человека - защите социалистического Отечества. Измена Родине - это тягчайшее преступление перед своим народом. Почетной обязанностью советского гражданина являлась воинская служба в Вооруженных силах страны.

Принятие Конституции

На внеочередной сессии Верховного Совета 4 октября была создана Редакционная комиссия, в обязанности которой входила подготовка окончательного проекта основного закона. Также на заседании обсуждалось и принятие Конституции «развитого социализма». Брежнев выступил с докладом об итогах разработки проекта и его всенародного одобрения. По этому поводу выступило 92 депутата. В итоге решили внести изменения по восьми пунктам, а также добавить новую статью.

Через три дня было проведено депутатское голосование, а затем и принятие Конституции «развитого социализма». Дата 7 октября 1977 г. была объявлена всенародным праздником.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Брежневская конституция 1977 года была последним основным законом Советского Союза. Ее приняли из-за неактуального документа-предшественника, принятого еще при Сталине. На декларативном уровне это была самая демократическая советская конституция.

Основные черты

7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва была принята Конституция развитого социализма. Она состояла из введения (преамбулы), 9 разделов, 21 главы и 174 статей. В самом начале документа составители поместили короткий обзор 60-летнего пути советского государства. Ярлык «развитого социализма» появился из-за того, что в конституции общество СССР было названо развитым социалистическим. Согласно марксистско-ленинской трактовке, это состояние было одной из ступенек на пути к коммунизму.

Важнейшим тезисом конституции была шестая статья первого раздела. В ней закреплялось ведущее положение КПСС. Партия называлась ядром всей политической системы. Закреплялось немалое значение деятельности комсомола, профсоюзов и других общественных организаций, созданных властями. Конституция развитого социализма гласила, что основой экономики огромной страны является социалистическая собственность, которая делится на два типа - государственную и колхозно-кооперативную.

Принятие нового основного закона Советского Союза подтолкнуло власти к подготовке таких же документов для всех союзных республик. Например, в РСФСР новая конституция была принята в апреле 1978 года. Она действовала 15 дет и даже пережила сам Союз.

Предпосылки появления

У принятия основного закона 1977 года было множество причин. Важнейшей из них можно назвать изменение всей политической системы. Конституция развитого социализма заменила так называемую сталинскую конституцию, принятую в 1936 году. За прошедшие 40 лет в стране многое изменилось. Политический режим стал заметно мягче по сравнению с эпохой террора.

Первая комиссия, обсудившая перспективы принятия нового главного документа страны, была собрана еще при Хрущеве в 1962 году. В первую очередь юристам пришлось отойти от прежней догмы о классовой борьбе. К тому времени в СССР ее уже не было. Диктатура пролетариата была установлена давно, а никакой буржуазии в Советском Союзе не было.

Отличие от прежней конституции

Новая концепция с перерывами разрабатывалась полтора десятилетия. Хрущев уже лишился власти. Проблему принятия основного документа страны у него переняло политбюро Брежнева. Прогресс советского общества за 40 лет составители конституции видели во многих его характеристиках. Во-первых, при Сталине считалось, что социалистическая экономика страны построена на ресурсах, оставшихся после ликвидации капитализма. Теперь же, в 1977 году, народное хозяйство СССР имело собственную основу, которая формировалась в течение последних десятилетий.

Когда принималась сталинская конституция, рабочий класс составлял около трети населения страны, а когда была издана Конституция развитого социализма, его численность приблизилась к двум третям. Если прежде опорой государства были пролетарии, то теперь оно стало общенациональным. В 70-е популярным был лозунг о нерушимом союзе рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Всенародное обсуждение

В июне 1977 года, за четыре месяца до официального принятия основного закона, в СССР началось всенародное обсуждение проекта конституции. Согласно официальной статистике, в нем участвовало больше 140 миллионов человек (около 80 % взрослого населения страны). Рассмотрение проходило на собраниях в колхозах, воинских частях и на предприятиях.

Всего прошло около 1,5 сотен подобных мероприятий. Встречи инициировались в творческих организациях, профсоюзах, кооперативных объединениях, комсомоле и партийном кругу. Формально проект рассмотрели все существовавшие на тот момент советы. Таким образом, они исполняли свою функцию органов властей. Было получено 400 тысяч предложений о необходимых поправках в некоторых статьях.

Принятие документа

И вот 27 сентября состоялось заседание специальной конституционной комиссии. Был одобрен проект, включавший в себя некоторые поправки и дополнения. Уже после этого произошло принятие Конституции развитого социализма. Дата события стала важной вехой для Коммунистической партии. Было официально заявлено, что страна перешла на новый этап своего развития, и именно этому событию посвящен новый основной закон.

Последнее голосование состоялось 7 октября 1977 года, за месяц до 60-летней годовщины Октябрьской революции. Оно проходило в несколько этапов. Сначала депутаты проголосовали за преамбулу, после чего так же по-отдельности голосовали за каждый раздел. Последним был принят проект конституции в целом.

Социалистическая демократия

Какие главные перемены принесла Конституция развитого социализма? Дата ее принятия ознаменовалась фиксацией обновленной политической системы. В документе впервые для описания советского государства было использована фраза «социалистическая демократия». Если прежде считалось, что главным носителем власти является пролетарский класс, то теперь эта функция приписывалась всему советскому народу.

Органы власти получили новое название (Советы народных депутатов). Именно они стали главным инструментом народовластия в стране. Конституция СССР (развитого социализма) принята была как документ, подтверждающий их основную роль в государственном управлении жизнью общества. Все прочие органы были подотчетны и подконтрольны этим Советам. Специально для них в конституцию был включен четвертый раздел, аналога которому прежде не было. Были продлены полномочия Верховного и местных Советов (на 2 и 2,5 года соответственно). Составители основного закона подчеркивали ведущую роль этих органов в государственном, социально-культурном и хозяйственном строительстве.

Избирательное право

В новом документе были вновь закреплены уже прежде оглашенные принципы равного, всеобщего и прямого избирательного права. Голосование оставалось тайным. Но в то же время принятие Конституции развитого социализма (дата: 7 октября 1977 года) привнесло некоторые перемены в избирательную систему. Важным моментом было снижение возрастного ценза. Теперь на выборах в Советы могли голосовать граждане 18 лет (раньше был порог в 21 год), а в Верховный совет - жители СССР 21 года (прежде только 23 лет). Так в одночасье страна получила дополнительную волну молодых избирателей.

Подчеркивалось право общественных организаций участвовать в подготовке к выборам. Все расходы на их проведение государство брало исключительно на себя. Для большинства Советов вводилось ограничение сроков депутатов, которое составляло два избирательных цикла.

Национальный вопрос

Важно, что принятие Конституции развитого социализма отразило новый подход власти к национальному вопросу. Народы СССР с самого начала возникновения этого государства, с юридической точки зрения, были равны между собой. У каждой достаточно крупной нации была своя автономная республика. Конституция развитого социализма 1977 года смотрела на их отношения несколько иначе. Документ гласил о формировании единого советского народа. Это была новая историческая общность людей. Все они, кроме совсем пожилых людей, родились уже после революции, а значит, росли и жили в одинаковых условиях.

Говоря не о равенстве наций, а об их единстве, идеология предлагала всем советским людям сплотить свои усилия в создании и усовершенствовании народного хозяйства. Принятие Конституции развитого социализма - это шаг в сторону уравнивания республик между собой. Уже в 80-е гг. чрезмерная централизация власти в Москве стала часто критиковаться среди нерусского населения, что наглядно показало существование межэтнической проблемы в СССР. Когда в республиках вслед за Москвой стали принимать собственные конституции, эти документы полностью дублировали всесоюзную версию.

Государство и личность

«Государство и личность» - это второй раздел, который включала в себя Конституция развитого социализма. Год 1977-й ознаменовался новым декларируемым отношением власти к индивиду. В конституции не раз говорилось о высоком приоритете интересов личности в государстве и обществе.

Значительно расширился круг свобод, прав и обязанностей советских граждан. Многие из них были отмечены в прошлой конституции, однако появилось и много нового. Было провозглашено право человека на жилище, охрану здоровья, пользование культурными достижениями. В СССР устанавливалась свобода технического, творческого и научного творчества. Эти декларации часто шли вразрез с действительностью. По-прежнему существовали худсоветы, цензура и т. д. Все это не мешало тому факту, что Конституция СССР (развитого социализма) на декларативном уровне была самой что ни на есть демократической.

Экономическая система

Как и закон-предшественник, новый документ затрагивал основы экономики СССР. Конституция развитого социализма была принята во время расцвета плановой системы. Пятилетки, начатые еще Сталиным, продолжались и стали главным атрибутом советского производства. В конституции подчеркивалось, что руководство всесоюзной экономикой осуществляется согласно государственному планированию. Использовались такие стимулы и рычаги, как централизованное управление, инициатива хозяйственных предприятий, себестоимость, прибыль и т. д.

Давно прошло то время, когда первые большевики грезили о государстве, в котором не будет денег и других ненавистных признаков капитализма. Часть буржуазной системы все-таки присутствовала в советской экономике, и конституция подтверждала этот факт. Допускалась индивидуальная деятельность в области ремесленных и кустарных промыслов, обслуживания и сельского хозяйства.

Основной закон подчеркивал приоритетность общественно-полезного труда. Как известно, в Советском Союзе до последних лет его существования продолжали судить за тунеядство и отсутствие работы. Повседневной нормой было проведение общественных субботников и других коллективных трудовых мероприятий.

Другие положения

Одним из важнейших принципов политической советской системы был объявлен принцип законности. Он раскрывался в 57 статье, согласно которой государственные органы были обязаны уважать личность, а также охранять свободы и права граждан.

Впервые советская конституция оговаривала принципы ведения внешней политики. Отношения с другими государствами строились на множестве документов, принятых международным сообществом. В Основном Законе 1977 года было воспроизведено немало цитат их этих источников. Например, составители повторили часть заключительного акта совещания в Хельсинки, по результатам которого были установлены новые нормы сотрудничества на европейском континенте.

конституция развитого социализма

Основной Закон общенародного государства, зафиксировавший сложившиесяв условиях развитого социализма политическую и экономическую системы,достигнутый уровень социального развития и культуры СССР, основныеправа, свободы и обязанности советских граждан,национально-государственное и административно-территориальное устройствоСоветского Союза, систему и принципы организации и деятельности органовгосударственной власти и управления.

Действующая Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г. навнеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР, представляет собойвыдающийся документ современной эпохи, концентрированный итог 60‑летнегоразвития Советского государства, великих побед нашей партии и всегосоветского народа. Она является первым в мире Основным Закономсоциалистического общенародного государства, ярким свидетельствомвоплощения в жизнь идей Октябрьской революции, великой хартией развитогосоциализма.

Рассмотрению проекта Конституции было посвящено около полуторамиллионов собраний трудящихся по предприятиям, колхозам, воинским частями по месту жительства. Всего в обсуждении проекта Конституции принялоучастие свыше 140 млн. человек, т. е. более ⅔ взрослого населениястраны.

Объективными предпосылками создания Конституции 1977 г. были глубокиеизменения во внутренней жизни нашей страны, которые нашли отражениев Основном Законе. Конституция СССР 1977 г. отражаетсоциально-политическое единство советского общества, ведущей силойкоторого является рабочий класс; характеризует наше общество какобщество зрелых социалистических общественных отношений, в котором наоснове сближения всех классов и социальных слоев, юридического ифактического равенства всех наций и народностей, их дружбы ибратского сотрудничества сложилась новая историческая общность -советский народ; фиксирует перерастание государства диктатурыпролетариата в общенародное; раскрывает сущность Советскогообщенародного государства, выражающего интересы рабочих, крестьян иинтеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны,определяет его главные задачи - создание материально-технической базыкоммунизма, совершенствование социалистических общественныхотношений и их преобразование в коммунистические, воспитание новогочеловека коммунистического общества, повышение материальногоблагосостояния и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечениебезопасности страны, содействие укреплению мира и международногосотрудничества; указывает высшую цель Советского общенародногогосударства - построение коммунизма. В Основном Законе страны(ст. 6), в отличие от Конституции 1936 г., дана развернутаяхарактеристика авангардной роли Коммунистической партии: «Руководящей инаправляющей силой советского общества, ядром его политической системы,государственных и общественных организаций является Коммунистическаяпартия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».Одной из главных черт Конституции 1977 г. является то, что в нейотражено расширение и углубление социалистической демократии. Дальнейшееразвитие получили демократические принципы формирования и деятельностиСоветов народных депутатов. Более широко по сравнению с Конституцией1936 г. представлен комплекс социально-экономических прав и полнеесформулированы политические права и свободы советских граждан. Особоевнимание уделено дальнейшему развертыванию социалистической демократии -основному направлению развития политической системы советского общества.В Конституции 1977 г. шире, чем в Конституции 1936 г., отражены вопросыразвития экономической системы СССР, основу которой составляетсоциалистическая собственность на средства производства в формегосударственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. ВОсновном Законе указано, что экономика СССР составляет единыйнароднохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественногопроизводства, распределения и обмена на территории страны. Конституция1977 г. закрепила социальную основу СССР, которую составляет нерушимыйсоюз рабочих, крестьян и интеллигенции. Особые главы Основного Законанашей страны посвящены миролюбивой внешней политике СССР и защитесоциалистического Отечества.

Каждая Советская Конституция отражает исторические этапы развитиясоветского общества и государства. Конституция РСФСР 1918 г. - первыйв мире Основной Закон социалистического государства - подвела итогиборьбы народных масс в Великой Октябрьской социалистической революции засвержение ига эксплуататоров, обобщила и закрепила опыт создания иупрочения Советской власти. Конституция СССР 1924 г. отразила фактобразования Союза Советских Социалистических Республик, создала правовуюоснову для дальнейшего укрепления единства, дружбы и сотрудничествасоюзных республик, всех наций и народностей единого Советскогогосударства. Конституция СССР 1936 г. отразила важный этап в развитиинашего общества и государства - ликвидацию эксплуататорскихклассов и частной собственности на средства производства,провозгласила построение основ социализма в СССР, принципысоциалистического народовластия, ставшие основой последующейсозидательной деятельности советского народа в решении задачкоммунистического строительства.

Конституция СССР 1977 г. законодательно закрепила новый историческийрубеж - построение в нашей стране развитого социалистическогообщества. Она сохранила преемственность Конституций 1918, 1924,1936 гг. При разработке Конституции СССР 1977 г. был учтен опытконституционного строительства других братских социалистических стран. ВКонституции СССР 1977 г. закреплен главный принцип народовластияв Советском Союзе - полновластие народа в лице Советов народныхдепутатов, составляющих политическую основу СССР, выраженыосновополагающие принципы советского строя, основные черты развитогосоциализма. Ее справедливо называют законом жизни общества развитогосоциализма. Конституция СССР 1977 г. является правовой основойсоветского законодательства. Конституции союзных и автономных республики другие законы принимаются на основе Конституции СССР, нормы которойобладают наивысшей юридической силой.

Советская Конституция полностью соответствует положению, высказанномуВ. И. Лениным о том, что она «концентрирует то, что уже дала жизнь, ибудет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни»(т. 37, с. 21). Принятие Конституции СССР стало важной вехой в историинашего государства, мощным стимулом в интернациональной борьбетрудящихся всего мира за свободу, демократию, социальный прогрессчеловечества и прочный мир.