Роксолана лисовская. Жизнь Хюррем Султан: настоящая биография и предание

Знаменитые женщины. Роксолана


Украинские девушки всегда славились своей красотой, умом и умением вести хозяйство. Но еще ни одна из них не достигла таких высот, как легендарная Роксолана. Это не мифическая героиня, это реальная женщина, сумевшая укротить восточных мужчин. Она - не просто очередная наложница Сулеймана. Она - его самая любимая жена и подруга. Роксолана заставляет вспоминать о себе и после смерти.

Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина - небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым - это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. Пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.
В столицу султанов прекрасную пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин - его имя история не сохранила. По прихоти переменчивой Судьбы в первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше. Турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Однако подобные подарки падишаху не делались просто так - сначала пленницу тщательно осмотрели опытные лекари и дали заключение: она девственница и абсолютно здорова. Иначе Анастасии никогда не видать Топ-Капы, или «Дома Радости», как высокопарно именовали в Блистательной Порте гарем султана.

По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц чисто физически. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.

Итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
Паша получил хорошее образование и многое знал, поэтому он дал красавице новое имя - Роксалана, под которым она и вошла в историю. Роксаланами или роксанами в древности называли сарматские племена во II-IV веках нашей эры, кочевавшие в степях между Днепром и Доном. Начиная с VI века о них нет никаких исторических сведений, но в Средние века роксаланов многие считали прародителями славян. Это и обусловило выбор нового имени для Анастасии.
Жена падишаха
Вопреки распространенной версии, новая наложница не сразу привлекла внимание падишаха и всецело завладела его сердцем, умело разжигая в нем бешеную страсть. Сулейман просто не мог жадно накинуться на нее, имея в гареме сотни удивительных красавиц, обученных всем секретам сладострастия. Но все-таки это наконец произошло, и Роксалана-Анастасия поклялась себе, что во что бы то ни стало добьется положения законной жены падишаха - выйти из гарема на волю и вернуться домой нечего даже и мечтать!
Она уже научилась хорошо говорить по-турецки и понимала: ее главный козырь в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Возникало еще одно препятствие: Анастасия-Роксалана была христианкой. Но это для дочери священника оказалось сущим пустяком! Хотя в те времена сменить веру для христианина означало погубить свою бессмертную душу! Тем не менее, прекрасная наложница не колеблясь приняла ислам - она торопилась, ибо могла родить детей, а они должны были стать законными наследниками султана!
Путем множества интриг, умелого обольщения Сулеймана, взяток евнухам и клятвенных обещаний всемерной поддержки кызлярагассы в случае удачи Роксалана добилась своего и стала женой падишаха. Своего первенца она назвала Селимом - в честь предшественника ее мужа, султана Селима I (1467-1520 гг.), прозванного Грозным. Роксалана очень хотела, чтобы ее маленький златокудрый Селим стал таким же, как его старший тезка. Но от желаний до их исполнения - ужасающая пропасть!
Стремясь всячески упрочить свое положение, Роксалана родила Сулейману еще двух сыновей и дочь. Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа - старший сын первой жены падишаха, красавицы-черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.
Временами гарем вообще очень напоминал серпентарий - в борьбе за свое положение женщины разных рас и национальностей вели себя словно сцепившиеся в клубок ядовитые змеи!
Анастасия-Роксалана вела свою интригу методично и изобретательно, не спеша, но поторапливаясь, дабы не упустить решающий момент. Внешне она постоянно проявляла любовь и заботу о повелителе, сумев стать ему очень нужной. Но как бы она ни была умна, красива, желанна и любима, даже падишах не мог безнаказанно нарушать обычаи. Да и хотел ли он этого, имея сотни удивительных красавиц в гареме? Ведь никто не мог и слова сказать ему поперек!
Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Леди смерть
Пока Роксалана плела свои любовные сети, расставляла хитрые ловушки и туго закручивала пружину кровавой интриги, за стенами гарема происходили серьезные события. Султан Сулейман получил прозвание Кануни (Законодатель), за создание свода законов, направленных на защиту интересов феодалов и закрепление неимущих крестьян за их земельными участками, как правило, принадлежавшими помещиками. Фактически это было введением крепостного права. А вырваться из удушающей петли зависимости позволяло только участие в завоевательных войнах - турки поголовно становились заинтересованными в ведении войны!
Сам Сулейман вел многие победоносные войны, по примеру предков расширяя пределы Османской империи - он захватил половину Венгрии, значительную часть Грузинского царства, оккупировал всю Месопотамию, взял Йемен, Триполи и Алжир. В Европе его уже называли Великолепным и вполне обоснованно боялись ужасающего турецкого нашествия, подобного нашествию Батыя или Чингиза.
Тем временем Лисовская начала претворять в жизнь далеко идущие и страшные планы по захвату власти. Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы - сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном - это очень высокая честь для придворного. Но прелестная девушка оказалась весьма глупа и полностью подчинялась воле хитрой и коварной матери: женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана, имевшая немалое влияние на падишаха за чет своих женских чар, по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!

Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву крайней подозрительности деспота, неусыпно охранявшего свою власть!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили. Юная дочь Роксаланы стала вдовой государственного преступника, но ее мать это нисколько не занимало!
Она жаждала поскорее разделаться с Мустафой и его братьями - они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман вынужденно согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Но восточной «леди Макбет» оказалось мало этой крови! В принципе, все грязные приемы борьбы за власть традиционно повторялись во все времена у любых народов. Не стала исключением и Турция XVI века: неглупый и образованный падишах Сулейман со временем сделался игрушкой в руках коварной, хитрой и кровожадной женщины. Правда, она была удивительно прекрасна внешне, но страшное зло принимает любые обличья, продолжая при этом оставаться ужасающим злом.
Даже нищие Стамбула не верили в виновность верного трону Рустем-паши. Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе - мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах! А Лисовской лучше было не становиться поперек дороги! Она не пожалела бы и родную мать, не только свекровь!
Наконец, все задуманное почти свершилось - Роксалану объявили первой женой, а Селима наследником престола. И тут, дабы обрести полную уверенность, что власть не ускользнет из рук ее сына, Роксалана приказала убить его родных братьев, то есть других своих сыновей! Обычно нежелательных претендентов на престол падишахов топили в Босфоре - кровь султанов не проливали на грешную землю.
Жаждавшая новых гарантий власти султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек - всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской. Есть ли в истории другая такая же кровожадная и смертоносная женщина, как идеализированная украинскими писателями и кинематографистами Роксалана - Анастасия Лисовская?! Другой такой женщины, совершившей столько убийств, нет в истории ни одной страны! Даже знаменитая китайская императрица Ци-Си всего лишь жалкая девчонка рядом с Лисовской.
Сорок лет была Роксалана женой Сулеймана Великолепного. Она долго и умело создавала себе славу покровительницы искусств и самой образованной женщины мусульманского Востока. Умерла лицемерная и жестокая султанша своей смертью, оставив мужа вдовцом. Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал в Блистательной Порте после смерти отца всего восемь лет - с 1566 по 1574 год - и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он остался как султан Селим-пьяница!
Такова правдивая история жизни Роксаланы - Анастасии Лисовской, которую теперь некоторые пытаются выдать за образец добродетели …

Жила - была девочка Настёна Лисовская. У нее, как и у всех детей, был дом – небольшая, но чисто выбеленная и уютная хата, были папа и мама, брат и маленькая сестра. Мир Настёны не простирался дальше небольшого Рогатина, и она даже не подозревала о том, какой он огромный. Она любила петь, вышивать и танцевать.

Когда ей исполнилось 14 лет, к ней посватался восемнадцатилетний Данилко. Был он пригож и работящ, братьев и сестер не имел, а жил, не в пример Лисовским, в большом доме. Да и хозяйство у его семьи было огромное – коровы, стадо баранов, козы, а гусей, уток и кур вовсе не считано. Сговор прошел, обручение состоялось, и был назначен день свадьбы.

Настёна чувствовала себя взрослой. Скоро, совсем скоро она станет женой, потом у них родятся дети, а потом… А потом был стремительный набег отряда крымских татар, смерть брата, пожары и плен. Настёне повезло, ее и еще трех девушек не заставляли идти пешком, их не связывали, не били и даже давали воду. Одна из девушек, заливаясь слезами, сказала, что их отвезут на невольничий рынок, а потом продадут в гарем или в публичный дом – как повезет.

Настёна молилась, читала «Отче наш» так, как учил ее отец-священник. Девочка просила Богородицу и сына ее Иисуса о помощи. Но помочь ей было некому, и корабль уносил ее прочь от дома, а чужой берег неотвратимо приближался. Тогда Настёна стала петь. Надо сказать, что голос у нее был чудесный, да и песен она знала много. Девочка дала себе слово, что никому и никогда она не покажет своего отчаяния и слез. Она будет улыбаться, чего бы ей это ни стоило.

В Кафе был в то время огромный невольничий рынок. Там, стоя среди красавиц разного рода и племени, Настена выглядела маленьким встрепанным воробушком. Она понимала, что нет в ней ни особой красоты, ни роскошных форм. Зато у нее есть замечательные рыжие волосы, зеленые глаза и очаровательная улыбка. Она расчесала волосы, и они заструились по ее спине. Она потребовала новое платье взамен разорванного, и ей его дали. Тоненькая фигурка, копна рыжих волос и задорная улыбка – вот так встречала Настёна перемены в своей судьбе.

И ее заметили. Многие мужчины подходили прицениться к этой малышке, но досталась она Рустему-паше – всесильному министру султана Сулеймана. Причем не стоила ему ни одной акче – торговец, узнав пашу, просто подарил ему эту рыжеволосую девушку. А паша преподнес ее в дар султану. Сулейман подарок принял, но девушку не видел, да и она султана тоже. Ее отправили в гарем, отмыли, приодели, объяснили строгие правила и велели сидеть тише воды и ниже травы.

Настёна, раскрыв глаза смотрела на все, что ее окружало. Красив был чужой дворец! Резьбы и росписи изумляли изяществом работы, а пестрая одежда из красивых тканей приводила в восторг. Не прошло и недели, как Настёна и все новенькие узнали, что Повелитель придет выбирать себе наложницу. Согласно обычаю, Валиде – мать султана – сама отобрала для него шестерых девушек, и долго наставляла их, призывая к покорности. Настёну не выбрали. Она радовалась, в ее сердце еще жил образ жениха и теплилась призрачная надежда на побег и возвращение домой.

Султан Сулейман не часто посещал гарем, больше всего он ценил власть и звон мечей. Женщины в его жизни стояли на двадцать пятом месте. Но обычай велел раз в неделю посещать своих женщин и выбирать одну из них, а султан ценил обычаи и законы и старался их никогда не нарушать. В этот раз он был задумчив и невнимателен. Девушки старались изо всех сил – танцевали, показывая в глубоких разрезах очаровательные ножки и упругие животики. Танец затягивался, и Валиде не сводила глаз с лица сына.

И вот тут произошло страшное нарушение установленных правил! Одна из наложниц стремительно ворвалась в круг танцующих, остановилась перед султаном и … засмеялась! Неслыханная дерзость! Все напряглись, гадая, как Сулейман накажет эту дерзкую девчонку. Он улыбнулся ей в ответ и сказал: «Хюррем». Кто-то негромко перевел: «Смеющаяся». Настёна закружилась в танце и даже стала что-то напевать. Эта ночь стала первой, но не последней, как часто бывало до нее, до этой рыжеволосой девчушки. А дальше были 40 лет жизни рядом с одним из величайших повелителей того времени, названным современниками Сулейманом Великолепным и Великим.

Хюррем нарушила все, что только было можно. И ни разу ни за один свой поступок не понесла наказания. Что это было? Это была любовь. Сначала возникла страсть, бурная и всепоглощающая. Потом она переросла в нежность к женщине, дарившей ему детей. Шестерых родила Хюррем. Пять мальчиков, пять шахзоде – принцев и рыжеволосую дочь. А дальше султан понял, что не сможет жить без любви этой женщины, которая ничего не просила, только его любви. Самым большим счастьем для нее было знать, что она любима. Все остальные наложницы просили драгоценности, отдельные покои и разного рода привилегии. Хюррем просила только любви.

За первые три года жизни в гареме молодая женщина выучила три языка – турецкий, арабский, персидский. Хюррем отреклась от православия и приняла ислам. Она писала очень трогательные письма, рассказывая в них все новости и исподволь давая советы. Эта маленькая хрупкая женщина стала частью султана Сулеймана, и он не представлял своей жизни без нее.

А гарем гудел, как растревоженный улей. Бывшие фаворитки и неудачницы из числа тех, кто так и не попал в спальню султана, ненавидели Хюррем. Ее несколько раз пытались отравить, распускали слухи и мечтали о том дне, когда ее отправят из дворца. Хюррем приняла условия игры и научилась рассчитывать ходы противников, всегда опережая их на пару ходов.

Была ли она жестокой и коварной? Была. Но только с теми, кто этого, по ее мнению, заслуживал. Все хорошее, что делала Хюррем, не замечалось. Построенные ею бани и медресе, мечети и фонтан, школы и приюты для бездомных, минареты и торговые ряды, огромные суммы, которые она отдавала на благотворительность, - все это называлось действиями напоказ. Любой промах раздувался до размеров преступления и с удовольствием обсуждался.

Хюррем пришлось защищаться. Разумеется, методы, которые она избирала, в современном обществе неприемлемы. Но когда речь идет о жизни и смерти, мало кто размышляет о нравственности. Выжить любой ценой – другой задачи Хюррем не ставила. А потом произошло то, чего никогда - ни до, ни после – не было ни в одном гареме. По закону у турецких султанов нет жен. Их семья – это наложницы и их дети. Хюррем стала первой законной женой. Наложница, рабыня, купленная на невольничьем рынке, на троне?! Конец света! Но у Хюррем, которая задумала и блестяще провела операцию по своему водворению на трон, был спрятан козырный туз в рукаве. Она не рабыня! Ее не купили, а подарили! А это не противоречит законам Османской империи.

В 1530 году состоялась пышная свадьба. Девочки Настёны Лисовской больше не было. Перед придворными стояла Хюррем Хасеки Султан, законная жена султана Сулеймана, мать наследника престола. Она присутствовала на приемах иностранных послов, вела переписку с видными политиками и правителями того времени. В Европе ее назвали Роксоланой, а любимый муж и повелитель все так же называл ее «моя Хюррем».

Ей не простили такого возвышения. С первого дня своего появления в гареме и до последнего вздоха Хюррем была окружена врагами. Многие историки считают, что ее отравили. Султан Сулейман был безутешен. Он похоронил любимую жену в специально построенном мавзолее и повелел соорудить для себя усыпальницу неподалеку от ее могилы.

Красивая, закрученная интригами и временами страшная история любви украинской девочки и великого правителя до сих пор волнует воображение писателей и поэтов, кинематографистов и художников. Каждый новый автор выдает свою версию, иной раз вовсе не похожую на официальную. А историки продолжают спорить, кем же была Анастасия Лисовская – Хюррем – Хасеки – Роксолана. Одни считают ее колдуньей, опоившей султана. Другие – интриганкой, которая привела империю османов к развалу. И только женщины понимают, что она просто любила, была любимой и сражалась со всем светом за свою любовь.

Роксолана

Настоящее имя – Анастасия Гавриловна Лисовская (род. ок. 1505 г. – ум. 1561 г.)

Любимая жена османского султана Сулеймана I Кануны.

Рассказывать о Роксолане очень непросто. Между нами лежит отрезок времени почти в четыре с половиной столетия, который содержит очень противоречивые сведения разного характера – от исторических хроник до легенд, от сухих цифр до эмоциональных художественных произведений, включая созданный украинскими кинематографистами сериал. Интерес к личности этой своеобразной женщины, жившей в эпоху Ренессанса, не ослабевает до сих пор.

Первая половина XVI в. была временем, когда турки вместе с подвластными им татарами беспощадно грабили территории юго-восточной Европы. «Священная война» мусульман за свою веру имела целью порабощение христиан и оправдывала любые злодеяния. В 1512 г. волна опустошительных набегов докатилась и до современной Западной Украины, которая находилась тогда под властью Речи Посполитой. Историки считают, что в этом нападении участвовала армия численностью в 25 тыс. человек. Захватчики прошли от низовьев Днепра до Карпат. Разорение и горе, принесенное ими, были так велики, что до сих пор живут в фольклоре зарубками памяти о турецкой неволе и образе лютого врага. Через всю Украину тянулись скорбные дороги невольников – в крымский город Кафу (современная Феодосия), на самый большой рынок рабов, а затем через море в Стамбул. Этот путь проделала в числе других полонянок и девочка 12–14 лет, поповская дочь из городка Рогатин (теперь Ивано-Франковская область) Настя Лисовская.

Многие пишут, что ее продали сначала в Кафе, а затем на «женском» рынке Стамбула – уже как отборный товар. Однако существует версия, что ее передали в дар визирю Рустем-паше в качестве военного трофея. И это очень важный момент, поскольку женщина-товар, т. е. «купленная вещь», по законам шариата не могла стать женой султана или халифа. Только свободная женщина имела право родить наследника престола. При этом всех других младенцев мужского пола, рожденных от правителя, уничтожали.

Значит, Настя была приметной полонянкой, которую сразу же выделили среди прочих по внешним данным. Вдали от родины, среди чужих людей эта девочка не пала духом, а сохранила живость характера и веселость, о чем свидетельствует прозвище Хуррем (веселая, смешливая). Попав во дворец султана, в его гарем, где шла ожесточенная борьба за место… нет, не под солнцем, а подле солнцеподобного правителя, от прихоти которого зависела будущность и сама жизнь наложницы, девочка могла рассчитывать только на себя и на удачу.

Настю назвали просто – Роксоланой, по происхождению из Роксолании (так именовали тогда Украину по названию ираноязычных кочевых племен, населявших Северное Причерноморье со II в. до н. э. по IV в. н. э.). И стали готовить к встрече с султаном, если она заслужит того. Настя проявила ум и терпение, старательно обучалась всему, что полагалось освоить: языку (возможно, и не только турецкому), истории и культуре страны, ее обычаям, религии, а еще музицированию, пению, танцам, придворным порядкам и этикету, наконец, искусству ублажать… За всем этим внимательно следили хозяйка гарема Валиде-султан (мать султана) и главный евнух. Через 2–3 года они сочли возможным представить Роксолану пред ясны очи Сулеймана I, устроив для этого праздник во дворце. С того дня, собственно, и началась ее невероятная судьба.

Роксолане удалось покорить сердце могущественного правителя, более того – сразу стать одалиской (на иерархической лестнице гарема это женщины, с которыми султан проводил ночи и которые получали шанс родить от него), а вскоре и любимой женой (считается, что единственной; те, что были до нее, – не в счет), подарившей Сулейману пятерых детей. Но и этого было мало, чтобы стать достойной спутницей жизни такого человека, каким был султан.

Сулейман I вошел в историю с прозвищем Кануни (Законодатель), так как сумел упорядочить и сделать незыблемыми на века многие законы Оттоманской Порты. Он правил империей с 1520 по 1566 гг. и обеспечил максимальное расширение ее границ и наивысший расцвет. Он был мудрым дипломатом и трезвым политиком, определявшим характер отношений с тем или иным государством. Строки Корана поучали правоверных: кто имеет хоть одного раба-христианина, не может считаться бедным. Удачливый полководец обрел несметные богатства, а с ними и еще один титул – Великолепный.

Многочисленных послов и гостей поражала роскошь султанского дворца Топкапы. Но дивились они еще и множеству талантливых людей, которыми окружал себя правитель. Это были богословы, поэты, зодчие, музыканты, которые составили славу османской культуры. Например, Ходжа Синан возвел мечеть Сулеймана (Сулейманийе) в центре Стамбула, которая до сих пор является непревзойденным творением архитектуры. Гордился султан и своими мечетями, и медресе (школами), и больницей, и постоялым двором, и библиотекой, и банями как неотъемлемой частью мусульманской жизни.

Но не меньше удивляла иноземцев и привязанность султана к одной жене – Роксолане, которая царила среди сотен красавиц гарема. По свидетельствам хроник и записок послов, Хуррем-султан не просто сопровождала повелителя. Никогда не выказывая даже равного с ним положения (это было смерти подобно), она тем не менее производила впечатление человека, который во многом превосходил его, – прежде всего обаянием и изысканными манерами, эрудицией в различных областях знаний и осведомленностью. Она владела пятью европейскими языками и поэтому свободно общалась с гостями, а также замечательно пела и танцевала, слагала стихи. Роксолана была другом и помощницей султана в его делах, а когда он уходил в очередной поход, по сути, правила государством.

Такой взлет может показаться невероятным. Но в Турции давно существовал закон, который запрещал правителю связывать себя брачными узами с представительницами знатных родов других стран, чтобы сохранить независимость в принятии политических решений. Поэтому женой могла стать любая рабыня султанского гарема, если она соответствовала физическим и духовным качествам. Настя свой шанс не упустила. В 16 лет она приняла ислам и стала законной женой 25-летнего султана. Через пару лет обликом она не отличалась от восточных женщин. Ей пришлось проявить также восточную мудрость и даже жестокость, чтобы удержаться на престоле и расчистить путь к нему для своего сына, который правил под именем Селим II (Рыжий) в 1566–1574 гг.

Относительно злодеяний Роксоланы мнения расходятся. Возможно, одни исследователи их преувеличивают, а другие чуть ли не канонизируют ее образ. Но отбросить совсем дошедшие до нас предположения, безусловно, нельзя. Есть версия, что Роксолана путем интриг и оговора избавилась от предыдущей жены султана по имени Черкешенка и ее детей, прежде всего Мустафы. Он был законным наследником султанского титула, но, став правителем, уничтожил бы всех детей Роксоланы. Вторым поверженным колоссом стал тот, кто занимал самый высокий пост в империи Сулеймана – Ибрагим-паша (Рустем-паша), от имени султана вершивший важные государственные дела и помогавший Мустафе править в одной из подвластных земель. Этому визирю Роксолана отдала в жены свою 12-летнюю дочь, с ее помощью «нашла» неоспоримые свидетельства заговора против султана и одним ударом уничтожила и визиря, и наследника. Это была борьба не на жизнь, а на смерть. Когда Роксолана выиграла ее, то фактически стала правительницей могущественной империи. Не пощадила она ни сыновей Черкешенки, ни своих собственных, дабы прямым был путь избранного преемника Сулеймана. Правда, этот счастливчик не оправдал надежд матери. Он остался в памяти потомков как Селим-Пьяница. Этим все сказано. С него начался упадок Османской империи.

Говорят, что жестокости Роксоланы ужаснулась даже мать султана, происходившая из рода Гиреев – властителей Крыма и привыкшая к коварству и хладнокровному уничтожению противников в борьбе за власть. Она любила Черкешенку и своих внуков от нее, их утрату не пережила и вскоре скончалась. Жители Топкапы боялись султанши Хуррем, а за стенами дворца люди не осмеливались даже шептаться о том, что там происходило. Сотни неугодных, опасных или неосторожных погибали в умелых руках дильзисов – палачей с вырванными языками. Говорят, что из покоев жены султана вели две двери – одна в казну, а другая в тюрьму, откуда был прямой путь в воды Босфора. Но кто может знать это теперь наверняка?

В то же время известно, что Хуррем-султан всячески способствовала процветанию Стамбула, расширяя контакты с европейскими державами. В частности, она создала торговый клан «купцов двора», которые поставляли товары с Запада, переоборудовала причалы Золотого Рога, чтобы туда входили крупные торговые суда. На месте невольничьего рынка открыла кухню для голодных, школу для молодежи, дом для умственно отсталых и занималась другими видами благотворительности. После нее в городе остались несколько мечетей, построенных на ее собственные деньги.

Даже ознакомившись в общих чертах с биографией Роксоланы, можно представить себе невероятно трудную жизнь в замкнутом мире дворцовых интриг, в постоянном страхе быть сброшенной или уничтоженной. Жизнь вдали от родной земли и близких людей, без всякой надежды когда-либо увидеть их снова, а значит – в невыразимой тоске (такова уж славянская душа). Она, конечно, имела влияние на султана, однако не настолько, чтобы избавить земляков от страданий. За время своего правления Сулейман более 30 раз предпринимал походы на Украину. И это тоже было болью Роксоланы. Ее мучила предельная ясность относительно судьбы своих детей, поскольку право на существование и царствование обретал только один из них. Любила ли она Сулеймана, своего мужа и врага, который продержал ее в плену всю жизнь? Во всяком случае, другого близкого человека в Топкапе у нее не было. И всякий раз она с нетерпением ждала его возвращения из похода, как надлежало жене, опасаясь за его жизнь. А значит, и за свою… Можно только преклоняться перед мужеством этой женщины.

Прожила Роксолана около 55 лет. Сулейман оплакивал свою Хуррем, пережив ее на пять лет. Их восьмигранные гробницы стоят рядом, возле величественной мечети Сулеймана, что уже само по себе является невиданной у османов честью. Ее была удостоена Роксолана, которая правила в «мужской» империи. А Сулейман Великолепный завоевал уважение монархов Европы не в последнюю очередь и тем, что прожил сорок лет в моногамном браке (по сути, пренебрегая одним из законов шариата, ведь Пророк имел четырех жен). И этой избранницей судьбы была наша Роксолана – Анастасия Гавриловна Лисовская. Как написал в предисловии к своему роману «Роксолана» украинский писатель П. Загребельный, ее жизнь – «история борьбы никому не известной девушки и женщины за свою личность, за то, чтобы уберечь и сохранить себя, а затем возвыситься над окружением, возможно, и над целым миром».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.12. Роксолана Женой библейского царя Соломона была дочь ЕГИПЕТСКОГО ФАРАОНА. Библия сообщает: «И взял за себя ДОЧЬ ФАРАОНА и ввел ее в город Давидов… Соломон породнился с ФАРАОНОМ, ЦАРЕМ ЕГИПЕТСКИМ, И ВЗЯЛ ЗА СЕБЯ ДОЧЬ ФАРАОНА, и ввел ее в город Давидов» (3 Царств 2:35, 3:1).В

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1561 См., например, S.C. автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги 100 великих тайн космонавтики автора Славин Станислав Николаевич

От «Востока» к «Восходу» Вслед за Ю. Гагариным в полет отправились Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и В. Терешкова. Каждый полет должен был хоть чем-то отличаться от предыдущего, демонстрировать преимущество космонавтики над астронавтикой. С. П. Королев и

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Сулейман I и Роксолана Во время правления султана Сулеймана I - с 1520 по 1566 год - Османская империя достигла наивысшей точки расцвета. На протяжении двух последних десятилетий Сулейман находился под влиянием своей фаворитки, ставшей широко известной европейцам как Ла

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

С ВОСТОКА - НА ЗАПАД Географическое положение плодородных долин Восточного Китая во многом определяет его многовековую изоляцию. От остальной территории Азии эти долины отделяют горные системы, высокогорные пустыни, суровая тайга с севера и непроходимые дикие джунгли

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

Тайны и загадки Луны Луна всегда притягивала взор человека. О ночном светиле, медленно плывущем по темному небосводу, слагали песни, стихи, легенды. И одновременно с ней связывали немало таинственных явлений как в жизни человека, так и в целом в природе.Но прошли столетия,

автора Серов Вадим Васильевич

Факт биографии Автор выражения - советский писатель, кинодраматург, теоретик кино и литературы Виктор Борисович Шкловский (1893-1984). Историю рождения этого словосочетания он рассказал в журнале «Вопросы культуры речи» (Вып. 6. М., 1965): «...Выражение - «это факт вашей

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ЗВЕЗДА ВОСТОКА Литературно-художественный журнал писателей Узбекистана. Основан в 1932 году (первоначально под названием «Советская литература народов Средней Азии», затем «Литературный Узбекистан», «Литература и искусство Узбекистана» и с 1946 года под нынешним

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

ОГНИ ВОСТОКА Ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный сатирический журнал. Издавался в Уфе в 1926 г. Печатался на 32 стр., с одноцветными иллюстрациями и фотографиями. Тираж - 6 тыс. экз. Вышло 4 номера. Ответственный редактор - Д. А. Лебедев.В первом номере

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора

Биографии Хорошо написанная биография так же редка, как и хорошо прожитая жизнь. Томас Карлейль (1795–1881), английский историк В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли. Василий Ключевский (1841–1911), историк Если бы, скажем,

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Мемуары и биографии См. также «Память», «Прошлое» Если вы думаете, что в прошлом уже ничего нельзя изменить, значит, вы еще не начали писать свои мемуары. Торвальд Галин Мемуары нередко повествуют о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить. Лешек Кумор Описание жизни

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

МАРГАРИТА ВАЛУА (1553–1615), королева Наварры, первая жена короля Франции Генриха IV, известная под именем «королева Марго» Господь в своем творении начал с меньшего и несовершенного, а кончил большим и совершенным. Он создал мужчину после других тварей, женщину же сотворил

Из книги В мире занимательных фактов автора Земляной Б

БИОГРАФИИ ИСКОПАЕМЫХ Самым распространенным металлом в земной коре является алюминий. В недрах земли его содержится восемь процентов, в то время как золота - всего 5 миллионных частей процента. Однако люди долго не знали алюминия: первый слиток его был выплавлен во

Хюрре́м Хасеки́-султа́н (осман. خرم حسکي سلطان ‎, тур. Hürrem Haseki Sultan , в Европе известная как Роксола́на (лат. Roxolana ); настоящее имя неизвестно, согласно литературной традиции, имя при рождении Анастаси́я или Алекса́ндра Гаври́ловна Лисо́вская ; ок. или ок. - 15 или 18 апреля ) - наложница , а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного , хасеки , мать султана Селима II .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Павло Загребельний. Роксолана. Книга 1 (Аудіокнига)

Субтитры

Происхождение

Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем в литературных сочинениях возникли легенды о её происхождении .

Факты

Сведения о происхождении Хюррем разрозненны и противоречивы.

Современные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении :

  • «donna di nazion russa» (Bragadino);
  • « … di nazione russa» (Navagero);
  • «Sultana, ch’è di Russia» (Trevisano).

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области , Украина) . Однако Рогатин, как и вся Галичина, не входил в состав Великого княжества Литовского , а был частью Королевства Польского .

Легенды

Подробности или детали раннего периода жизни и происхождения Хюррем появляются в литературе XIX века.

Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского , служившего в местной церкви Святого Духа . . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией , эту версию приняли некоторые советские историки .

Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича ,сообщает о старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька , похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем . Михаил Орлич слышал эту песню от бабушки. Так же он слышал от бабушки, что «будто на свадьбу Насти и Сулеймана ездила в сопровождении казацкой свиты и Настина мать и другие сказки.» .

Ирина Кныш называет «старой народной» песню, которая на самом деле является изменённым куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля» (1827 г.):
«До найновіших часій зберігав український нарід пісню:
А тая ж то Роксоляна,
Що то трясла Сходом,
Була наша попадянка,
З Рогатина родом .
Цю народну пісню поляки переробили на своє:
A oważ to Roksolanka,
Co to trzesła calim Wschodem,
Była nasza Podolanka
Z Czemerowiec rodem» .

Аналогичную ошибку допускает и Орлич .

Можно только гадать, насколько первичны «старые народные» песни про Роксолану и датируются ли они сроками ранее 1880 года, когда имя Анастасия Лисовская появилось у Михаила Орловского в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год) . Во всяком случае Владимир Грабовецкий утверждает, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил даже упоминания рода Лисовских до середины XVI века .

Михаил Орловский, вслед за Маврикием Гославским , пишет, что она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области)

Жена султана

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать шехзаде Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед . В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша , ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне , 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана . Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi ) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада , а также с нанесенными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера . Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан , сестры Сулеймана.

Дети

Хюррем родила султану шесть детей :

Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы . Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили .

Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии , стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I , что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года . Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii ) и Сулеймание (тур. Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский , 1633)
  • поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник , 1835)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский, 1880)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Тень Стервятника » (Роберт Говард , 1934); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня , по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта , 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)
  • роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013; богато иллюстрированное издание)
  • роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)

Кино

  • телесериал «Роксолана » (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • псевдодокументальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2014), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли , со 103 серии - Вахиде Гёрдюм (Перчин)

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксолана» (Денис Сичинский , 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодаллы , хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай , 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин , либр. Борис Чип, 1995)
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (реж.-хореогр. Дмитрий Акимов, 2009)