Военная служба мустафы кемаля. Турецкий реформатор Ататюрк Мустафа Кемаль: биография, история жизни и политическая деятельность

«Слабые всегда уступают сильным..., - любил говорить Ататюрк. - И только самый сильный должен уступать всем»

Биография Мустафы Кемаля напоминает о роли личности в истории. Этот человек фактически в одиночку провел Турцию через бури XX века, дав ей новые законы, новые границы, новый календарь и даже новое имя. И не только ей, но и себе: приказав всем гражданам страны добавить к своим именам фамилии, он назвался Ататюрком - «отцом турок».

История современной Турции - история Кемаля Ататюрка.

До Ататюрка Турция именовалась Османской империей, а ее элита, гордые османы , презрительно называла «турками » необразованную чернь.

Осма́ны (тур. Osmanlı Hanedanı, Osman oğulları) - династия османских султанов и халифов, правившая в 1299-1924 годах. Основана Османом I Гази. После ликвидации султаната (29 октября 1923 года) последний султан османов, Мехмед VI Вахидеддин (правил в 1918-1922), совершил побег из Турции. Халифом, по избранию Великого национального собрания Турции, стал принц династии османов Абдул-Меджид. Когда 3 марта 1924 года халифат был упразднён, всех до единого членов Османской династии изгнали из страны.

Где-то между элитой и чернью застряла семья таможенника Али-Ризы из Салоник . Он и его жена Зюбейде-ханым были по крови турками, но среди их предков, как считают историки, могли оказаться и славяне, и греки, и даже евреи - население империи всегда было многонациональным.

Из-за плохого здоровья Али-Риза оставил должность и занялся торговлей лесом, но не преуспел: семья не голодала только благодаря помощи родственников.

Болезненность отца сказалась и на детях: из шести малышей выжили только Мустафа и его младшая сестра Макбуле. Будущий Ататюрк Мустафа выдумал себе не только фамилию, но и день рождения -19 мая 1881 года (в этот день он много лет спустя начал борьбу за независимость Турции).

Настоящая дата неизвестна: с архивами дела в стране обстояли неважно, как и со многим другим. Османская империя, прозванная «больным человеком Европы», все безнадежнее отставала от передовых держав, регулярно проигрывая войны и уступая куски своей территории то Англии, то Франции, то России.

Османская империя в 17 веке

Попытки отдельных султанов обновить государство кончались крахом из-за сопротивления знати и исламского. духовенства. К концу века «младотурки », молодые чиновники и офицеры, решили провести реформы любой ценой, ограничив власть султана и «разобравшись» заодно с нацменьшинствами - армянами, греками, арабами, которые все громче заявляли о своих правах.

Сочувствующий младотуркам Али-Риза хотел отдать сына в светскую школу, но Зюбей-де, как обычно, настояла на своем - мальчик должен вырасти благочестивым мусульманином. Однако несколько лет зубрежки Корана в мусульманской начальной школе, мактабе отбили у Мустафы всякий интерес к религии. Он жадно читал книги об истории и великих людях - особенно о Наполеоне, на которого мечтал быть похожим.

Мальчишки пробовали задирать «ботаника», но быстро отступали, наталкиваясь на спокойный взгляд его необычных глаз - один карий, другой голубой. Друзей у него не было ни тогда, ни позже - только союзники или враги, причем первых во вторых могла превратить любая размолвка.

В 12 лет, когда отца уже не было на свете. Мустафа убедил мать отдать его в военную школу в Салониках, где скоро стал первым в классе.

Учитель математики, восхищенный его успехами, дал ему второе имя Кемаль - «совершенный». Потом было военное училище в Македонии, где 17-летний Мустафа впервые влюбился. Елена Каринти была из семьи богатого греческого купца, который запретил дочери видеться с «голодранцем» и вскоре выгодно выдал ее замуж.

Не выдавая никому своей обиды, юноша еще старательнее взялся за учебу. После окончания академии османского Генштаба в Стамбуле его ждала блестящая карьера, но помешал арест по обвинению в принадлежности к запрещенной организации «младотурок ».

Новая Турция "Младотурок"

Мустафу отправили в отдаленный сирийский гарнизон, но он вновь отличился по службе и был переведен обратно в Македонию. Там он в 1908 году принял участие в младотурецкой революции против султана Абдул-Хамида и был награжден высокой должностью в Генштабе.

Его должность предполагала служебные командировки в европейские страны, побывав в которых Мустафа еще сильнее захотел сделать свою родину такой же передовой и процветающей. Но реформы буксовали, и вскоре итальянцы отобрали у империи Ливию.

Армия, которой командовал Ататюрк, одерживала победы над врагом, но их сводили на нет трусость и бездарность других командиров. Это повторилось в Балканских войнах с болгарами и сербами, а потом в Первой мировой, где османский режим встал на сторону Германии.

В 1915 году англо-французский десант высадился в проливе Дарданеллы, угрожая столице. Мустафа Кемаль во главе дивизии сумел задержать продвижение противника, а потом и отбросить его. Он не знал жалости ни к врагам, ни к своим - каждого, кто бежал, расстреливали на месте. «Я приказываю вам не победить, а умереть, - обращался он к солдатам. - Пока вы сражаетесь, к нам подоспеет помощь» .

Зато он делил с подчиненными кров и еду, а часть своего жалованья отправлял семьям погибших. Став полковником, а затем генералом, он заслужил почетный титул «паша» и уважение всей армии.

Тем временем младотурки отыгрывались за военные неудачи на нацменьшинствах, устроив массовую резню армян .

Геноци́д армя́н (армянская резня) - геноцид, организованный и осуществлённый в 1915 году (по мнению некоторых источников, продлившийся до 1923 года) на территориях, контролируемых властями Османской империи. Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. Геноцид армян проводился в несколько стадий: разоружение армянских солдат, избирательная депортация армян из пограничных районов, принятие закона о высылке, массовая депортация и убийства армян. Некоторые историки включают в него убийства 1890-х годов, резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.

Кемаль-паша не одобрял этого, как и подчинения османских войск немецким советникам. В итоге слишком популярного генерала убрали подальше от столицы на восток - отбивать натиск русских. Потом отправили в Германию, где он подхватил грипп и долго лечился.

За это время войска империи были окончательно разбиты: англичане были на подступах к Стамбулу и наступали на Сирию. Встав во главе сирийской армии, Кемаль-паша смог остановить их, но nocлe капитуляции осенью 1918-го был отозван в Стамбул.

Когда-то союзники обещали черноморские проливы России, но теперь Англия, Франция, Италия и Греция решили поделить империю между собой, отдав часть ее независимым Армении и Курдистану.

Кемаль-паша всеми силами сопротивлялся этому, и новый султан Мехмед Вахидеддин , послушный англичанам, отдал приказ о его аресте. Кемаль бежал на восток, где в ноябре 1919-го объявил себя командующим новой национальной армией. На его сторону встали генералы, герои войны Исмет-паша и и и многие другие. Появилась рядом с ним и женщина - его дальняя родственница Фикрие-ханым , на которую он заглядывался еще в Салониках. Фикрие бросила богатого мужа и колесила вместе с Кемалем по фронтам.

Воевать пришлось с четырьмя противниками: греками на западе, армянами на востоке, занявшими Стамбул силами Антанты и султанским правительством. Оно в 1920-м подписало с союзниками Севрский договор, закреплявший раздел страны, но Кемаль объявил его незаконным.

Созвав в Анкаре новый парламент - Великое национальное собрание, он объявил этот захолустный городок новой столицей Турции - так теперь называлась бывшая империя. У Кемаля нашелся сильный союзник - Советская Россия, тоже враждующая с Антантой.

В ответ на просьбу о помощи большевики отправили туркам корабли с оружием и золотом. Москва заключила с Анкарой договор о дружбе, передав ей бывшие российские крепости Каре и Ардаган. За это Кемаль обещал посодействовать «мировой революции», а пока использовал полученное оружие против греческих войск, которые высадились на эгейском побережье и быстро продвигались на восток.

Весной 1921-го греков разбили при Инёню, а осенью - на реке Сакарья ; после этой битвы Кемаль получил маршальский чин и почетное звание «гази» (борца за веру). Через год прижатые к морю остатки греческой армии спешно эвакуировались из города Смирны , нынешнего Измира . Богатый торговый город, населенный греками и армянами, был разграблен и сожжен турецкими солдатами, погибли десятки тысяч людей.

Турецкие историки до сих пор утверждают, что армяне сами подожгли город и что Кемаль-паша не произносил на его руинах знаменитую фразу «Отныне Турция свободна от неверных» , но миллионы греков и армян бежали из страны, а оставшихся вынудили принять ислам.

С чего начинались реформы в Турции, справедливо связываемые с именем великого Кемаля Ататюрка? Турция пережила Первую мировую войну, оккупацию части территории, освободительную войну против захватчиков, падение младотурков и окончательное освобождение от султанского режима, распад империи. Османская империя представляла собой государство, разоренное войной и внутренними противоречиями. В результате войны Турция потеряло почти всю Восточную Анатолию, Месопотамию, Сирию, Палестину. В армию было призвано почти три миллиона мужчин, что привело к резкому падению сельскохозяйственного производства. Страна находилось на грани краха. Одержавшие победу союзники обрушились на Османскую империю как изголодавшиеся хищники. Казалось, что Османской империи, которая долго слыла «Большой державой Европы» война нанесла смертельный удар. Похоже было, что каждая из европейских стран желала урвать себе ее кусочек. Условия перемирия были очень суровыми, а союзники заключили тайное соглашение о разделе территории Османской империи. Великобритания к тому же не стала терять времени даром и развернула свой военный флот в гавани Стамбула. В начале первой мировой войны Уинстон Черчилль спрашивал:

«Что случится в этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у которой нет и гроша в кармане?»

В эти годы начинает формироваться и понимание необходимости создания новой Турции. Выразителем этих интересов стал Мустафа Кемаль37.

Мустафа Кемаль родился в Салониках в Греции, на территории Македонии. В то время эта территория контролировалась Османской империей. Отец его был среднего ранга таможенным чиновником, мать - крестьянкой. После трудного детства, проведенного из-за ранней смерти отца в нищете, мальчик поступил в государственную военную школу, затем в высшее военное училище и в 1889 году, наконец, в Османскую военную академию в Стамбуле. Там, помимо воинских дисциплин, Кемаль самостоятельно изучал произведения Руссо, Вольтера, Гоббса, других философов и мыслителей. Еще в школе, за успехи в учении, его назвали вторым именем - Кемаль (ценный, безупречный). В 1905 г. окончил Академию Генштаба в Стамбуле, после чего был направлен для прохождения службы в чине капитана в Дамаск38.

В возрасте 20 лет Мустафа Кемаль был направлен в Высшее военное училище Генерального штаба. Избранная Кемалем профессия военного имела большое значение и для его общего политического развития. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Проникавшие в учебные заведения с Запада если не революционные, то, во всяком случае, либеральные идеи в сочетании с огромным влиянием турецких просветителей ХIХ в. - прогрессивных писателей и поэтов Ибрагима Шинаси, Намыка Кемаля, Зии-паши, Тевфика Фикрета и других - развивали в среде учащийся молодежи патриотические чувства и национальное самосознание. Важную роль в этом процессе играло то обстоятельство, что в феодальной Турции армия была единственной последовательно централизованной частью государственного организма. Военная интеллигенция первой вступила в качестве выразительницы интересов еще только зарождавшейся национальной буржуазии. Представители военной интеллигенции были и первыми участниками подпольных кружков, впоследствии влившихся в тайную младотурецкую организацию «Единение и прогресс»39.

Во время обучения Кемаль и его товарищи основали тайное общество «Ватан». «Ватан» - турецкое слово арабского происхождения, которое можно перевести как «родина», «место рождения» или «место жительства». Общество характеризовалось революционной направленностью.

А причиной было то, что в империи наступил экономический, политический и военный кризис. На султанском престоле восседал Абдул- Хамид II (1876-1909) - несмотря на свое противодействие всяким реформам, он был вынужден в декабре 1876 г. ввести конституцию, но предельно ограничил ее действенность. Османская империя провозглашалась единым государством, не подлежащим расчленению. Это положение вступило в противоречие с национально-освободительным движением во всех районах империи40. Неоднократные восстания подавлялись с чудовищной жестокостью командующими войск, которые придерживались официальной доктрины, рассматривавшей всех поданных султана вне зависимости от национальности и вероисповедания, членами одного общества. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Турция потерпела ряд крупных поражений и вынуждена была признать по Берлинскому трактату полную независимость Сербии, Черногории и Румынии, автономии. Болгарии и Восточной Румелии. Англия под предлогом помощи Турции, оккупировала Кипр, Австро-Венгрия заняла Боснию и Герцеговину. В 1881 г. Франция захватила Тунис, прежнюю колонию Турции, в 1882 г. Англия оккупировала Египет. В год рождения Мустафы Османская империя объявила себя финансовым банкротом и по Мухарремскому декрету султана согласилась на создание Управления османского государственного долга, в ведение которого передавалась для иностранцев часть доходов государства41. Турция утратила самостоятельность во внешнеполитических делах и на международной арене выступала теперь не как субъект, а как объект политики великих держав, готовивших раздел наследства «босфорского больного».

Кемаль, не сумев добиться взаимопонимания с другими членами общества, покинул «Ватан» и примкнул к Комитету союза и прогресса, который сотрудничал с движением младотурок (турецкое буржуазное революционное движение, ставившее задачей замену султанского самодержавия конституционным строем). Кемаль был лично знаком со многими ключевыми фигурами в младотурецком движении, но не участвовал в перевороте 1908 года.

Независимая позиция Кемаля и его популярность в армии беспокоили верхи младотурок. Стремясь как-нибудь отдалить его от правительства и одновременно вознаградить за помощь при реставрации младотурецкого правления, власти откомандировали его летом 1909 г. во Францию. Франция произвела огромное впечатление на молодого офицера, способствовала его стремлению взять на вооружение лучшие достижения Запада. В период триполитанской и балканских войн (1911-1913) Кемаль приходит к выводу о невозможности сохранения многонациональной Османской империи в прежнем виде, а заодно убедился в эффективности партизанского движения. Когда разразилась Первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев, был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. Однако, вопреки личным взглядам, он искусно руководил вверенными ему войсками на каждом из фронтов, где ему приходилось воевать. Так, у Галлиполи с начала апреля 1915 года он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив прозвище "Спаситель Стамбула". Это была одна из редких побед турок в Первой мировой войне. Именно там он заявил своим подчиненным: "Я не приказываю вам атаковать, я вам приказываю умирать!" Важно, что этот приказ не только давался, но и исполнялся. В 1916 году Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 году, в конце войны, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами и прекрасно сознавая, что война Турцией проиграна42.

На исходе Первой мировой войны возникла реальная опасность исчезновения Турции как государства. Однако турецкий народ смог возродить из пепла свою державу, отвернувшись от султана и сделав своим лидером Мустафу Кемаля кемалисты превратили военное поражение в победу, восстановив независимость деморализованной, расчлененной, разоренной страны.

Посланный в 1919 году в Анатолию для подавления вспыхнувших там беспорядков, он, вместо этого, организовал оппозицию и начал движение, направленное против многочисленных «иностранных интересов»43. Он сформировал в Анатолии Временное правительство, президентом которого и был избран, и организовал единое сопротивление вторгшимся иностранцам. Султан объявил «священную войну» против националистов, особенно настаивая на казни Кемаля.

Когда султан подписал Севрский договор 1920 года и отдал Османскую империю на дележ союзникам в обмен на сохранение своей власти над тем, что останется, почти весь народ перешел на сторону Кемаля. После того, как армия Кемаля двинулась к Стамбулу, союзники обратились за помощью к Греции. После 18 месяцев тяжелых боев греки были разбиты в августе 1922 года44.

Впоследствии он говорил: «Находясь в Стамбуле я не представлял себе, что несчастья могут настолько и в такой короткий срок пробудить наш народ». Он стал проводить съезды «Обществ защиты прав». Крупным политическим событием была его речь на открытии Эрзурумского конгресса 23 июля 1919 г. Наиболее важные из содержавшихся в ней принципиальных положений касались вопросов о неделимости страны и ее праве на независимое существование, о примате Анатолии по отношению к Стамбулу и о необходимости созвать национальное собрание и образовать правительство, «опирающееся на нацию»45.

Затем в сентябре на всетурецком Сивасском съезде возникших в различных районах Анатолии и Румелии национально-патриотических организаций - Обществ защиты прав утвердили принцип суверенитета нации. Таким образом начала претворяться в жизнь принципиально новая концепция власти: власть исходит не от Создателя и принадлежит не его наместнику - монарху, а народу. Однако до восприятия идеи республики было еще далеко, и Мустафа Кемаль понимал это. Большинство участников этого конгресса еще не представляли дальнейшего развития событий без участия султанской власти.

Сивасский конгресс объединил все Общества в единую организацию - Общество защиты прав Анатолии и Румелии и избрал его руководящий орган

Представительный комитет из 16 человек (во главе с Кемалем) в качестве самостоятельного правительства, противопоставившего себя стамбульскому. Комитет заявил, что цель движения - «объединение всех граждан-мусульман в борьбе за целостность османской родины, неприкосновенность высоких султаната и халифата, независимость нации». Также Комитет обрел полномочия, в основе которых лежали защита независимости и неделимости страны в границах Мудросского перемирия, требование отставки правительства Ферид-паши46.

На этом конгрессе Кемаль завершил начатую в Эрзуруме выработку основ национальной программы, впоследствии оформленной под названием

Национального обета. Эти события вошли в историю как начало Кемалистской революции.

Мустафа Кемаль и его соратники хорошо понимали истинное место страны в мире и ее подлинный вес. Поэтому на вершине военного триумфа Мустафа Кемаль отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его мнению, было турецкой национальной территорией.

Оформление государственного строя новой Турции прошло через несколько стадий. По мере укрепления военного и международного положения Турции укреплялись и позиции Кемаля в меджлисе. Первая победа над интервентами у селения Иненю в январе 1921 позволила Кемалю закрепить в Законе об основных организациях принцип национального суверенитета и безусловную верховную власть меджлиса. В ответ на попытки оспорить это положение Кемаль энергично заявил: «Нация приобрела суверенитет. И она его приобрела путем восстания. Приобретенный суверенитет ни по какой причине и никоим образом не отдается обратно и не доверяется никому другому. Чтобы отобрать суверенитет, нужно применить те же средства, какие были употреблены при его обретении. 5 августа 1921 г. ВНСТ назначило Кемаля верховным главнокомандующим с неограниченными полномочиями.

Но 1 ноября 1922 г. ВНСТ принял закон об отделении светской власти от религиозной и ликвидации султаната. Мехмед VI бежал за границу. Это была историческая победа над феодальной реакцией. Кемаль публично утверждал, что объективно события уже привели народ к пониманию необходимости низложения султаната. Но теперь надо идти дальше, превращать Турцию в современную страну и двигаться в ногу с цивилизацией.

Последующие законодательные акты, полностью завершившие преобразование государственного строя, выпали уже на долю второго меджлиса, где правая оппозиция была гораздо слабее. 29 октября 1923 г.

вслед за ратификацией Лозаннского договора, меджлис провозгласил Турцию республикой, а 3 марта 1924 г. был ликвидирован халифат.

Понимание Кемалем принципа национального суверенитета включало в себя и новую трактовку турецкой национальной идеи. Национализм Кемаля был намного прогрессивнее, нежели общеосманский и общемусульманский квазинационализм «новых османов» или тюркизм младотурок. Кемаль четко ограничил тюркизм от близкой к нему по своим социальным корням, но, в сущности, антинациональной доктрины пантюркизма. В понимании Кемаля тюркизм это - это не что иное, как турецкий национализм в границах Турции, но именно чисто турецкий, отличный от османского или исламского. «Нация,

Говорил он,- изменила вековые формы и даже существо взаимосвязей, установленных между принадлежащими к ней людьми… Нация объединила своих сынов не связями религиозной доктрины, а принадлежностью к турецкой национальности».

Защиту завоеваний Кемалисткой революции должна была осуществить, конечно, кемалистская партия. Кемаль как признанный лидер турецкого народа оставался также главным проводником всех дальнейших преобразований, так что длинная серия буржуазных реформ вся шла под эгидой и по инициативе Кемаля. Обретя долгожданный мир, Турция углубилась во внутренние дела. Кемаль стойко отбивал все нападки на него лично и его политику. Став 29 октября 1923 г. президентом страны, он затем неизменно переизбирался на этот пост каждое четырехлетие. Обычно он объявлял о своем желании обратиться по тому или иному вопросу к нации.

«Я уверен», - говорил он, - что моя работа и действия завоевали доверие и любовь моего народа».

Даже те, кто никогда не был в Турции, наверняка слышали имя одного из ее легендарных исторических лидеров Мустафы Кемаля Ататюрка. Ну а те, кто регулярно прилетает на турецкие курорты, давно привыкли встречать его портреты буквально на каждом шагу: в полицейском участке, в почтовом отделении, помещении банка, магазинах и школах. В честь Ататюрка в каждом городе, в каждой деревне Турции есть улица его имени, в честь него названы аэропорт, стадион, культурные центры, многочисленные площади, парки, учебные заведения. Практически все комнаты и номера гостиниц, в которых когда-либо останавливался Ататюрк, превращены в музеи. Его изображение смотрит со всех денежных купюр, а размашистая узнаваемая подпись нарядным, почти геральдическим, вензелем красуется на даже на автомобилях, чашках, сувенирах и продается в виде наклеек для всех желающих отдать дань Великому реформатору.

ФАКТЫ:

  • Родился в 1881 г. в семье таможенного чиновника в городе Салоники (ныне Греция), на территории Османской империи.
  • Окончил военное училище и Академию Генерального штаба.
  • Зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником на фронтах турецкой армии и Триполи (1911- 1912 гг.), Второй Балканской (1913 г.) и Первой мировой войны.
  • В 1915 г. вынудил войска Антанты признать Дарданеллы неприступными.
  • В 1919 г. возглавил национально- освободительное движение против расчленения Турции войсками Антанты.
  • В 1920 г. собирает Великое Национальное Собрание Турции, провозгласившее себя правительством страны.
  • 1923 г. - окончательный распад Османской империи, образование Республики Турция, избрание Мустафы Кемаля президентом нового государства.

Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк («отец турок») за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства. Он относится к числу тех деятелей, кто не только являлся активным участником исторических событий, но и был их непосредственным творцом, сумев доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.

Став в возрасте чуть более 40 лет полновластным правителем древней страны, Мустафа Кемаль занялся осуществлением очень трудной задачи - модернизацией турецкого общества, приобщением его к достижениям европейской цивилизации, культуры, науки и техники. Он закономерно полагал, что лишь с такой Турцией будут считаться великие мировые державы. Однако, несмотря на огромную популярность, принесённую ему военными и дипломатическими победами, действовать нужно было очень осторожно, так как нелегко заставить людей отказаться от прежнего образа жизни, освящённого религией и традициями.

Полное настоящее имя первого президента Турции - Гази Мустафа Кемаль-паша. Его военная карьера началась с детства: военная школа, в 20 лет - Высшее военное училище Генерального штаба, после - Османская военная академия в Стамбуле. В годы военного обучения Мустафы Кемаля в стране утвердился жестокий, беспощадный к противникам режим Абдул-Хамида, который практически подавил конституционное движение, приказав умертвить автора первой турецкой конституции Мидхат-пашу, создал отлаженный механизм поголовной слежки, доносов и преследований прогрессивных слоев общества. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Революционный настрой не давал покоя будущему президенту и его товарищам. Еще во время обучения они основали тайное общество «Ватан» («Родина»), но после Мустафа Кемаль примкнул к младотуркам, главной целью которых была замена султанского самодержавия конституционным строем. Чтобы понять, как Мустафа Кемаль стал Ататюрком, нужно вспомнить, что собой представляла Османская империя к моменту его рождения. В былые времена, в XV-XVI веках, особенно во времена Сулеймана Великолепного, она была сильнейшим государством в мире. К Турции и османским владениям относились, например, такие современные страны, как Ирак, Сирия, Ливан, часть Саудовской Аравии, Палестина, Иордания. До падения Османской империи Турция была крайне многонациональной страной, в которой турки составляли меньшинство. Но с конца XVII она все чаще терпит поражения, территория Османской империи постепенно сокращается, ключевые районы начинают подвергаться ударам.

По иронии судьбы в год рождения Мустафы Кемаля Османская империя объявила себя финансовым банкротом. К началу XX века, в период молодости Ататюрка, она уже успела потерпеть поражение в русско-турецкой войне, в результате которой независимость от османов получили Румыния, Сербия, Болгария. И вот теперь оказалось, что у турок осталась территория, на которой основную часть населения составляют именно турки, но и на ней осуществлена военная интервенция греческих и английских войск. Именно на борьбу с этой интервенцией Мустафа Кемаль и поднял турецкий народ.

Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляции. Приведя деморализованных солдат в боевую готовность, Ататюрк собирает войска по всей Турции, чтобы дать ин&тервентам отпор. Харизма Мустафы Кемаля завораживает турок, и они готовы за него умирать. В результате борьбы за независимость Турции он не только возглавил турецкие войска, разгромил армию Антанты, но и фактически завершил историю Османской империи. 29 октября 1923 года на картах появилось новое государство — Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.

Сразу после войны Ататюрк принялся за осуществление реформ. На смену султанской монархии уже пришла президентская республика, но он понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете — менталитета турок.

Принято говорить, что главной заслугой Ататюрка стало строительство современного государства по западному образцу, что конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Но не все буквально представляют, что стоит за этой расхожей фразой и через какие преобразования прошла молодая страна. Реформы, проводимые «отцом турок» сегодня можно назвать беспрецедентными, ни одному руководителю восточного государства фактически не удалось повторить их в подобном объеме. Самого Мустафу Кемаля сравнивают разве что с Петром I по масштабу личности и роли в истории страны.

“Богатство человека состоит в нравственности его личности.
Успехи в военной сфере не могут дать тех же результатов, как реформы в области экономики, быта и культуры”
Мустафа Кемаль Ататюрк .

О годах правления Ататюрка на-писаны книги и целые научные исследования, но даже беглый пе-речень изменений, военных и гражданских реформ, которые он успешно провел в стране, просто поразителен. После ликвидации Османской империи прежде все-го упраздняется халифат и шариат. Вместо власти султанов и ша-риата, священного закона мусуль-ман, Мустафа Кемаль ввел правовую систему западного типа. В 1926 году принят новый Гражданс-кий кодекс, где устанавились либеральные светские принципы граж-данского права. Кодекс был пе-реписан с текста Гражданского кодекса Швейцарии, тогда - самого передового в Европе. Так-же были введены итальянский Уголовный кодекс и германский Коммерческий кодекс.

Изменены положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Запрещено многоженство. Ислам стал частным делом каждого, ордена дервишей запрещены, введено равноправие мужчин и женщин, кстати, впервые в исламском мире. Сим-волом приобщения народа вообще, и женщин в частности, к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщины-учителя, врачи, юристы и пр. В 1934 г. турецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным делом для восточной страны. Старое судебное право было заменено новой Конституцией, новым Сводом законов. Религия отделена от государства - Ататюрк считал необходимым, чтобы исламские религиозные деятели занимались исключительно делами веры и буквально “не лезли” в государственные дела. Государство также не должно вмешиваться в дела веры. Земли, недвижимость, принадлежащие религиозным орденам и мусульманским монастырям, были изъяты и переданы государству. Ликвидированы религиозные школы, вместо них созданы государственные светские учебные заведения, где преподавание религии запрещалось. Образование стало подчиняться Министерству образования. Благодаря этим реформам Турция в короткий срок превратилась в настоящее светское государство.

Наглядную европеизацию Мустафа Кемаль начал с небольшой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску - головной убор, ставший к тому времени символом турок и исламской ортодоксальности. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Ататюрк объявил ношение фески преступлением.

Этой же цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Мустафы Кемаля - он отменяет арабскую письменность и создает новый литературный турецкий язык и алфавит. Президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище - «первый учитель республики». Именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав, некоторые исследователи считают «самым революционным преобразованием» Ататюрка. Благодаря введению единого языка все турки, вне зависимости от пола, происхождения или уровня доходов, впервые ощутили себя единой нацией.

Но Ататюрк идет дальше. Принимается закон, благодаря которому граждане страны получили фамилии. В это сложно поверить, но до 1934 года у каждого турка были только имя и связанное с должностью прозвище. Теперь же Ахмет-бакалейщик превратился в Ахмета Бакалейщика, а Ислам-почтальон стал Исламом Почтальоном. Также можно было выбрать себе любую фамилию из списков, вывешенных в общественных местах. Заслуги президента были оценены по достоинству, и в соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года парламент присвоил Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк, что значит «отец или предок турок», и специальным законом запретил носить эту фамилию любому другому гражданину страны.

Это интересно:
26 апреля 1920 года Ататюрк обращается за помощью к Ленину. Владимир Ильич предлагает помощь Турции, если та, в свою очередь, признает суверенитет советской России и отдаст спорные города на юге. Ататюрк соглашается на все условия. Большевики вернули Турции города Карс, Арт- вин и Ардаган, и 60 тысяч турецких военнопленных, ю тысяч интернированных солдат, в полном вооружении и амуниции. Турки признали право России на владение Батума. В соответствии с соглашением российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов ю миллионов рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 миллионов патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов и «большое количество другого военного снаряжения». В композиции памятника Республике в Стамбуле позади Ататюрка можно видеть фигуры Фрунзе и Ворошилова.
10 ноября 1938 года Мустафа Кемаль скончался. Его друг детства и неизменный адъютант Салих Бозок приближается к умершему, обнимает его в последний раз и быстро уходит в соседнюю комнату, где стреляет себе в грудь. Было объявлено о его смерти, но Салих Бозок выжил. Пуля прошла в нескольких сантиметрах от сердца.

Благодаря этим и многим другим реформам Ататюрка удалось стабилизировать экономику страны. Турция перестала отставать от ведущих держав и прекратила сокращаться в размерах. Более того, часть территорий, утраченных по условиям Севрского мира была возвращена обратно. Анкара стала выглядеть вполне достойно на фоне других мировых столиц, хотя еще за десять лет до этого здание парламента освещалось керосинками и отапливалось “буржуйками”, а западная пресса язвительно писала об “этой деревне”, куда стыдно отправлять послов.

К началу 1930-х годов Турция преобразилась. Она не просто шла в ногу с Европой, а в чем-то даже обгоняла ее. Когда западные страны погрязли в Великой депрессии, турецкая экономика, благодаря кемалистской политике государственного регулирования, переживала самый настоящий бум.

Предсказав мировую войну в 40-41 гг., Ататюрк завещал туркам не вступать в неё. В конце февраля 1945 года Турция объявляет войну Германии в виде формальной процедуры, но фактически турки исполнили последнюю волю своего первого президента и в войне не участвовали.

Ататюрк, долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 г. в Стамбуле, во дворце Долмабахче. Его тело было временно предано земле у здания этнографического музея в Анкаре, но после завершения строительства мавзолея Аныткабир останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены в место его последнего и вечного приюта.

В нынешней Турции и сейчас действуют законы, запрещающие порочить или оскорблять имя Ататюрка, которое до сих пор окружено необыкновенным почетом и поклонением. Население страны, за исключением религиозных экстремистов, продолжает его боготворить.

“Из всех видов славы Ататюрк достиг наивысшей, - славы национального возрождения”
Генерал де Голлъ (Золотая книга мавзолея)

Сегодня страна, которую мы привыкли знать как экономически развитое, прогрессивное, современное светское государство, своим нынешним статусом целиком и полностью обязана этому “архитектору новой Турции” - известному политическому деятелю, основателю и первому президенту Республики Турция, блестящему боевому генералу, человеку выдающегося склада ума Мустафе Кемалю Ататюрку. Конечно, всегда находились и недовольные критики, которые утверждали, что он был настоящий диктатор и сокрушитель традиций, но даже они признавали, что вряд ли в то время для Турции была возможна другая форма правления. Страну нужно было вывести из кризиса и войн, вернуть туркам гордость за Отечество и нацию. Мустафа Кемаль сделал это настолько блестяще, что результат сохраняется до сих пор, и буквально виден в глазах каждого жителя страны, гордо вывешивающего его портрет или турецкий флаг на своем балконе. Прошло уже 75 лет после смерти Ататюрка, но по-прежнему Мустафу Кемаля чтят как никакого другого политического деятеля XX века.

Мустафа Кемаль Ататюрк ; Гази Мустафа Кемаль-паша (тур. Mustafa Kemal Atatrk; 1881 - 10 ноября 1938) - османский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства.

Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и войну за независимость в Анатолии, добился ликвидации марионеточного правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство, провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ, таких как: ликвидация султаната (1 ноября 1922), провозглашение республики (29 октября 1923), упразднение халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, очищение турецкого языка от арабских и персидских заимствований, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности. Как председатель Великого национального собрания (1920-1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия.

Происхождение, детство и образование

Родился в 1880 или 1881 году (достоверных сведений о дате рождения нет; впоследствии Кемаль выбрал датой своего рождения 19 мая - день начала борьбы за независимость Турции) в квартале Ходжакасым оттоманского города Салоники (ныне Греция) в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего Али Рыза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым. Доподлинно неизвестно происхождение его отца, некоторые источники утверждают, что его предки были турками-переселенцами из Сёке,другие это опровергают, в семье говорили по-турецки и исповедовали ислам, хотя среди противников-исламистов Кемаля в Османской империи было распространено мнение, что его отец принадлежал к иудейской секте дёнме, одним из центров которой был город Салоники. Он и его младшая сестра Макбуле Атадан были единственными детьми в семье, дожившими до взрослого возраста, остальные умерли в раннем детстве.

Мустафа был активным ребёнком и обладал вспыльчивым и чрезвычайно независимым характером. Общению со сверстниками или сестрой мальчик предпочитал одиночество и независимость. Он нетерпимо относился к мнению окружающих, не любил идти на компромиссы и всегда стремился следовать выбранному для себя пути. Привычка прямо высказывать всё, что он думает, принесла Мустафе в дальнейшей жизни немало хлопот, и с ней он нажил многочисленных врагов.

Мать Мустафы, ревностная мусульманка, хотела, чтобы её сын изучил Коран, но её муж, Али Рыза, склонялся к тому, чтобы дать Мустафе более современное образование. Супруги никак не могли прийти к компромиссу, и поэтому, когда Мустафа достиг школьного возраста, его сначала определили в школу Хафыза Мехмет-эфенди, располагавшуюся в квартале, где жила семья.

Его отец умер в 1888 году, когда Мустафе было 8 лет. 13 марта 1893 года он, согласно своему устремлению, будучи 12-и лет, поступил в подготовительную военную школу в Салониках Selnik Asker Rtiyesi, где учитель математики дал ему второе имя Кемаль («совершенство»).

В 1896 году был зачислен в военную школу (Manastr Asker dadisi) в г. Битола в Македонии.

13 марта 1899 года поступил в Оттоманский военный колледж (Mekteb-i Harbiye-i ahane) в Стамбуле, столице Османской империи. В отличие от прежних мест учёбы, где господствовали революционные и реформаторские настроения, колледж был под жёстким контролем султана Абдул-Хамида II.

Мустафа́ Кема́ль Ататюрк ; Гази Мустафа Кемаль-паша (тур. Mustafa Kemal Atatürk ; - 10 ноября ) - оттоманский и турецкий реформатор , политик , государственный деятель и военачальник ; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики . Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

13 марта 1899 года поступил в Оттоманский военный колледж (Mekteb-i Harbiye-i Şahane ) в Стамбул , столице Османской империи. В отличие от прежних мест учёбы, где господствовали революционные и реформаторские настроения, колледж в Константинополе был под жёстким контролем султана Абдул-Хамида II .

10 февраля 1902 года поступил в Оттоманскую академию генштаба(Erkân-ı Harbiye Mektebi ) в Стамбуле, которую окончил 11 января 1905 года . Тотчас по окончании академии, был арестован по обвинению в противозаконной критике абдулхамидовского режима и после нескольких месяцев под стражей был сослан в Дамаск , где в 1905 году создал революционную организацию Ватан («Родина»).

Начало службы. Младотурки

Пикардийские учения. 1910 год

Уже во время учёбы в Салониках Кемаль участвовал в революционных обществах; по окончании Академии примкнул к младотуркам , участвовал в подготовке и проведении Младотурецкой революции 1908 года; впоследствии, ввиду разногласий с лидерами младотурецкого движения, временно отошёл от политической деятельности.

6 - 15 августа 1915 года группа войск под командованием германского офицера Отто Сандерса и Кемаля сумела воспрепятствовать успеху британских сил при высадке в заливе Сувла . Затем последовали победа при Киречтепе (17 августа) и вторая победа при Анафарталар (21 августа).

После битв за Дарданеллы Мустафа Кемаль командовал войсками в Эдирне и Диярбакыре . 1 апреля 1916 года он был произведён в дивизионные генералы (генерал-лейтенант) и назначен командующим 2-й армии. Под его командованием 2-я армия в начале августа 1916 года сумела ненадолго занять Муш и Битлис, но вскоре была выбита оттуда русскими .

После краткосрочной службы в Дамаске и Халебе Мустафа Кемаль вернулся в Стамбул. Отсюда вместе с наследным принцем Вахидеттином эфенди отправился в Германию на линию фронта для проведения инспекции. По возвращении из этой поездки серьёзно заболел и был отправлен на лечение в Вену и Баден-Баден .

После оккупации Стамбула войсками Антанты и роспуска оттоманского парламента (16 марта 1920 года) Кемаль созвал в Ангоре собственный парламент - (ВНСТ), первое заседание которого открылось 23 апреля 1920 года. Сам Кемаль был избран председателем парламента и главой правительства Великого Национального Собрания, которое тогда не признавалось ни одной из держав. Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с армянами на северо-востоке, с греками - на западе, а также - с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляций.

7 июня 1920 года ангорское правительство объявило недействительными все прежние договоры Оттоманской империи; кроме того, правительство ВНСТ отвергло и в конечном итоге, путём военных действий, сорвало ратификацию подписанного 10 августа 1920 года между султанским правительством и странами Антанты Севрского договора , который они считали несправедливым в отношении турецкого населения империи.

Турецко-армянская война. Отношения с РСФСР

Решающее значение в военных успехах кемалистов против армян, а также впоследствии греков, имела значительная финансовая и военная помощь, оказанная большевистским правительством РСФСР начиная с осени 1920 года вплоть до 1922 года . Уже в 1920 году, в ответ на письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, содержавшее просьбу о помощи, правительство РСФСР направило кемалистам 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках .

При заключении 16 марта 1921 года в Москве договора о «дружбе и братстве» было также достигнуто соглашение об оказании ангорскому правительству безвозмездной финансовой помощи, а также помощи оружием, в соответствии с которым российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов 10 млн руб. золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и «большое количество другого военного снаряжения». Российское правительство большевиков в 1922 году выступило с предложением пригласить представителей правительства Кемаля на Генуэзскую конференцию , что означало для ВНСТ фактическое международное признание.

Письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, среди прочего, гласило: «Первое. Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных из-под их власти <…>» Во второй половине 1920 года Кемаль планировал создать подконтрольную ему турецкую коммунистическую партию - для получения финансирования от Коминтерна ; но 28 января 1921 года всё руководство турецких коммунистов было ликвидировано с его санкции.

Греко-турецкая война

Согласно турецкой традиции считается, что «Национально-освободительная война турецкого народа» началась 15 мая 1919 года с первых выстрелов, данных в Измире по высадившимся в городе грекам. Оккупация Измира войсками Греции осуществлялась в соответствии с статьей 7-й Мудросского перемирия.

Основные этапы войны:

  • Оборона региона Чукуровы, Газиантепа, Кахраманмараша и Шанлыурфы (1919-20 годы);
  • Первая победа Инёню (6-10 января 1921 года);
  • Вторая победа Инёню (23 марта - 1 апреля 1921 года);
  • Поражение при Эскишехире (Сражение при Афьонкарахисаре-Эскишехире), отступление к Сакарье (17 июля 1921 года);
  • Победа в битве при Сакарье (23 августа-13 сентября 1921);
  • Генеральное наступление и победа над греками при Домлупынаре (ныне ил Кютахья , Турция; 26 августа-9 сентября 1922 года).

9 сентября Кемаль, находясь во главе турецкой армии, вступил в Измир; греческие и армянские части города были полностью уничтожены пожаром; всё греческое население бежало либо было уничтожено. Сам Кемаль обвинял в сожжении города греков и армян, а также лично митрополита Смирнского Хризостома , в первый же день вступления кемалистов погибшего мученической смертью (командующий Нуреддин-паша выдал его турецкой толпе, которая умертвила его после жестоких истязаний. Ныне причислен к лику святых ).

17 сентября 1922 года Кемаль направил телеграмму министру иностранных дел, которая предлагала следующую версию: город был подожжён греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города - религиозный долг христиан; турки же делали все для его спасения . То же Кемаль говорил французскому адмиралу Дюменилю: «Мы знаем, что существовал заговор. Мы даже обнаружили у женщин-армянок всё необходимое для поджога… Перед нашим прибытием в город в храмах призывали к священному долгу - поджечь город» . Французская журналистка Берта Жорж-Голи, освещавшая войну в турецком лагере и прибывшая вИзмир уже после событий , писала: «Кажется достоверным, что, когда турецкие солдаты убедились в собственной беспомощности и видели, как пламя поглощает один дом за другим, их охватила безумная ярость и они разгромили армянский квартал, откуда, по их словам, появились первые поджигатели ».

Кемалю приписываются слова, якобы сказанные им после резни в Измире]: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам.»

Под давлением британских и французских представителей Кемаль в конце концов разрешил эвакуацию христиан, но не мужчин от 15 до 50 лет: они были депортированы во внутренние области на принудительные работы и в большинстве погибли.

19 ноября 1922 года Кемаль телеграммой извещал Абдульмеджида о его избрании Великим национальным собранием на престол халифата: «18 ноября 1922 г. в своём 140-м пленарном заседании Великое национальное собрание Турции единогласно постановило в соответствии с фетвами , изданными министерством культа, низложить Вахидеддина, который принял оскорбительные и пагубные для ислама предложения неприятеля посеять несогласие между мусульманами и даже вызвать среди них кровавую бойню. <…>»

29 октября 1923 года была провозглашена республика с Кемалем в качестве её президента. 20 апреля 1924 года была принята 2-я конституция Турецкой республики, действовавшая до 1961 года .

Реформы

Основная статья: Реформы Ататюрка

По мнению российского тюрколога В. Г. Киреева, военная победа над интервентами позволила кемалистам, которых он считает «национальным, патриотическими силами молодой республики», обеспечить стране право на дальнейшее преобразование и модернизацию турецкого общества и государства. Чем больше кемалисты упрочивали свои позиции, тем чаще они заявляли о необходимости европеизации и секуляризации . Первым условием модернизации было создание светского государства. 29 февраля г. состоялась последняя традиционная церемония пятничного посещения последним халифом Турции мечети в Стамбуле. На следующий день, открывая очередное заседания ВНСТ, Мустафа Кемаль произнёс обвинительную речь по поводу векового использования исламской религии в качестве политического инструмента, потребовал вернуть её «истинному предназначению», срочно и самым решительным образом спасти «священные религиозные ценности» от разного рода «тёмных целей и вожделений». 3 марта на заседании ВНСТ под председательством М. Кемаля были приняты, среди других, законы об отмене в Турции шариатского судопроизводства, передача вакуфного имущества в распоряжение создаваемого генерального управлениями вакуфами .

Также предусматривалась передача всех научных и учебных заведений в распоряжение министерства просвещения, создание единой светской системы национального образования. Данные распоряжения распространялись и на иностранные учебные заведения, и на школы национальных меньшинств.

В 1926 году был принят новый Гражданский кодекс, где устанавливались либеральные светские принципы гражданского права, определялись понятия собственности, владения недвижимого имущества - частного, совместного и т. д. Кодекс был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, тогда - самого передового в Европе. Таким образом ушёл в прошлое Меджелле - свод османских законов, а также Земельный кодекс 1858 года .

Одним из основных преобразований Кемаля на начальном этапе становления нового государства стала экономическая политика, которая определялась неразвитостью его социально-экономической структуры. Из 14 млн населения около 77 % проживало в деревнях, 81,6 % было занято в сельском хозяйстве, 5,6 % - в промышленности, 4,8 % - в торговле и 7 % - в сфере услуг. Доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла 67 %, промышленности - 10 %. Большая часть железных дорог оставалась в руках иностранцев. В банковском деле, страховых компаниях, муниципальных предприятиях, в горнодобывающих предприятиях также господствовал иностранный капитал. Функции Центрального Банка выполнял Оттоманский банк, контролируемый английским и французским капиталом. Местная промышленность за отдельным исключением была представлена ремеслом и мелкими кустарными промыслами .

В 1924 году при поддержке Кемаля и ряда депутатов Меджлиса был учреждён Деловой банк. Уже в первые годы деятельности он стал владельцем 40 % акции компании «Тюрк тельсиз телефон ТАШ», построил крупнейший тогда в Анкаре отель «Анкара-палас», купил и реорганизовал фабрику шерстяных тканей, предоставил кредиты нескольким анкарским торговцам, поставлявшим на экспорт тифтик и шерсть.

Важнейшее значение имел Закон о поощрении промышленности, вступивший в силу с 1 июля 1927 года. Отныне промышленник, намеревавшийся строить предприятие, мог получить безвозмездно земельный участок до 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль и т. п. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, не налагались таможенные сборы и налоги. В первый год производственной деятельности каждого предприятия на стоимость выпускаемой им продукции устанавливалась премия в 10 % стоимости .

К концу 1920-х годов в стране возникла обстановка чуть ли не бума. За 1920-1930-е годы была создана 201 акционерная компания с суммарным капиталом 112,3 млн лир, в том числе 66 компаний с иностранным капиталом (42,9 млн.лир) .

В аграрной политике государство распределяло среди безземельных и малоземельных крестьян национализированную вакуфную собственность, государственную и земли покинувших или умерших христиан. После курдского восстания шейха Саида были приняты законы об отмене натурального налога ашар и ликвидации иностранной табачной фирмы «Режи» (). Государство поощряло создание сельскохозяйственных кооперативов.

Для поддержания курса турецкой лиры и торговли валютой в марте г. был учреждён временный консорциум, в который вошли все крупнейшие национальные и иностранные банки, действовавшие в Стамбуле, а также министерство финансов Турции. Спустя шесть месяцев после создания консорциуму было предоставлено право эмиссии. Дальнейшим шагом в упорядочении денежной системы и регулировании курса турецкой лиры стало учреждение в июле 1930 г. Центрального банка, начавшего свою деятельность в октябре следующего года. С началом деятельности нового банка консорциум был ликвидирован, а право эмиссии перешло к Центральному банку . Таким образом, Оттоманский банк перестал играть доминирующую роль в турецкой финансовой системе.

1. Политические преобразования:

  • Упразднение султаната (1 ноября 1922 года).
  • Создание Народной партии и установление однопартийной политической системы (9 сентября 1923 года).
  • Провозглашение Республики (29 октября 1923 года).
  • Упразднение халифата (3 марта 1924 года).

2. Преобразования в общественной жизни:

  • Предоставление женщинам равных с мужчинами прав (1926-34 годы).
  • Реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925 года).
  • Запрет на деятельность религиозных обителей и орденов (30 ноября 1925 года).
  • Закон о фамилиях (21 июня 1934 года).
  • Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий (26 ноября 1934 года).
  • Введение международной системы времени, календаря и мер измерения (1925-31 годы).

3. Преобразования в правовой сфере:

  • Отмена меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) (1924-1937 годы).
  • Принятие нового Гражданского кодекса и других законов, в результате чего стал возможным переход на светскую систему государственного правления.

4. Преобразования в сфере образования:

  • Объединение всех органов образования под единым руководством (3 марта 1924 года).
  • Принятие нового турецкого алфавита (1 ноября 1928 года).
  • Учреждение Турецкого лингвистического и Турецкого исторического обществ.
  • Упорядочение университетского образования (31 мая 1933 года).
  • Нововведения в сфере изящных искусств.

Ататюрк и третий президент Турции Джеляль Баяр

5. Преобразования в сфере экономики:

  • Отмена системы ашара (устаревшего налогообложения сельского хозяйства).
  • Поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве.
  • Создание образцовых сельскохозяйственных предприятий.
  • Издание Закона о промышленности и создание промышленных предприятий.
  • Принятие 1-го и 2-го планов индустриального развития (1933-37 годы), строительство дорог на территории всей страны.

В соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года ВНСТ присвоило Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк.

Ататюрк дважды, 24 апреля 1920 года и 13 августа 1923 года, избирался на пост спикера ВНСТ. Этот пост совмещал в себе посты глав государства и правительства. 29 октября 1923 года была провозглашена республика Турция , и Ататюрк был избран первым её президентом. В соответствии с конституцией, выборы президента страны проводились раз в четыре года, и Великое Национальное Собрание Турции избирало Ататюрка на этот пост в 1927, 1931 и 1935 годах. 24 ноября 1934 года турецкий парламент присвоил ему фамилию «Ататюрк» («отец турок» или «великий турок», сами турки предпочитают второй вариант перевода).

Кемализм

Идеология, выдвинутая Кемалем и получившая наименование кемализма, доныне считается официальной идеологией Турецкой республики. Она включала в себя 6 пунктов, впоследствии закреплённых в конституции 1937 года:

Национализму отводилось почётное место, он рассматривался как база режима . С национализмом был связан принцип «народности», провозглашавший единство турецкого общества и межклассовую солидарность внутри его, а также суверенитет (верховную власть) народа и ВНСТ как его представителя .

Национализм и политика тюркизации меньшинств

Согласно Ататюрку, элементами, которые укрепляют турецкий национализм и единство нации, являются:
1. Пакт о национальном согласии.
2. Национальное воспитание.
3. Национальная культура.
4. Единство языка, истории и культуры.
5. Турецкое самосознание.
6. Духовные ценности .

В рамках этих концепций, гражданство было законодательно отождествлено с этничностью, и все жители страны, включая курдов, составлявших более 20 процентов населения, были объявлены турками. Все языки, кроме турецкого, были запрещены. Вся система просвещения базировалась на воспитании духа турецкого национального единства Эти постулаты были провозглашены в конституции 1924 года, особенно в её статьях 68, 69, 70, 80 . Таким образом, национализм Ататюрка противопоставлял себя не соседям, а национальным меньшинствам Турции, пытавшимся сохранить свою культуру и традиции: Ататюрк последовательно строил моноэтническое государство, силой насаждая турецкую идентичность и подвергая дискриминации тех, кто пытался отстаивать свою самобытность

Лозунгом турецкого национализма стала фраза Ататюрка: Как счастлив говорящий: «я турок!» (тур. Ne mutlu Türküm diyene! ) , символизирующая смену самоидентификации нации, ранее называвшей себя османами . Это высказывание поныне написано на стенах, памятниках, рекламных щитах и даже на горах .

Сложнее обстояло дело с религиозными меньшинствами (армянами, греками и евреями), которым Лозаннский договор гарантировал возможность создавать собственные организации и учебные заведения, а также пользоваться национальным языком. Однако Ататюрк не был намерен добросовестно выполнять эти пункты. Была начата кампания по насаждению турецкого языка в быту национальных меньшинств под лозунгом: «гражданин, говори по-турецки!» От евреев, например, настойчиво требовали, чтобы они отказались от родного языка джудесмо (ладино) и перешли на турецкий, что рассматривалось как свидетельство лояльности государству . Одновременно печать призывала религиозные меньшинства «стать настоящими турками» и в подтверждение этого добровольно отказаться от прав, гарантированных им в Лозанне . В отношении евреев это было достигнуто тем, что в феврале 1926 г. газеты опубликовали соответствующую телеграмму, якобы посланную 300 турецкими евреями в Испанию (при этом ни авторы, ни адресаты телеграммы так никогда и не были названы). Хотя телеграмма была откровенно фальшивой, евреи не посмели её опровергнуть. В результате была ликвидирована автономия еврейской общины в Турции; её еврейским организациям и учреждениям пришлось прекратить или в значительной мере свернуть свою деятельность. Им также строго запрещалось поддерживать связи с еврейскими общинами в других странах или участвовать в работе международных еврейских объединений. Было фактически ликвидировано еврейское национально-религиозное образование: отменены уроки еврейской традиции и истории, а изучение иврита сведено к минимуму, необходимому для чтения молитв . Евреев не принимали на службу в государственные учреждения, а тех, кто работал в них ранее, при Ататюрке уволили; в армии не принимали в офицеры и даже не доверяли им оружия - военную повинность они отбывали в трудовых батальонах .

Репрессии против курдов

После истребления и изгнания христианского населения Анатолии, курды оставались единственным крупным нетурецким этносом на территории Турецкой республики. В ходе Войны за независимость Ататюрк давал курдам обещания национальных прав и автономии, чем и приобрёл их поддержку. Однако немедленно после победы эти обещания были забыты. Образовавшиеся в начале 20-х гг. курдские общественные организации (такие, как в частности общество курдских офицеров «Азади», Курдская радикальная партия, «Курдская партия») были разгромлены и объявлены вне закона

В феврале 1925 года началось массовое национальное восстание курдов, возглавленное шейхом суфийского ордена накшбанди Саидом Пирани. В середине апреля повстанцам было нанесено решительное поражение в Генчской долине, руководители восстания во главе с шейхом Саидом попали в плен и были повешены в Диярбакыре .

Ататюрк ответил на восстание террором. 4 марта были учреждены военно-полевые суды («суды независимости»), во главе которых поставлен Исмет Инёню . Суды карали за малейшее проявление сочувствие к курдам: полковник Али-Рухи получил семь лет лишения свободы за высказанные им в кафе симпатии к курдам, журналист Уджузу был приговорён к многолетнему заключению за сочувствие Али-Рухи Подавление восстания сопровождалось массовыми убийствами и депортациями мирных жителей; было уничтожено порядка 206 курдских деревень с 8758 домами, и убито свыше 15 тысяч жителей . Осадное положение на курдских территориях продлевалось много лет подряд. Было запрещено использование курдского языка в общественных местах, ношение национальной одежды. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались. Слова «курд» и «Курдистан» были изъяты из учебников, а сами курды объявлены «горными турками», по неизвестной науке причине забывшими свою турецкую идентичность. В 1934 г. был принят «Закон о переселении» (№ 2510), по которому министр внутренних дел получил право изменять местожительство различных народностей страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре». В результате тысячи курдов были переселены на запад Турции; на их место заселялись боснийцы , албанцы и пр. .

Открывая заседание меджлиса в 1936 г., Ататюрк заявил, что из всех проблем, стоящих перед страной, едва ли не самой важной является курдская, и призвал «покончить с ней раз и навсегда» .

Однако репрессии не остановили повстанческого движения: последовали Араратское восстание 1927-1930 гг. во главе с полковником Ихсаном Нури-пашой, провозгласившим в Араратских горах курдскую республику. Новое восстание началось в 1936 г. районе Дерсим, населённом курдами-заза (алавитами), и пользовавшемся до того времени значительной самостоятельностью. По предложению Ататюрка, вопрос об «умиротворении» Дерсима был включён в повестку дня ВНСТ, итогом чего стало решение о его преобразовании в вилайет с особым режимом и переименовании в Тунджели. Главой особой зоны был назначен генерал Альпдоган. Вождь дерсимских курдов Сеид Реза направил ему письмо с требованием отмены нового закона; в ответ, против дерсимцев были направлены жандармерия, войска и 10 самолётов, начавших бомбардировки района. Курдских женщин и детей, скрывавшихся в пещерах, замуровывали там наглухо или душили дымом. Выбиравшихся кололи штыками. Всего, по данным антрополога Мартина Ван Брюйниссена, погибло до 10 % населения Дерсима. Однако дерсимцы продолжали восстание на протяжении двух лет. В сентябре 1937 г. Сеид Реза был выманен в Эрзинджан якобы для переговоров, схвачен и повешен; но только год спустя сопротивление дерсимцев было окончательно сломлено .

Личная жизнь

Латифе Ушакизаде

29 января 1923 года он женился на Латифе Ушаклыгиль (Латифе Ушакизаде). Брак Ататюрка и Латифе-ханым, которая вместе с основателем Турецкой республики отправлялась во многие поездки по стране, закончился 5 августа 1925 года. Причины развода неизвестны. Родных детей у него не было, зато он взял 7 приёмных дочерей (Афет, Сабиху , Фикрие, Юлкю, Небие, Рукие, Зехра) и 1 сына (Мустафа), а также взял на попечение двух мальчиков-сирот (Абдуррахман и Исхан). Всем приёмным детям Ататюрк обеспечил хорошее будущее. Одна из приёмных дочерей Ататюрка стала историком, другая - первой турецкой женщиной-лётчиком . Карьера дочерей Ататюрка служила широко пропагандируемым примером для эмансипации турецкой женщины.

Хобби Ататюрка

Ататюрк и гражданин

Ататюрк любил чтение, музыку, танцы, верховую езду и плавание, питал чрезвычайный интерес к танцам зейбек, борьбе и народным песням Румелии, получал большое удовольствие от игры в нарды и бильярд . Он был очень привязан к своим питомцам - коню Сакарья и псу по кличке Фокс. Будучи просвещённым и образованным человеком (он владел французским и немецким языками), Ататюрк собрал богатую библиотеку. Проблемы родной страны он обсуждал в простой дружественной обстановке, часто приглашая к себе на ужин учёных, представителей искусства, государственных деятелей. Он очень любил природу, часто посещал лесное хозяйство, названное его именем, и лично принимал участие в проводимых здесь работах.

Участие в деятельности турецкого масонства

Деятельность «Великой Ложи Турции» достигла кульминации во время председательства в ней Мустафы Кемаль Ататюрка в 1923-1938 годах. Ататюрк - реформатор, солдат, защитник прав женщин и основатель Турецкой республики, был инициирован в 1907 году в масонскую ложу «Veritas» в Салониках , находившуюся под юрисдикцией Великого Востока Франции. Когда он перебрался в Самсун 19 мая 1919 года , до начала борьбы за независимость, то шесть из семи его высокопоставленных штабных офицеров были масонами . За время его правления всегда были несколько членов его кабинета, которые также были масонами. С 1923 по 1938 годы около шестидесяти членов парламента были членами масонских лож .

Конец жизни

Паспорт Ататюрка

В 1937 году Ататюрк подарил принадлежащие ему земли Казначейству, а часть своей недвижимости - мэриям Анкары и Бурсы. Часть наследства он отдал своей сестре, приёмным детям, Турецким обществам лингвистики и истории. В 1937 году появились первые признаки ухудшения здоровья, в мае 1938 года врачи определили цирроз печени , вызванный хроническим алкоголизмом . Несмотря на это, Ататюрк до конца июля продолжал исполнять свои обязанности, пока ему не стало совсем плохо. Ататюрк умер 10 ноября, в 9 часов 5 минут 1938 года в возрасте 57 лет, во дворце Долмабахче - бывшей резиденции турецких султанов в Стамбуле .

Ататюрк был похоронен 21 ноября 1938 года на территории музея этнографии в Анкаре. 10 ноября 1953 года останки были перезахоронены в специально выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир ».

Мавзолей Ататюрка («Аныткабир»)

При преемниках Ататюрка сложился его посмертный культ личности , напоминающий культ Ленина в СССР и основателей многих независимых государств XX века . В каждом городе имеется памятник Ататюрку, его портреты присутствуют во всех государственных учреждениях, на банкнотах и монетах всех достоинств и т. п. После потери власти его партией в 1950 году почитание Кемаля сохранилось. Был принят закон, согласно которому особого рода преступлением признано осквернение изображений Ататюрка, критика его деятельности и очернение фактов его биографии. Кроме того, запрещено ношение фамилии Ататюрк. До сих пор запрещена публикация переписки Кемаля с женой, как придающая образу отца нации слишком «простой» и «человеческий» облик.

Мнения и оценки

Большая советская энциклопедия второго издания (1953) давала политической деятельности Кемаля Ататюрка следующую оценку: «Как президент и лидер буржуазно-помещичьей партии держался антинародного курса во внутренней политике. По его распоряжению были запрещены Коммунистическая партия Турции и другие организации рабочего класса . Заявляя о своём стремлении поддерживать дружественные отношения с СССР, Кемаль Ататюрк на деле проводил политику, направленную на сближение с империалистическими державами. <…>»

Галерея

См. также

Примечания

  1. «Кемаль Ататюрк» - новое имя и фамилия Мустафы Кемаля c 1934 года, принятое в связи с упразднением в Турции титулов и введением фамилий. (см. БСЭ , М., 1936, стб. 163.)
  2. Точная фактическая дата неизвестна. Официально принятая в Турции дата его дня рождения 19 мая: день известен в Турции как 19 Mayıs Atatürk"ü Anma, Gençlik ve Spor Bayramı .
  3. «Суверенитет нации» в политической терминологии Кемаля противопоставлялся суверенитету Османской династии (см. речь Кемаля 1 ноября 1922 при принятии закона о упразднении султаната: Мустафа Кемаль. Путь новой Турции . М., 1934, Т. 4, стр. 270-282.)
  4. «Time ». 12 октября 1953.
  5. Большая российская энциклопедия (М., 2005, Т. 2, стр. 438.) даёт в качестве его даты рождения 12 марта 1881 год.
  6. Turkey: The land a dictator turned into a democracy". «Time ». 12 октября 1953.
  7. Mango, Andrew. Ataturk: The Biography of the Founder of Modern Turkey , (Overlook TP, 2002), стр. 27.
  8. Британский биограф Кемаля Патрик Кинросс называл Кемаля «македонцем» (возможно, имея в виду, что Салоники - центр региона Македония); о его же матери он пишет: «Zübeyde was as fair as any Slav from beyond the Bulgarian frontier, with a fine white skin and eyes of a deep but clear light blue. <…> She liked to think that she had in her veins some of the pure fair blood of the Yuruks , those nomadic descendants of the original Turkish tribes who still survive in isolation among the Taurus Mountains .» (John P. Kinross. Atatürk: a biography of Mustafa Kemal, father of modern Turkey . New York, 1965, стр. 8-9.)
  9. Gershom Scholem . Encyclopaedia Judaica , Second Edition, Volume 5, «Doenmeh»: Coh-Doz, Macmillan Reference USA, Thomson Gale, 2007, ISBN 0-02-865933-3 , стр. 732.
  10. Мустафа Кемаль. Путь новой Турции. Литиздат Н. К. И. Д., Т. I, 1929, стр. XVI. («Биография по данным государственного календаря Турецкой республики.»)