Индивидуальная траектория обучения в вузе. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов

1

Статья посвящена актуальной проблеме образования – реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов. С современных научно-теоретических позиций анализируется данная категория, характеризуется ее педагогический потенциал. При реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающиеся самостоятельно ставят задачи, интегрируют идеи, проекты; ставят и задают вопросы, работают с информацией, про¬изводя ее классификацию; отстаивают собственную позицию, обращаются за помощью к преподавателю – тьютору; приобретают знания в деятельности, моделирующую будущую профессиональную. Процесс педагогического сопровождения реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов предполагает двухуровневое построение содержания учебных дисциплин – базисную часть, которую проектирует преподаватель, и вариативную часть, которая проектируется самим студентом в соответствии с его интересами, потребностями, мотивацией, опытом, полученным на практике, обеспечивающую индивидуальный образовательный маршрут.

индивидуальный образовательный маршрут

виды индивидуализации в обучении

образовательный процесс

1. Башмаков М. Индивидуальная программа // 1september.ru издательский дом «Первое сентября» URL http://zdd.1september.ru/article.php?id=200500407 (дата обращения: 11.05.14).

2. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы [Текст]: монография / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во Весть ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 179 с.

3. Воробъева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: ав¬тореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 1999.

4. Лоренц В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2001.

5. Слепухин А. В. Возможности информационно-коммуникативных технологий в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 29–37.

Введение

Индивидуализация процесса обучения предлагает конструирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), обеспечивающих сту-дентам перспек-тиву и осознание своего профессиональ-ного потенциала в контексте требований современного общества . Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), формирует компетентности, определяемые Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования.

Цель исследования состояла в том, чтобы уточнить дефиниции категории «индивидуальный образовательный маршрут» и выявить особенности реализации ИОМ студентами вуза.

Материалы и методы исследования

ИОМ - образовательная програм-ма достижения обра-зовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося . ИОМ - вариант целенаправленно проектируемой дифференцирован-ной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся по-зицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной про-граммы при осуществлении педагогического сопровожденияпрепода-вателем .

Для реализации этого положения Слепухин А.В. (модифицировано нами) предлагает выделять следующие основные типы ИОМ:

  • Я-центрированный (маршрут харак-теризуется ориентированностью на познание себя, своих особенностей, способностей, возможностей);
  • маршруты, ориентированные: на получение знаний, профессиональных умений (маршрут свя-зан с выделением системных пред-метных областей: Теория государства и права, Конституционное право, Гражданское право и др.);
  • на формирование себя как человека профессионально ориентированного (в рамках прохождения учебной практики линия маршрута знаний конкретизирована определенной позицией - стать профессионалом);
  • на формирование себя как будущего специалиста после прохождения производственной практики, при оценивании которой учитывается способность студента применять имеющиеся теоретические знания в конкретных юридических ситуациях (таблица 1).

Таблица 1

Связь основных типов ИОМ с формами работы обучающихся

Типы ИОМ (по Слепухину А.В. в нашей модиф.)

Характеристика типов ИОМ

Формы организации обучения

Результат

Я-центрированный

маршрут харак-теризуется ориентированностью на личностные особенности, потенциальные возможности

Психологические тренинги, игровые ситуации, юридические беседы.

Осознание социальной значимости профессии, знание и соблюдение этических принципов, умение ставить цель и стремиться к саморазвитию.

Я-профессионально ориентированный

Маршрут рассчитан на формирование у студента мотивации стать профессионалом

Диспуты, ситуационные задачи, не имеющие однозначного юридического решения

Участие в разработке нормативно-правовых актов, обеспечение соблюдения законодательства, и др.

Я - будущий специалист, бакалавр юриспруденции

Маршрут характеризуется формированием профессиональных компетенций

Юридические консультации гражданам, составление проектов юридических документов и др.

Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, владеть навыками подготовки юридических документов, выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка.

Многообразие компетенций, закрепленных ФГОС, в том числе и профессиональных, подразумевает индивидуализацию обучения. Учебный модуль позволяет скорректировать индивидуальный образовательный маршрут студента. Учебный модуль - это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету или интегрированному курсу. Наиболее простым и типичным образцом учебного модуля является тема (раздел) обычной учебной программы вместе с указанием возможных способов ее изучения и форм.

Учебные модули могут быть двух различных типов .

1. Модуль, составленный на основе учебной программы.

При этом программа может быть любой - типовой или экспериментальной, базовой, ориентированной на углубленное изучение предмета, реабилитационной и т.п. Заметим, что при составлении учебного модуля этого типа могут использоваться, наряду с реализуемыми в данном образовательном учреждении, и другие утвержденные учебные программы. Например, в индивидуальный учебный план могут быть включены модули, составленные на основе программы с углубленным изучением предмета. Если учебный модуль составляется на основе экспериментальной или авторской программы, то сама программа должна быть утверждена в соответствии с действующими правилами.

2. Учебный модуль интегративного типа: базовая и вариативная части.

Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам, сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой содержания, использованием новых форм деятельности. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемой по выбору обучающегося. В данном случае индивидуальное обучение организуется в соответствии с целевой программой («Россия - правовое государство», «Я - гражданин России», «Хочу быть юристом!» и т.п.).

Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа: учебно-методического комплекса по дисциплинам, программы учебного курса, утвержденной решением соответствующей кафедры.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обусловливается рядом условий: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации личности обучающегося; осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающимися; организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута, т.к. будущий профессионал может испытывать затруднения в процессе получения образования:

  • в вычленении, оформлении и осознании личностных смыслов образования;
  • в определении содержательного круга задач, которые могут возникнуть в процессе образования;
  • в освоении способов решения системы образовательных задач, складывающихся в индивидуально-личностный образовательный маршрут.

Характеризуя особенности описанного выше образовательного процесса, можно отметить, что в условиях классической (традиционной) парадигмы знания даются в основном в готовом виде: обучающих-ся учат решать предложенные задачи, усваивать знания, отве-чать правильно на поставленные вопросы, заучивать формули-ровки, доказательства, воспроизводить информацию, описывать взгляды, позицию других, усваивать то, что преподаватель последовательно «излагает» по плану, усваивать теории. По разделяемому нами мнению Д. Г. Левитеса необходимо, чтобы деятельность педагога была направлена на «выращивание» таких потребностей обучающегося, которые органично соответствуют основным компонентам содержания образования как отражению социокультурного опыта. Тем самым процесс обучения будет замкнут на достижении единой цели - развития потребностей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования - «дидактическое кольцо» на процессуальном уровне. При реализации индивидуальных образовательных маршрутов преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты; помогает распознавать потребности и мотивы; оказы-вает помощь и поддержку в саморазвитии; обучает способам мышления, приводящим к открытию новых знаний; учит ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю - тьютору; помогает работать с информацией, про-изводя ее классификацию; предлагает зани-мать и отстаивать собственную позицию, приобретать знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную. Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в компетентностном подходе к образованию с целью обеспечения условий для самоопределения и самореализации личности.

Результаты исследования и их обсуждение

В нашей работе мы опирались на исследование Бурлаковой Т.В., где автор рассматривает виды индивидуализации в обучении: внешнюю и внутреннюю . Под «внешней индивидуализацией» понимается на-правленное воздействие внешнего образова-тельного пространства, включающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого студента; а под «внутренней индивидуализацией», направленной «от студента», обеспечиваю-щей продуктивное взаимодействие с миром и c собой. Внутренняя индивидуализация пред-стает как процесс, направленный на развер-тывание индивидуальных устремлений, реа-лизацию сущности, выработку жизненных смыслов, стилей деятельности. Фактором проявления внутренней индивидуализации является осознаваемая необходимость каче-ственного изменения себя в лучшую сторону. Основополагающим механизмом приобщения студента к педагогической про-фессии является рефлексия, непосредственно связанная с внутренней составляющей инди-видуализации.

Реализация принципа поддержки инди-видуализации, по мнению Бурлаковой Т.В., предполагает учет следующих требований: создания у студентов мотива-ции к изучению и учету своих способностей и осуществлению профессиональной деятельно-сти; осуществления глубо-кой диагностики сфер индивидуальности сту-дента; установления взаимосвязи между этапами развития индивидуальности студента и обеспечения необходимости перехода от одного этапа к другому; развития у студен-тов способности к целеполаганию, дидакти-ческому проектированию, рефлексии; обеспечение в учебном процессе перехода от дея-тельности, организуемой преподавателем, к деятельности, самоорганизуемой студентом.

Процесс педагогического сопровождения реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов,на наш взгляд, предполагает двухуровневое построение содержания учебных дисциплин - базисную часть, которую проектирует преподаватель, и вариативную часть, которая проектируется самим студентом в соответствии с его интересами, потребностями, мотивацией, опытом, полученным на практике, обеспечивающую индивидуальный образовательный маршрут. В режиме взаимодействия субъектов образовательного процесса происходит учебный диалог, позволяющий создать систему субъект-субъектных отношений между его участниками.

Т.В. Бурлакова выделила принципы индивидуализации обучения студентов: реализация принципа вариативности и гибкости предполагает учет следующих тре-бований: 1) выполнения общих требований образовательного стандарта в сочетании с удовлетворением индивидуальных возможно-стей и интересов каждого студента; 2) гибко-го реагирования на индивидуальные и лично-стные изменения студента путем внесения необходимых изменений в компоненты под-готовки; 3) предоставления студентам воз-можности выбора видов, форм деятельности и самоопределения; 4) помощи студентам в осознании своих индивидуальных возможно-стей и склонностей, в составлении индивиду-альных программ подготовки; 5) гибкого и своевременного изменения индивидуальных образовательных программ и индивидуаль-ных планов; 6) использования разнообразных методов и форм самостоятельной работы сту-дентов; 7) осуществления профессиональной деятельности с высокой степенью рефлексии, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств.

Анализируя основные образовательные программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция», мы вычленяем в них то содержание Федерального государственного образовательного стандарта, которое касается возможности расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре. Именно вариативная часть дополняет базовые (профильные) знания, позволяет закрепить основные понятия, подготовить обучающегося к профессиональной деятельности.

Общий анализ базового содержания Федерального государственного образовательного стандарта и его вариативной части указывает на то, что все учебные курсы по дисциплинам несут в себе личностную и профессиональную составляющую деятельности юриста, но в сравнении с ГОС специалитета ощущается нехватка узких специализированных дисциплин, которые ранее изучались при выборе студентом специализации, например, такие дисциплины, как «Особенности рассмотрения отдельной категории гражданских дел», «Право интеллектуальной собственности» и др. Выходом из создавшейся ситуации, на наш взгляд, является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования профессиональных компетенций, увеличение времени для самостоятельной работы студентов, возможности проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Дисциплины правового цикла направлены на формирование навыков профессионального общения на иностранном языке, постановки управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.

Считаем вслед за П.И. Гайдаем и С.Ю. Тряпицыным, что реализация ИОМ влечет за собой изменение способов преподавания. Современный образовательный процесс требует комплексного подхода в обучении с использованием современных форм обучения, таких как интерактивные ресурсы. В ИМПЭ им. А.С. Грибоедова для обеспечения учебного процесса используется электронно-библиотечная система (znanium.com), с помощью которой студенты знакомятся с учебно-методическими комплексами по различным дисциплинам, с электронными учебниками, научными статьями и т.п. Целесообразно с помощью электронных систем создавать интерактивные кабинеты по основным дисциплинам, наполненных различными презентациями, таблицами, «электронными экскурсиями» и т.п. В последнее время, для более тесного контакта со студентами мы используем индивидуальные электронные кабинеты студентов, которые позволяют корректировать ИОМ, дополняют основную образовательную программу дополнительной литературой и т.п.

Нами проводилась работа по созданию Совета наставников, который связывает студентов младших курсов, старших курсов и выпускников. С помощью Совета возможно сохранение традиций, преемственных связей между поколениями. Выпускники, которые уже стали работодателями, участвуют в профориентационной работе, различных мероприятиях, проводимых в вузе. Совет наставников становится связующим звеном между студентами, преподавателями и выпускниками, индикатором между рынком труда и вузом.

В настоящее время в «Совет наставников» входят представители законодательной, исполнительной и судебной власти, которые уже принимают активное участие в жизни института. С помощью депутата Законодательного собрания Республики Карелия Сергея П. мы организовываем экскурсии в законодательный орган субъекта, с целью закрепить полученные знания по дисциплине «Конституционное право». В Совет входит также Артур М., депутат Государственной Думы РФ одного из прошлых созывов, который участвует в учебном процессе и в качестве тьютера. Большое значение имеет участие в Совете представителей судейского сообщества Светланы Г. и Натальи Г., и Елены Б., которые принимают участие в различных дискуссиях, защите выпускных квалификационных работ и т.п. Тесная связь между поколениями позволяет сохранить традиции высшей школы, помогает работодателям «взрастить» достойную смену. Студенты же получают редкую возможность узнать о тонкостях профессии юриста из первых уст.

Сотрудничество между студентами, выпускниками и преподавателями полезно не только в Совете. Современные требования таковы, что при прохождении процедуры аккредитации, составления различных рейтингов вуз обязан доказать, что его выпускники востребованы на рынке труда, трудоустроены, т.е. связь с выпускниками не потеряна. Мы прослеживаем судьбу большинства наших выпускников, но особое внимание привлекают те, чья карьера оказалась успешной. Возникает закономерный вопрос, как они реализовывали свой ИОМ, с какими трудностями сталкивались и т.п. Цель данных вопросов и в том, чтобы выявить недостатки в образовательном процессе, помочь тем, кто еще только осваивает программу высшего профессионального образования.

Вывод. Таким образом, реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе - это системный процесс, основная функция которого - стимулирование индивидуальных личностно значимых запросов субъекта образовательной деятельности, ориентированное на изменение отношений студентов к образовательной деятельности, способствующее развитию профессиональной ответственности и успешности в будущей профессиональной карьере.

Рецензенты:

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.

Борзова Е.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой английского языка Института иностранных языков ПетрГУ, г. Петрозаводск.

Библиографическая ссылка

Кармазина Н.В., Федорова Е.Н., Янюшкина Г.М. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13717 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Наш мир не стоит на месте. Развитие нации в принципе идет стремительными скачками с появлением новых технологий, внедрение которых абсолютно во все сферы жизнедеятельности человека внесли свой значительный вклад в изменение привычного устоя не только профессиональной, медицинской, транспортной системы, но и в систему образования. Ускорение темпов социально-экономического развития информационного общества, расширение масштаба социально-профессиональной мобильности, динамическое развитие экономики, которое характеризуется большой степенью неопределенности, конкурентоспособностью, структурными переменами занятости людей. Данные перемены оказывают влияние на требования по отношению к качеству профессионального образования, востребованность той или иной квалификации специалиста, его готовность к освоению новой инновационной технологии труда. «Профессиональное сообщество отреагировало на данную социально-экономическую видовую тенденцию – это потребность в индивидуальной образовательной траектории».

К примеру, в США давно активно применяют организацию обучения с использованием индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): американцы активно используют ИОТ в высших образовательных учреждениях. Студент самостоятельно вправе выбирать предметы, которые, по его мнению, наиболее интересны для него из перечня, представленного его вузом (кафедрой). Так же в обучении широко применяются информационные технологии в университетских библиотеках: веб-сайты университетских библиотек как порталы библиотечных услуг, онлайновые межбиблиотечные абонементы и электронная доставка документов, справочное обслуживание по электронной почте и т.д. В вузах созданы онлайновые каталоги публичного доступа, базы данных и электронные журналы (в том числе, журналы учета посещаемости и успеваемости в обучении студентов), цифровые проекты университетских библиотек, электронные резервные коллекции. Стало популярно онлайн обучение.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. также говорится о том, что «следует совершенствовать образование, повышать его качество, в том числе, необходима индивидуализация образования». Одним из актуальных вопросов совершенствования и видоизменения образования в современном обществе заключается в проектировании и институциональном обеспечении индивидуальной образовательной траектории обучающегося с применением современных информационных технологий.

Всё началось с появления Болонской системы образования или Болонского процесса 19 июля 1999 года, когда была подписана 29-ю европейскими государствами Болонской декларации, которая утверждала необходимость для Европы образования и образовательного сотрудничества в формировании и закреплении стабильного, мирного и демократического общества.

В России активное развитие Болонской системы началось с сентября 2003 года, когда РФ присоединилась к Болонскому процессу на встрече министров образования европейских стран в Берлине.

На основании данной системы с 2011 года в Российских вузах начала формироваться образовательная траектория. Высшие учебные заведения начали переходить на двухуровневую подготовку кадров, включающую:

1. Бакалавриат – 4 года обучения в высшем учебном заведении – первый уровень высшего образования;

2. Магистратура – 2 года обучения в высшем учебном заведении – второй уровень высшего образования.

Невзирая на приобретенную популярность новой системы образования, четыре года образования – бакалавриат – как уровень профессиональной подготовки потенциальных сотрудников, как обучающиеся, так и работодатели не оценили его в должной мере.

ИОТ – это план и программа формирования обучаемым своих способностей, включая реализацию потенциальных возможностей с целью поднятия уровня конкурентоспособности и развития своей личности». Сущность индивидуальной образовательной траектории состоит в осознанном и ответственном выборе студентом «целевой ориентации осуществления своего профессионально-образовательного потенциала с опорой на свои сложившиеся ценности, установки и смысл жизнедеятельности». Предпочтение той или иной образовательной траектории зависит от социально-профессиональной направленности обучающегося, его ценностно-смысловыми ориентирами, присутствием альтернативной образовательной программы, возможностями вуза.

Специалисты выделяют несколько вариантов построения ИОТ :

Первый вариант – выбор подготовки строго в рамках бакалавриата, то есть, обучение происходит в течение четырех лет, студенту даются базовые знания по выбранной специальности, которые, в дальнейшем, подтверждается соответствующим дипломом. Исходя из этой программы обучающийся выбирает профиль своего образования.

Второй вариант – выбор подготовки по программе бакалавриата, включающий обучение в соответствии с программой профессиональной переподготовки, которая в дальнейшем дает студенту право ведения новой профессиональной деятельности. В соответствии с классическими мерками высшего образования данная программа несколько напоминает специалитет, действующий в подавляющем большинству вузов нашей страны, так как обучение длится пять лет. На основании окончания второго варианта такой траектории образования выпускник получит два диплома – данная программа примерно схожа с ушедшими в прошлое специальностями.

Третий вариант – освоение таких уровней образования, как бакалавриат и магистратура. В дальнейшем это гарантирует получение двух дипломов и степени магистра. Специалисты полагают, что будущее стоит за такой системой высшего образования, хотя оно и занимает у студента шесть лет.

Отметим, что верный выбор ИОТ позволяет абитуриенту в дальнейшем:

  • Определиться с вектором профессионального развития студента;
  • Выбрать тематику научно-исследовательской работы: курсовые и дипломные проектирования;
  • Установить тот перечень курсов на выбор, который обучаемый будет изучать в рамках бакалавриата;
  • Обусловить потенциальную базу практики;
  • По окончании обучения обрести два диплома;
  • Приобрести компетентность в нескольких сферах знаний, повысив, таким образом, свою конкурентоспособность при трудоустройстве.

Специалисты выделяют внешние и внутренние факторы, влияющие на проектирование образовательных траекторий :

  • Внешние факторы включают в себя миссию высшего учебного заведения, его институционную структуру, а так же социально-экономические нужды региона, квалификацию педагогического состава.
  • Внутренние факторы построения индивидуальных образовательных траекторий включают в себя целевую ориентацию студентов, их мотивы повышения образовательного уровня, познавательную активность, нужду в саморазвитии, самоотношение и ориентацию на будущее (определение дальнейших перспектив).

Рассмотрим, как в настоящее время, и в каких вузах страны применяются ИОТ .

1. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России (МГИМО (У) МИД России) Адрес: Россия, Москва, Вернадского просп., 76. Web-сайт: http://business.mgimo.ru, http://www.mgimo.ru;

2. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы (СПбГИПСР). Адрес: Россия, Санкт-Петербург, В.О., линия 12-я, 13а. Web-сайт: http:// www.psysocwork.ru .

3. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ); Адрес: Россия, г. Омск, пр. Мира, 5. Web-сайт: http:// www.sibadi.org ;

4. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ); Адрес: Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 22, корп.1. Web-сайт: http://www.sut.ru

5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет» (ФГБ ОУВПО НГУ). Адрес: Россия, Ханты-Россия, Мансийский АО, Нижневартовск, ул. Ленина, 56. Web-сайт: http://www. nvsu.ru

Ближнее зарубежье :

1. Казахстанская Автомобильно-дорожная академия им. Л.Б. Гончарова (КАДА им. Л.Б. Гончарова); Адрес: Казахстан, Алматы, просп. Райымбека, 417а. Web-сайт: : http:// www.kazadi.kz ;

2. Белорусский государственный педагогический университет (БГУП); Адрес: Беларусь, г. Минск, ул. Советская, Web-сайт: http://www.bspu.unibel.by

Дальнее зарубежье :

1. University of Bath. Адрес: Великобритания, Claverton Down Rd, Bath, North East Somerset BA2 7AY. Web-сайт: http://www.bath.ac.uk/ ;

2. Humboldt-Universität zu Berlin. Адрес: Германия, Unter den Linden 6, 10099 Berlin,. Web-сайт: https://www.hu-berlin.de/de ;

3. Università Commerciale Luigi Bocconi. Адрес: Италия, Università Bocconi — Via Sarfatti, 25 Milano. Web-сайт: http://www.unibocconi.eu/ ;

4. California Institute of Technology, Адрес: Соединенные штаты Америки, California Institute of Technology, Pasadena, California 91125. Web-сайт: http://www.caltech.edu/ ;

5. Libre Institute Samadeva. Адрес: Франция, 34 rue du Wittertalhof 67140 Le Hohwald. Web-сайт: http://samadeva.com/

Практически во всех вышеперечисленных нами вузах применяются современные информационные технологии и цифровые устройства воспроизведения и передачи образовательного материала. Широко применяется медиаконтент в образовании, что способствует повышению интереса у студентов при получении образования.


Обсуждение закрыто.

Л.Н. Мазаева

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Основой построения индивидуальных образовательных траекторий должна служить система диагностики индивидуальности студентов (мотивации, сформированности интеллектуальной сферы, направленности интересов, потребностей, уровня обученности и т. д.), а также мониторинг изменений, происходящих в индивидуальности студентов.

В процессе обучения, основанного на реализации индивидуального подхода, можно выделить следующие этапы:

    предварительная диагностика индивидуальных качеств студента;

    анализ результатов диагностики преподавателем с целью выработки рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории;

    самоанализ результатов диагностики студентом, определение им своих сильных и слабых сторон, определение вектора дальнейшего развития;

    совместное (преподаватель-студент) определение индивидуальной образовательной траектории, ее контрольных точек;

    профессиональное обучение, опирающееся на контроль и самоконтроль индивидуального развития студента;

    корректировка индивидуальной образовательной траектории в соответствии с промежуточными результатами.

Предлагаемая стратегия реализации индивидуального подхода к обучению в вузе должна быть применена ко всем (или большинству) учебных дисциплин и составлять целостную систему развития, имеющую общие цели, принципы и идейную основу. Это обусловлено тем, что никакое индивидуальное качество невозможно сформировать за короткое время и в рамках отдельной учебной дисциплины, - процесс формирования длительный, он должен быть разносторонним и комплексным.

Особенно важными на современном этапе являются проблемы формирования у студентов индивидуального стиля профессиональной деятельности. Опыт показывает, что совершенствование учебных планов и программ не всегда способствует решению этих проблем, так как при традиционной системе образования игнорируются мотивационные, ценностные ориентиры студентов, личностная обусловленность профессиональной деятельности. Современные технологии обучения предусматривают не столько предметную направленность обучения, сколько ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает:

    обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента;

    придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности;

    ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на выработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию.

В основу разрабатываемой нами модели профессиональной подготовки положены профессионально ориентированные мотивационно-стимулирующие ситуации, предусматривающие диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности; выделение на ее основе уровневых групп; определение индивидуальных образовательных траекторий; обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту. Педагогический процесс, построенный на основе профессионально ориентированных мотивационно-стимулирующих ситуаций, направлен на формирование индивидуальных качеств студентов и их профессиональной компетентности, выражаемых в профессиональной позиции, стиле мышления, и проявляется как "смещение установок" с содержательно-процессуальных аспектов учебного общения на целостно-смысловые.

Экспериментальная работа, носившая в значительной мере поисковый характер, показала, что учебные ситуации должны предусматривать определенные шаги и последовательность реализации, а именно:

1) проведение совместной ориентировки в личностно значимой для студентов предметной области;

2) выявление проблем, интересующих студентов как будущих специалистов;

3) рассмотрение проблем в контексте значимых для студентов профессиональных и личностных ценностей.

Усиление профессионально ориентированного и мотивационного компонентов учебной деятельности возможно путем создания в процессе обучения ситуаций, обеспечивающих единство мотива и цели, способствующих ценностно-целевой ориентации студентов, осознанию и принятию целей обучения, поиску личностного смысла учебной деятельности и приобретению личностного опыта в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Поддержки образовательных технологий- раскрыть+методики обучения

повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;

Однако исследования,

Открывая реальные перспективы для повышения качества знаний и интенсивности образовательного процесса, тем не менее, как все новое, они содержат ряд проблем, среди которых наиболее значимыми, на наш взгляд являются:

для решения которых различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования.

Современное образовательное пространство не мыслимо без образовательных IT-технологий.

– открытой площадки для обмена мнениями в рамках проекта по повышению конкурентоспособности ТюмГУ.

Тема пятой Лаборатории родилась неслучайно. С сентября 2017 года в ТюмГУ студенты четырех институтов (Института филологии и журналистики, Института химии, Института психологии и педагогики и Института истории и политических наук) и Школы перспективных исследований учатся по новой образовательной модели, благодаря которой они могут самостоятельно формировать свой учебный план.

Первокурсники получили возможность откровенно обсудить с ректором вуза Валерием Фальковым суть новой образовательной модели , ее преимущества, а также обозначили некоторые насущные вопросы по ее внедрению.


О преимуществах индивидуальной образовательной траектории

Общаясь со студентами, ректор вуза Валерий Фальков привел метафору, сравнив старую образовательную модель с армейской столовой, где набор блюд, последовательность и их содержание всегда предопределено.

«Сегодня мир настолько далеко ушел, что мы решились на непростой шаг и от «армейской столовой» перешли к «студенческому кафе», где каждый волен выбирать себе блюдо по вкусу , – пояснил Валерий Фальков . – Это и есть индивидуальная образовательная траектория : вы сами выбираете то, что вам нравится. Почему за этой моделью, за индивидуальными образовательными траекториями будущее? Почему я считаю, что этот шаг, нам необходимо сделать и сделать сообща? Потому что ни вы, ни я не знаем, как будет выглядеть мир через 4 года ».

Уже мало кого удивишь мнением, что в скором времени искусственный интеллект, развитие которого идет семимильными шагами, вытеснит большое количество востребованных сегодня профессий. Именно поэтому теряется смысл подготовки узкого специалиста, и появляется необходимость совершенно других подходов к организации образования .

«Сейчас у нас век индивидуальности. Мир сегодня идет за человеком, и образование становится таким же. Новая образовательная модель предполагает сочетание дисциплинарной широты и высокой вариативности программы в общеобразовательных и профессиональных частях , - поясняет Фальков. – Это образование «под себя». Корректируя свою образовательную траекторию, каждый из вас будет уникальным специалистом ».

О новой компетенции

Помимо того, что индивидуализация образования повышает мотивацию студентов учиться, а возможность получения дополнительного профиля повышает привлекательность выпускника на рынке труда, одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории ректор видит в развитии компетенции осознанного ответственного выбора .

«Мы не умеем делать выбор, не умеем брать на себя ответственность, а это целое искусство , – считает Валерий Фальков. – В вузах нет такого предмета «Теория выбора». Но за четыре года нового бакалавриата вы этот навык обязательно получите ».

Конечно, гораздо комфортнее жить, когда за тебя все решено. Новая же образовательная модель с выбором траектории обучения заставляет думать и принимать решения. Пройдя через это, побывав в рисковой среде, студенты получат необходимые в большой жизни компетенции, которые сегодня очень ценятся работодателями.

О наборе обязательных курсов и свободе выбора элективов

Вопрос, который волнует большинство первокурсников, касается свободы выбора дисциплин.

«Вы говорите, что у нас свободный выбор, но ограничиваете тем, что нужно обязательно выбрать по одной дисциплине из каждого блока. Почему мы должны изучать то, что мы не хотим изучать? Где же тут свобода выбора? », – спрашивают первокурсники.

Во-первых, тут нужно понять, что есть государственный образовательный стандарт. И 40% учебного плана – это обязательные дисциплины по госстандарту. Просто так отменить предмет «Россия и мир», например, не получится. И «Концепция современного естествознания» или «Естественнонаучная картина мира» тоже читаются у студентов всех направлений подготовки.

Замысел новой образовательной системы состоит в концентрировании в первом полугодии того, что обычно «размазывалось» раньше на го д. А в последующем дисциплин станет больше, и их и выбор будет шире. Более того, какие-либо ограничения в выборе элективов будут только на первом курсе. Второй, третий, четвертый курс предполагает больше свободы выбора.

Сейчас в ТюмГУ 75 элективных дисциплин , и эту линейку планируется расширять. Задача студентов – найти правильный баланс между профессиональными компетенциями и надпрофессиональными.

«За 4 года мы сделаем из вас интеллектуальный спецназ. И вы будете высококвалифицированными, хорошо подготовленными и эрудированными специалистами , - заверил ректор. – Главное, выбирая ключевые профессиональные дисциплины, не привязывайте себе якорь к ногам, пробуйте выбирать предметы из разных профессиональных областей ».

Справедливым ректор счел замечание студентов, о желании получать актуальные знания в доступной форме , исходя из профиля направления их подготовки.

«Усилия университета направлены на то, чтобы студенты, которые представляют разные предметные области, комфортно себя чувствовали с преподавателями, которые бы понимали, что знания у студентов разные. И я убежден в том, что лучшие представители своих профессий расскажут даже про квантовую физику так, что вы завтра захотите перевестись туда с педагогики », – отметил ректор, пообещав провести экспертизу учебных курсов и посмотреть: «а что мы читаем студентам?»

О междисциплинарности

Занятия по новой модели образования предполагают смену учебных групп, преподавателей, и нет понимания того, кому в итоге придется сдавать экзамен или зачет.

Это действительно так, и к этому придется привыкать. Обучение в междисциплинарных группах – это часть новой образовательной политики.

«Это, конечно, выход из состояния комфорта. Но жизнь так устроена: чем больше вы общаетесь с разными людьми, тем более адаптивными вы становитесь, тем проще вам будет в дальнейшем », - ответил ректор.

Что касается количества преподавателей, то здесь нужно принять во внимание, что разные преподаватели специализируются на разных темах одного предмета. А наиболее качественная и справедливая оценка за экзамен – это оценка, полученная студентом у того преподавателя, кто не вел у него занятия.

Об опыте внедрения новых образовательных моделей

Отметим, что сегодня мы находимся на пороге эволюционных преобразований в системе образования . И каждый университет пытается найти свою модель. Кто-то занял классический путь, кто-то вводит «кампусные» курсы, когда к основному профилю, студент обязан выбрать дополнительный.

Почему это интересно Тюменскому госуниверситету?

«Во-первых, это требование времени, а во-вторых, есть апробированные модели работы университетов мирового класса, к статусу которых мы стремимся , - поясняет ректор. – Возьмите шанхайский, токийский, североамериканские университеты, европейские… Везде – свободы от 50% процентов и больше. А в России сегодня в классическом варианте 99% предопределено и только 1% свободы ».


12 октября Валерий Фальков приглашает на еще одну тематическую встречу, посвященную организации индивидуальных образовательных траекторий, только теперь уже преподавателей.

Вхождение России в мировое образовательное пространство, принятие Болонской конвенции послужили основой для реформирования национальной системы высшего образования и актуализировали поиски подходов к разработке стратегии модернизации профессиональной подготовки педагогов с учётом мирового опыта и традиций отечественной академической культуры. Такие аспекты процесса модернизации, как переход к системе многоуровневого образования, развитие мобильных образовательных программ и стандартов (Европейская Система Квалификаций), достижение академической мобильности, предполагают наличие альтернатив в образовательной сфере и ориентируют обучающегося делать выбор исходя из собственных возможностей и потребностей рынка труда. Поэтому выбор индивидуальной траектории и маршрута обучения в конечном итоге позволит каждому студенту развить те качества личности и компетенции, которые требуются профессионалу .

В контексте нашего исследования представляют интерес научные труды, раскрывающие принципы педагогического проектирования индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов учащихся (B.C. Безрукова, С.В. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и др.) и студентов (Н.Г. Зверева, В.В. Лытнева, А.В.Туркина, М.Л. Соколова и др.). В педагогической науке накоплен опыт, позволяющий использовать имеющийся опыт проектирования образовательных технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.С. Игропуло, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.) для решения проблем индивидуализации обучения студентов. Однако процесс проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов в вузе не являлся предметом специального изучения .

Таким образом, перспективным является индивидуализация образовательного процесса посредством включения студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. Индивидуальная траектория обучения представляет собой личностно-ориентированную организацию учебной деятельности студента в вузе и предполагает построение учебно-воспитательного процесса в контексте реализации индивидуальных устремлений, выработки жизненных стратегий, формирования основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента. Под индивидуальным образовательным маршрутом следует понимать освоение студентом учебной программы с учётом его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечивающих решение его образовательных проблем.

Практическое решение проблемы индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку осуществлялось посредством использования теории проектирования. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий - процесс многоплановый, призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности, возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной деятельности в профессиональной сфере. Содержанием проектировочной деятельности является разработка модели, педагогической технологии и других процедур.

Целью экспериментальной работы явилась апробация модели и технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов и выявление их влияния на качество знаний, мотивацию и интерес к самопознанию и саморазвитию, а также на эффективность самостоятельной работы студентов.

Исследование проводилось по специально разработанной экспериментальной программе. Оно включало три этапа: аналитико-диагностический, проектировочный, оценочно-коррекционный.

Базой исследования явились факультеты Армавирского государственного педагогического университета (факультеты математики, физики и информатики, психолого-педагогический факультет, филологический факультет); гимназии и общеобразовательные школы г. Армавира. Изучался опыт подготовки будущих учителей в Армавирском лингвистическом университете, Ставропольском государственном университете, Московском педагогическом государственном университете. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение шести лет. В ней приняли участие 517 студентов и 44 преподавателя.

Исходя из рассмотренных подходов к педагогическому моделированию , нами разработана модель индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку, при помощи которой, по нашему предположению, эффективность педагогического процесса значительно повысится. Модель имеет иерархическую структурную организацию, каждый из компонентов в блоке соподчинен, определяет и обосновывает содержание следующего. Блок может рассматриваться как самостоятельная система, где элементы находятся в определенных отношениях и связях друг с другом.

Поскольку моделирование является одним из этапов педагогического проектирования, мы посчитали целесообразным включить в структуру разрабатываемой модели следующие блоки: теоретико-методологический; организационно-технологический; субъектных взаимодействий; результативный.

Разработанная структурно-функциональная модель является средством познания сущности индивидуализации обучения, позволяет решить выявленные нами общие и частные образовательные проблемы. Она воспроизводит такие компоненты моделируемого процесса, как его субъекты, цели, задачи, содержание, методы, формы, результаты, а также факторы, принципы и функции. Как предполагается нами, использование модели в образовательном процессе педагогического вуза улучшит психолого-педагогическую и предметную подготовку профессорско-преподавательского состава в этой области; создаст условия для разрешения коммуникативных трудностей студентов и преподавателей; обогатит содержание предмета «иностранный язык» новым личностно-ориентированным материалом и т.д. Центральным элементом модели является технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку.

Авторская технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку строилась с учётом определенных основных детерминирующих факторов и условий организации процесса обучения . Ядром разрабатываемой технологии является алгоритм управления образовательным процессом, который включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль преподавателем этой деятельности. Обобщённое описание структуры технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку представлено в виде этапов и стадий, раскрывающих содержание и последовательность операций, позволяющих разработать, оценить результаты её реализации и произвести необходимую коррекцию.

Представляет интерес содержательная составляющая технологии, включающая в себя учебно-методический комплекс (УМК), составленный на основе идей и теоретических взглядов автора, методик, специфичных форм, методов и средств организации педагогического процесса и содержания образования. В качестве ведущей была положена идея комплексного изучения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка в педагогическом контексте. Поэтому в учебно-методическом комплексе были реализованы современные личностные и профессионально-ориентированные подходы к обучению иностранному языку.

Комплексный подход к анализу, оценке, диагностике, выбору параметров и критериев их отбора; способам осуществления непрерывного слежения и его периодичность; способам использования полученных данных был реализован за счёт включения в систему мониторинга состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Полученные в ходе мониторинга данные позволили разделить участвующих в эксперименте студентов на группы и определить для каждой из них индивидуальные направления и маршруты изучения иностранного языка.

В результате были выделены следующие траектории индивидуализации обучения иностранному языку у студентов: на общекультурное развитие, на коммуникативное развитие, на профессионально-творческое развитие.

Траектория коммуникативного развития, целью которой является овладение навыками бытового и профессионального общения.

Траектория общекультурного развития, направленная на приобретение умений пользоваться средствами иностранного языка для повышения общей культуры личности; реализации индивидуальных запросов и потребностей в изучении иностранного языка.

Траектория профессионально-творческого развития обеспечивала содействие профессионализации личности на основе включения в содержание образования материала, инициирующего развитие творческих способностей специалиста.

Перечисленные выше траектории включали в себя индивидуальные маршруты, которые различались целями, графиком изучения дисциплины, содержанием и объемом домашних и внеаудиторных заданий, уровнем сложности изучения дисциплины, темпом прохождения и др.

Первый маршрут (базовый) реализуется посредством изучения базового курса иностранного языка студентами, имеющими средний и высокий уровень знаний. У студентов этой группы высокий уровень мотивов к изучению иностранного языка, сформирована база, но у них нет такой возможности в силу ограниченного количества часов, предусмотренного Госстандартом и программой на изучение иностранного языка.

Целью этого маршрута является овладение иностранным языком на повышенном уровне сложности и стимулирование самообразования. Основные задачи преподавателя при прохождении студентами этого маршрута заключались в оказании педагогической и мотивационной поддержки студентов к изучению иностранного языка, стимулирования их к его совершенствованию.

Второй маршрут (коррекционный) адресован студентам, имеющим низкий уровень знаний иностранного языка, целью коррекционного курса является восполнение пробелов в знаниях. Основные задачи преподавателя при прохождении студентами этого маршрута заключались в оказании педагогической помощи при затруднениях и мотивационной поддержки студентов при изучении иностранного языка.

Все рассмотренные операции технологии обучения реализуются преподавателями и регламентируются инструкцией по организации и содержанию работы кафедр иностранного языка высших учебных заведений.

Мониторинг динамики произошедших изменений в экспериментальных и контрольных группах свидетельствует об эффективности предложенной программы индивидуализации обучения иностранному языку у будущих педагогов. Позитивные результаты были получены вследствие создания лингвопрофессиональной среды, направленной на развитие индивидуальности студентов. Использование аутентичных материалов и средств обучения, педагогической технологии, увеличение объема самостоятельных творческих работ, стимулирующих самообразование студентов, целенаправленное развитие интеллектуально-познавательных умений способствовали формированию продуктивного педагогического взаимодействия в процессе изучения иностранного языка и успешному продвижению по индивидуальным образовательным траекториям и маршрутам.

Это позволяет сделать вывод о том, что реализация авторского подхода к индивидуализации обучения иностранному языку улучшила не только качественные и количественные характеристики этого процесса, но и уровень профессиональной подготовки будущего педагога.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать ряд организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку: соблюдение дискретности индивидуализации на всем протяжении обучения студента в вузе; предоставление свободы выбора образовательного пути каждому студенту; организация педагогической поддержки реализации индивидуальных траекторий обучения студентов; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; стимулирование креативности студента в учебной деятельности; проведение мониторинга эффективности прохождения индивидуальных траекторий обучения студентов; обеспечение готовности преподавателей к проектированию индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

Выполненное исследование даёт основание считать, что полученный научный материал позволил раскрыть основные аспекты проблемы, связанной с индивидуализацией обучения иностранному языку студентов. Выполненное исследование отражает педагогический аспект решения столь сложной междисциплинарной проблемы, которой является проектирование индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

Ждут дальнейшего решения вопросы саморазвития и самосовершенствования личности будущего педагога в индивидуально-ориентированной среде, нуждается в проработке вопрос включения курсов, связанных с проектированием индивидуальных траекторий обучения, в систему повышения квалификации учителей.

индивидуальный обучение студент педагогический

Примечания:

  • 1. Алибекова Г.З., Рудковская А.В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. № 5. С. 56-60.
  • 2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  • 3. 3аир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.
  • 4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  • 5. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 3. С. 99-109.