Методичка - изучение библиотечного фонда. Изучение состава и использования фонда в целях управления его формированием Анализ о состоянии книжного фонда в библиотеке

Дополнительные показатели

Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

По = А: Ч х 100.


В массовых библиотеках охват в 70-80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений - 100 % вполне реальная цифра.

Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

Рассчитывается Ки следующим образом:

сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

Например:

фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

Экономические показатели работы библиотеки

Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы


Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

Путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

Путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):



Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год
(Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):


Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П):


Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Показатели времени


Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

  • со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
  • со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
  • со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
  • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. - М., 1973. - 70 с.

8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой - М., 1985. - 192 с.

10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М., 1985.-302 с.

11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14. Суслова И.М. Библиотечная статистика - современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. - М.,1996. - 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. -74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. - № 2. - С. 14-22.

19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17-20.

Контрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования.

Работу выполняйте в следующей последовательности.

1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов.

2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отрасле­вой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количе­ство книг по данной отрасли, количество названий, литература ка­ких лет издания преимущественно представлена в фонде.

Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда).

Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Коли­чество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читате­лей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики - абсолют­ный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Ха­рактеристика единого комплекса показателей: обращаемость, чи­таемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектова­ны хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их исполь­зования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору.



3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда.

а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда?

б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам?

д) другие предложения.

Условные обозначения и формулы:

Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х. ... – фонды отраслевых отделов.

А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х. ... – выдача отраслевых отделов фонда.

Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста.

Ф = К х А; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К;

О = Фнов – Фвыб / Ф х100%;

Ар = У1 – У о; (У о – начальный уровень, У1 – текущий уровень)

Тр = У1 / У 0 х 100%;

Тпр = Ар / У 0 х 100%;

Кук = Фопл / Ф х100% ; (коэффициент укомплектованности)

Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования)

Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)

Основная

1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790

2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond - dok.html

3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»).

4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии).

Дополнительная

5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72.

6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89.

8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак.

ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225.

Тематика курсовых работ:

1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е.

таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек.

В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы

библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки.

В последние годы актуализируется проблема библиотечного

обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов.

В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на

современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области.

В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и

сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ.

В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ.

Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы.

Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:

  1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

4. Сохранность библиотечного фонда.

5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

9. Сохранность библиотечного фонда.

10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

Требования к выпускной квалификационной работе :

Полное и правильное раскрытие темы;

Теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме;

Умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет;

Освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования;

Проведение и обобщение результатов конкретного исследования;

библиотек;

Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.);

Презентация работы.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Анализ состава книжного фонда, аудиовизуальных материалов и электронных изданий по различным отраслям знаний в специализированных детских библиотеках МБУ «ЦБС Елабужского муниципального района»

по итогам 2013 года

Цель : Всесторонне изучить состав, движение и использование книжного фонда детских библиотек города Елабуга и проанализировать на соответствие требованиям обслуживания детей-инвалидов.

М етод изучения : математический метод.

1.Общая характеристика библиотеки

Елабуга - город с населением 72,1 тыс. человек, детское население в возрасте от 0 до 14 лет - 14210 человек, от 0 до 17 - 17082 человек.

В состав МБУ «ЦБС Елабужского муниципального района» входят две специализированные детские библиотеки: Центральная детская библиотека детская библиотека-филиал №3.

Детские библиотеки Елабуги выполняют социальный муниципальный заказ, предоставляя своим пользователям информационные ресурсы и сопровождая их в мире книг и информации. Сегодня библиотеки для детей - неотъемлемый компонент социокультурной инфраструктуры местного сообщества. Она осуществляет актуальную миссию по предоставлению информации, необходимой для успешного существования в обществе, где роль знаний, образованности, информированности постоянно растет.

Основные показатели по итогам 20013 года:

наименование

книжный фонд

читатели

посещения

книговыдача

Центральная детская библиотека

Детская библиотека, филиал №3

В зоне обслуживания центральной детской библиотеки находятся: 5 детских садов, 4 средние общеобразовательные школы, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

В зоне обслуживания детской библиотеки-филиала №3 находятся: 10 детских садов, 8 средних общеобразовательных школ, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

Охват библиотечным обслуживанием детей до 14 лет в городе составляет 64,9%.

Сегодня детские библиотеки имеют автоматизированные рабочие места, могут использовать в своей работе не только фонды, но и компьютеры, копиры, мультимедиа проекторы, ресурсы Интернет, электронную почту.

2. Изучение объема библиотечного фонда детских библиотек.

Основным ресурсом любой библиотеки является ее фонд. Библиотечный фонд определяет содержание, полноту, качество удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей - читателей библиотеки.

Количественный и видовой состав фонда:

Всего

Книжный фонд

Аудиовизуальные материалы и электронные издания

Периодич. изданий

Видовой состав фонда достаточно однороден. В основном это печатные издания на русском и татарском языках. Доля аудиовизуальных материалов и электронных изданий составляет всего-59 экз. Количество электронных изданий зависит от степени компьютеризации библиотеки, в настоящее время, когда библиотеки компьютеризированы, следует стремиться к значительному увеличению этого вида документов в общей структуре фонда.

Периодические издания, выписываемые библиотеками, стали ставить на индивидуальный учет с 2010 годы и списывать через 5 лет.

Состав фонда по отраслям (%)

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Языковый состав фонда:

На рус.яз.

На тат.яз

Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в детской библиотеке определяется по следующей формуле.

Фб = К x Н,

Фб - фонд библиотеки;

К - книгообеспеченность на душу населения (по нормативу, установленному Модельным стандартом деятельности общедоступной муниципальной библиотеки - в городах - от 5 до 9 экз. на одного жителя);

Н - численность детского населения

Рассчитаем минимальный объем фонда в детских библиотеках г. Елабуга:

7 х 14210= 99470 экз.

Это меньше имеющегося библиотечного фонда на 12 803 экз.

3. Движение фонда.

Важный показатель комплектования и обслуживания - количество новых поступлений. Оно должно определяться из расчета 250 книг на 1000 жителей или в зависимости от числа книговыдач за предыдущий период по формуле, рекомендуемой сотрудниками РНБ, в качестве «норматива» здесь выступает величина 0,038 W, где W- размер годовой книговыдачи (п.7.1. «Руководство для детских библиотек России») Для наших библиотек по данному «нормативу» это -5900 книг ежегодно.

Количество поступлений

Всего

Книг

Аудиовизуальные материалы

Электронные издания

Периодич. изданий

2012 2012

Пытаясь заполнить пробелы в комплектовании, детские библиотеки делают ставку на активное использование периодических изданий. Они составляют в среднем 40% новых поступлений.

60 наименований периодических изданий получали детские библиотеки в 2012 году, 73 наименования в 2013 году. Для инвалидов в 2013 году было получено 32 экз. журналов (5 комплектов). Это журналы для слепых и слабовидящих «Наша жизнь» и «Школьный вестник» с укрупненным шрифтом и по Брайлю.

Количество поступлений по отраслям (всего и % к общему поступлению)(через косую черту-периодика)

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Всего в т.ч. периодика

всего в т.ч. периодика

Количество поступлений на языках

На рус.яз.

На тат.яз.

Выбытие из фонда

Обновляемость фонда (О):

О=Фнов-Фвыб/Ф*100%

Надежность фонда может быть обеспечена только в том случае, когда имеется стойкая тенденция к преобладанию объема ввода изданий над объемом вывода. Ведь сокращение новых поступлений не может способствовать удовлетворению читательских потребностей. По рекомендации ИФЛА, фонд общедоступной библиотеки должен обновляться в течение 10 лет и в нем должны присутствовать 10% книг, изданных за последние 2 года, 30-40% книг, изданных за последние 5 лет. Таким образом, желательно, чтобы в фонд ежегодно попадало не менее 5% изданий текущего года.

В детские библиотеки Елабуги в 2013 году поступило (даже с учетом периодики) всего 1,9 % изданий; в 2012 году- 1,7 %; всего 1,8% изданий поступило за последние 2 года.

Обновляемость фондов детских библиотек нулевая. Ухудшаются не только количественные, но качественные показатели книжного фонда, т.к. на протяжении нескольких лет фонд не обновляется.

Обновление фонда - это один из важнейших показателей качественной оценки деятельности библиотеки, процесс его формирования путем приобретения новых документов и исключения ветхих, утративших читательский спрос. Коэффициент обновляемости - важнейший показатель качества комплектования фондов и обслуживания пользователей - должен составлять 3% от объема фонда библиотеки.

4. Анализ использования фонда детских библиотек

Количество читателей

всего

Книговыдача

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Книговыдача измеряется в экземплярах, выданных пользователям изданий. Сведения о ней содержатся в документах учета обслуживания пользователей (читательские формуляры, дневник работы библиотеки и др.).

Динамика роста фонда, книговыдачи и числа читателей в2012-2013 гг.

Для анализа динамики библиотечного фонда, книговыдачи и числа читателей рассчитывались темпы роста этих показателей

Темп роста вычисляется по формуле:

Тр= Значение показателя за последующий год

Значение показателя за предыдущий год

Трф= 86667 = 1,01 (темп роста величины документного фонда)

Тра = _9220 = 1,004 (темп роста числа читателей)

Трв = _155499 = 1 (темп роста книговыдачи)

Трв<Тра = Трф

(1 < 1,004 = 1,01)

Такое соотношение темпов роста показателей свидетельствует, что рост фонда соответствует росту читателей. Темпы роста книговыдачи соответствует темпам роста фонда и читателей.

Обращаемость фонда (Об)

Об=Ч/К;Об=В/Ф

1 , 8

Обращаемость показывает интенсивность использования БФ. Нормативные границы показателя обращаемости документного фонда - от 1,3 до 2,5.

Обращаемость фонда детских библиотек больше нижней границы норматива, но все же, недостаточна. В фонде есть литература, которая не используется читателями. Возможно это устаревшая по содержанию отраслевая литература или ветхая детская литература.

Детские библиотеки города испытывают острый дефицит новой, современной художественной литературы для подростков жанра фэнтези, приключенческая литература, фантастика и др.

Не надо думать, что современные подростки не читают книги, отдавая предпочтение компьютеру,телевизору и прочим электронным развлечениям. На самом деле это далеко не так. Большая часть подростков все же любят книги.

Читаемость фонда (Ч):

Ч=В/А

Читаемость (Ч) определяется как количество экземпляров документов, прочитанных одним читателем за определенный период времени. Читаемость ниже средней говорит о том, что фонд в целом не удовлетворяет потребностей читателей, хотя это явление может быть вызвано и другими причинами, определить которые можно путем анализа статистической отчетности.

Средний показатель читаемости книжного фонда равен 22,1.

Средняя читаемость в детских библиотеках 17, читаемость низкая. Но это общероссийская тенденция. Наши дети стали читать меньше. Отчасти это связано с развитием мультимедийных технологий и упрощением доступа к информации. Решение этой проблемы лежит в плоскости создания электронных библиотек, электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и облегчения доступа к ним. А также особое значение в привлечении читателей к фондам библиотек играет формирование их информационной культуры.

Книгообеспеченность (К)

К=Ф/А

Средний показатель книгообеспеченности по детским библиотекам города составил 9,4. В России принят нормативный минимум книгообеспеченности на одного пользователя библиотеки - 12 экз./чел.


о недостаточном ассортименте книг для читателей.

5. Анализ показателей структуры

Коэффициент укомплектованности (Кук)

Кук=Фопл/Ф*100%

ис-во,спорт

Коэффициент использования отраслевых разделов фонда (Кисп)

Кисп=Вопл/В*100%

ис-во,спорт

Коэффициент соответствия (Кс):

Кс=Кисп/Кук

Вывод об использовании отдела

Активно используется

Сверхактивно используется

Сверхактивно используется

Ис-во,спорт

Пассивно используется

Пассивно используется

Активно используется

Активно используется

Исходя из данной таблицы можно сделать выводы об интенсивности использования фондов отраслевых отделов. Активно используемыми отделами считаются те, Кс которые колеблется от 0,8 до 1,3, пассивно используемыми — при Кс ниже 0,8 сверхактивными — Кс которых выше 1,3. В итоге даются рекомендаций для совершенствования комплектования.

Причины образования пассивной части фонда: литература ветхая и устаревшая по содержанию в отраслевых отделах фонда мало спрашивается читателями в детских библиотеках, литература на 80% устаревшая по содержанию, 80-90-х гг издания.

Отраслевой профиль фондов детских библиотек не скоординирован. Наполнение отраслевых отделов оставляет желать лучшего. С одной стороны такая ситуация связана с книгоиздательской политикой, а с другой зависит от качества комплектования и финансовых средств. В результате дети-читатели не знакомы с новыми полноценными изданиями для детей.

5. Обобщение полученных данных

Статистические данные позволяют определить основные показатели библиотечной деятельности читального зала ЦБ за 2010г.

Показатель

Детские библиотеки

Норматив

Книгообеспеченность

1 пользователя (экз.)

Читаемость библиотечного фонда

Обращаемость библиотечного фонда

Для анализа динамики библиотечного фонда, книговыдачи и числа пользователей рассчитывается темп роста: а) фонда; б) книговыдачи; в) читателей.

На 01.01.2014 г. образуется соответствующий динамический ряд:

Динамика показывает соотношение темпов роста показателей и свидетельствует, что рост фонда соответствует росту читателей. Темпы роста книговыдачи соответствует темпам роста фонда и читателей.

Темпы роста основных показателей низкие, это требует принятия управленческих решений по формированию имиджа библиотеки, усиление работы по продвижению книги путем проведения мероприятий вне стен библиотеки, улучшение как индивидуальной, так и массовой работы с читателями, привлечение удаленного пользователя, совершенствование информационной работы и т. д.

Современный читатель стал пользователем. Для него Сеть - глобальное информационное поле - является первоочередной отправной точкой поиска информации и знаний. Все чаще информация черпается в виртуальной среде, т. е. вне библиотечного пространства.

Объективной причиной снижения числа пользователей является также уменьшение детского населения, а также недостаточное финансирование.

На приобретение книг и периодических изданий было использовано:

124 071 р.57 коп.

176 907 р. 45 коп

А это -18-19 рублей на 1 читателя-ребенка.

Недостаток бюджетных средств сказывается на материально-технической базе, проблемах сохранности библиотечного фонда, повышении профессиональной подготовки и переподготовки библиотечных кадров (этого требует и компьютеризация библиотек).

Фонды детских библиотек пополняются из разных источников:

  1. дары от читателей;
  2. покупка изданий на вырученные средства от платных услуг;
  3. приобретение на средства, выделенные из местного бюджета;
  4. приобретения на федеральные и республиканские средства;
  5. подписка;
  6. перераспределение внутри ЦБС;
  7. книги, принятые взамен утерянных;
  8. привлечение спонсорских средств.

    6. Выводы по анализу

  • Постоянно растущие цены на книжную продукцию, подписку на периодические издания, библиотечную технику сильно тормозят пополнение фонда детских библиотек. Необходимо увеличение государственных ассигнований для пополнения фонда. Требуется увеличение средств внебюджетного финансирования. Расширение круга спонсоров, благотворительная помощь, развитие сотрудничества с книготорговыми организациями. Необходимы затраты на новое электронное оборудование для полноценного и оперативного удовлетворения читательских запросов.
  • Тем не менее, библиотеки продолжают оставаться востребованными. Услугами библиотек пользуется каждый второй ребенок
  • Библиотечные фонды детских библиотек города составляют 86667 экз., что ниже норматива на 14, 8 %. Для библиотеки расположенной в городе, этот объем фонда недостаточен.
  • Низкая книгообеспеченность в детских библиотеках свидетельствует
  • о недостаточном ассортименте книг для читателей
  • Наибольший процент фонда это издания 10-20-летней давности, многие из них потеряли актуальность, устарели по содержанию. Практикой установлено, что книги и др. источники информации (имеется ввиду познавательная литература) теряют актуальность через 2-5 лет.
  • Количество поступлений новой литературы в 4 раза ниже, чем рекомендовано нормативом.
  • В связи с незначительными поступлениями новой литературы в фонд динамика роста фонда незначительная. Обновляемость фонда нулевая. Это приводит к его качественному и количественному ухудшению, возрастает количество отказов.
  • В фондах отсутствует литература для такой категории пользователей как слепые и слабовидящие дети. Два журнала вряд ли спасут ситуацию.
  • Данная ситуация с комплектованием книжного фонда приводит к оттоку читателей из библиотеки и особенно жителей с ограничениями по зрению.
  • Читаемость ниже средней (17) говорит о том, что фонд в целом не удовлетворяет потребностей читателей.
  • Отраслевой профиль фондов детских библиотек не скоординирован. Наполнение отраслевых отделов оставляет желать лучшего. В результате читатели не знакомы с новыми полноценными изданиями для детей.
  • Оправдано стремление детских библиотек заполнить пробелы в комплектовании периодическими изданиями. Они составляют в среднем 40% новых поступлений.
  1. Книжные фонды детских библиотек необходимо докомплектовать познавательной литературой для детей разного возраста, а также справочной литературой. Но не следует приобретать новые однотипные издания, если есть аналогичные более поздних лет, создавая так называемую скрытую дублетность.
  2. Фонд необходимо докомплектовать электронными изданиями и аудиовизуальными материалами в помощь обслуживаю незрячих пользователей, а также «говорящими» книгами и флеш-картами для незрячих читателей.
  3. Необходимо увеличить комплектование библиотек новыми современными художественными изданиями для подростков жанра фэнтези, приключенческая литература, фантастика и др.
  4. Списать устаревшую, не пользующуюся спросом литературу. Искусственное сдерживание вывода из фонда изданий, переставших пользоваться спросом, приводит к увеличению пассивной части фонда, к падению эффективности использования фонда.
  5. Непрофильные издания необходимо передать в обменно-резервный фонд ЦБС для перераспределения в другие библиотеки-филиалы.
  6. Пересмотреть подписку на периодические издания и дополнительно выписать детские познавательные журналы по технике и естествознанию, и дополнительно выписать журнал или газету для слепых и слабовидящих пользователей.
  7. Особое значение в привлечении читателей к фондам библиотек играет формирование их информационной культуры, поэтому необходимо усилить работу по пропаганде ББЗ и по продвижению книг путем проведения мероприятий
  8. Провести более углубленный анализа фонда, используя дополнительные индикаторы:

    1. Удовлетворенность пользователей. Общая удовлетворенность или удовлетворенность отдельными услугами. Метод измерения - опрос.

    2.Оперативность комплектования. Период времени между датой публикации документа и поступления в библиотеку.

    3.Оперативность обработки книг. Период времени между датой поступления книги в библиотеку и расстановкой на полке.

    4.Доступность. Доля материалов, с которыми пользователь может работать непосредственно в библиотеке или которые может получить на дом.

    5.Поиск по названию. Соотношение названий, которые ищет пользователь, с названиями, занесенными в каталог.

    Таким образом, всестороннее изучение книжного фонда детских библиотек математическим мето-дом помогло в изучении его использования, в выявлении ошибок в комплектовании, в получении информации о качестве фонда, в принятии управленческих решений по самым разным аспектам.

    Зав. информационно-библиографическим отделом: В. Мухсинова

Изучение состава и использования библиотечного фонда Целью изучения состава и использования библиотечного фонда, проводимого во всех структурных подразделениях библиотечной системы, является выявления малоиспользуемой и неиспользуемой литературы, решения вопросов докомплектования и усиления популяризации изданий. Работа по изучению состава книжного фонда проводится всеми библиотеками-филиалами ЦБС регулярно. Итоги изучения и мероприятия по реализации этих итогов включаются в оперативный план комплектования единого фонда. Перед изучением состава и использования книжного фонда проводится подготовительная работа, включающая в себя: 1) проверку правильности заполнения учетной документации, материалов об отказах; 2) проверку правильности расстановки книжного фонда; 3) подготовку таблиц анализа фонда; 4) подбор библиографических пособий и составление списков литературы для выявления пробелов в фонде; 5) инструктаж библиотечных работников (ознакомление с методическими рекомендациями и календарным планом выполнения работ); Статистический анализ состава и использования фонда проводится ежегодно всеми филиалами и по ЦБС в целом. Оценка состава фонда и его использования проводится по следующим основным показателям: 1) величина фонда и его состав по отраслям; 2) величина и состав поступления и выбытия литературы; 3) книгообеспеченность читателей; 4) выдача изданий из фонда подразделения и полученных из единого фонда во временное пользование; 5) неудовлетворенный спрос читателей (отказы). Данные исследования заносятся в таблицы «Статистический анализ фонда» и «Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний» (см. Приложение 1, Приложение 2). Учетные документы и статистический отчет дают сведения о том, сколько изданий состояло на начало и конец года, поступило и выбыло в течение года, об отраслевом составе фонда. Определяется процентное отношение величины каждого отраслевого отдела ко всему фонду. Результаты статистического анализа все филиалы библиотечной системы в установленные сроки представляют в ОК и О центральной библиотеки. На основе сравнительного анализа оценивает эффективность распределения литературы между подразделениями ЦБС; выявляет филиалы с низкой книгообеспеченностью, читаемостью, обращаемостью, недостаточной (избыточной) величиной отраслевых отделов. Мероприятия по устранению выявленных недостатков включаются в оперативный (годовой) план комплектования единого фонда ЦБС. Выявление необходимых изданий, отсутствующих в ЦБС, проводят все работники отделов обслуживания. Сведения об отсутствующих в фонде изданиях выписываются на карточки и передаются в ОК и О, который принимает меры по восполнению выявленных пробелов. Подразделения ЦБС регулярно осуществляют сплошной просмотр находящихся на полках изданий одного отдела с целью выявления мало или совершенно не используемых читателями книг, а также экземпляров, нуждающихся в ремонте и реставрации. Анализ проводится по отметкам на книжных формулярах по схеме, показанной в приложении № 3. Устанавливаются причины активного или слабого использования конкретного издания: «непрофильные» книги; не соответствующие запросам и интересам читателей данного филиала ЦБС; приобретенные в излишнем количестве экземпляров; устаревшие, утратившие научную и познавательную ценность; неудовлетворительно полиграфически исполненные; ветхие; плохо пропагандируемые. Аналитический метод дает возможность в определенной мере выяснить эффективность комплектования и использования фонда, но принимая во внимание трудоемкость он применяется в библиотеках ограниченно. Таблица «Изучение использования отдельных книг», применяемая в аналитическом методе, приведена в приложении № 4. Качественный состав фонда можно изучить также с помощью социологических методов: анкетирование, интервью, экспертной оценки, а также контент-анализа. Позитивным в этих методах есть то, что они дают возможность выявить отношение читателей к фонду библиотеки, их оценку комплектования библиотеки. Некоторые социологические методы дают возможность изучить непосредственно фонд (контент-анализ, экспертные оценки), другие - соответствие книжного фонда запросам читателей. Среди этих методов привлекает внимание контент-анализ, который дает возможность одновременно изучать состав фонда и его использование. Технология его проведения предусматривает несколько последовательных действий. Необходимо определить содержание анализа. На основе выводов статистического анализа и плана библиотеки следует определить отдел, который будет изучаться, и темы, которые раскрывают его содержание. Таблицы, заполняемые по данным исследования приведены в приложениях №№5-8. Литература, не потерявшая научной и художественной ценности, но ставшая ненужной или непрофильной для данной библиотеки, а также издания, накопленные в излишней экземплярности, перераспределяются между подразделениями системы или передаются в ЦБ. Литература, не представляющая интереса для читателей ЦБС, передается в обменный фонд ОК и О, библиотеки других ведомств или списывается в установленном порядке. Ветхие издания ремонтируются на месте или передаются в переплетные мастерские. Принимаются меры по активной пропаганде среди читателей незаслуженно забытых изданий. Приложение 1 % экз. % экз. % экз. % экз. % Худож. экз. % Составляло на начало года Поступило на протяжении года Выбыло на протяжении года Составляет на конец года Выдано за год Обращаемость Книгообеспеченность Читаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Ин. экз. Лит.вед. Крымтат % Техн. Рус. экз. Ест. По языкам Укр. ОПЛ Брошюр Всего По видам книг Книжный фонд По отраслям Иск, С/х спорт Краеведение Статистический анализ фонда * филиала №_______ за 20____г. Приложение 2 Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний * филиала № _______ за 20_____год Всего ОПЛ Ест.науч. Техн. С/х Иск., спорт Лит.вед. Худож. лит-ра Укр. Рус. Ин. Книговыдач Книжный фонд Обращаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Крым.тат. Краевед. Приложение 3 Схема написания анализа изучения книжного фонда 1. Определить отдел книжного фонда или тему анализа. 2. Определить цель данного анализа. 3. Определить методы изучения фонда. 4. Составить таблицу(ы). 5. Проанализировать. 6. Сделать выводы. 7. Наметить план работы по результатам анализа. Приложение 4 Изучение использования отдельных книг № п.п. Шифр Автор, название Год издания К-во экз. Сколько раз выдавалась Устаревшая Причины Непро- Многофильная экз. Недостаток экз. Примечание Приложение 5 Анализ книгообеспеченности книжного фонда библиотеки-филиала № ________ учебная техниучикум лище Отдел Название отдела 32.97 32.973 Вычислительная техника ЭВМ и устройства 175 16 35 - 64 7 - 17 2 12 3 16 3 11 1 20 - 191 35 71 - 19 15 19 12 20 Итого: научнопопулярная производственная для специадля листов рабочих Всего книг по каталогу справочная ВУЗ ср.школа Приложение 6 Анализ интенсивности использования книжного фонда __3_ отдела подотдела 32.97 «Вычислительная техника» Год издания Всего книг До 1995г. 1995-2005 2006-2010 7 70 5 Ни разу не выдавалась 12 - Всего 82 12 (14,6%) 1 - 3 р. До 5 р. До 10 р. Свыше 10 р. 1 17 - 5 18 1 4 - 1 19 4 18 (22%) 24 (29,3%) 4 (4,9%) 24 (29,3%) № п.п. Название отдела и тем больше 10 раз 6 - 10 раз 3 - 5 раз По языкам 1 - 2 раза ни разу не выдавались просмотрено на полках крымскотатарский Типы изданий украинский русский справочные учебные научнопопулярные научные официальные Всего по каталогу Приложение 7 Изучение отдела книжного фонда методом контент-анализа Использование Приложение 8 Анализ причин образования неиспользуемой части книжного фонда подотдела _______ «___________________________________» Всего просмотрено книг По причинам Малоиспользуемые непрофильные дублетные устаревшие незаслуженно забытые

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "электронный документ" в рамках библиотечного дела. Классификация электронных документов, их место в сфере библиотечного фонда. Цели и задачи создания фонда на электронных носителях. Критерии отбора электронных документов в фонд библиотеки.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Понятие сохранности и защиты библиотечного фонда. Группы факторов, влияющий на физическое состояние документа. Санитарно-гигиенический, температурно-влажностный и световой режимы хранения библиотечного фонда. Стабилизация и реставрация документов.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Основные понятия и определения дизайна. Главные средства дизайна библиотеки. Оборудование и оснащение библиотек. Дизайн функциональных зон библиотеки. Характеристика библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Безопасность фонда в технологических процессах его формирования. Принцип обязательного документационного оформления и сопровождения каждого технологического процесса. Ресурсы библиотеки, открытые свободному доступу. Проблемы обеспечения авторского права.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Изучение основных принципов комплектования библиотечного фонда - наиболее общих требований к отбору печатных изданий в фонд библиотеки. Особенности его видов: текущее, ретроспективное, рекомплектование. Дифференцированный учёт документов. Формы учёта.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: характер, содержание, организационно-правовые формы, штатное расписание, структура. Документный фонд библиотеки: специфика, нормативы комплектования и рекомплектования, обеспечение сохранности.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011