Постановка и автоматизация звука рь. Занятие «Автоматизация звука Рь Мягкое рь

Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук рь обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука р . Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.

Если поставить звук по подражанию не удалось, посмотрите рекомендации .

Произносить слоги со звуком рь.

Звук рь произносится раскатисто.

арь - орь - урь
арь - орь - ырь
ёрь - ырь - ирь
юрь - урь - ерь
ря - ре - рё
рю - ря - ри

Произносить слова.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.

Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.

Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.

Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.

Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.

Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения.

У Бори фонарик.
Варя режет редиску.
У Ларисы отец - токарь.
Ваня потерял букварь.
Эта дверь скрипит.
Римма варит варенье.
Мама принесет грецикие орехи.
У Риты варежки дырявые.
За рядом ряд идет отряд.
На берегу реки пристань.
На реке ныряют и загорают ребята.
Во дворе ребята играют в прятки.
Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемиуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты.

Загадки.
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)

Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед - только задом наперед.
(Рак)

***
Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

Небылицы.
Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.
(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Произносить слоги со звуком рь
Звук рь произносится раскатисто
арь - орь - урь
арь - орь - ырь
ёрь - ырь - ирь
юрь - урь - ерь
ря - ре - рё
рю - ря - ри

Произносить слова
Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
Рис, горит, дарить, говорить, перниа, турис, пузыри, сухари, пескари, фонари.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
Речь, репа, орехб рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.
Прямо, зря, пряжа, грудяка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения
У Бори фонарик.
Варя режет редску.
У Ларисы отец - токарь.
Ваня потерял букварь.
Эта дверь скрипит.
Римма варит варенье.
Мама принесет грецикие орехи.
У Риты варежки дырявые.
За рядом ряд идет отряд.
На берегу реки пристань.
На реке ныряют и загорают ребята.
Во дворе ребята играют в прятки.
Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемиуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты

Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

Кормушка для птиц
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Спой «песенку моторчика». Произнеси звук Ръ на одном

выдохе: рь-рь-рь...

Повтори прямые слоги со звуком Ръ.

ри - ре - рё - рю - ря

Повтори обратные слоги со звуком Ръ.

арь - орь - урь - ырь - ирь - ерь - ёрь - юрь - ярь

4. Повтори слоги, где звук Ръ находится между гласными.

ари - аре - арё - арю - аря ори - оре - орё - орю - оря ури - уре - урё- урю - уря ири - ире - ирё - ирю - иря ыри - ыре - ырё - ырю - ыря

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

три - тре - трё - трю - тря кри - кре - крё - крю - кря гри - гре - грё - грю - гря при - пре - прё - прю - пря бри - бре - брё - брю - бря дри - дре - дрё - дрю - дря

Повтори слова, где звук Ръ находится в начале слова.

Ри: Рис, Рим, Рига, Римма; рисовать, ритм.

Ре: Река, репа, ремень, ребёнок, Регина, Ренат, ребята; ре­дис, решетка, ребус, резать, редька, резина, резинка, ремонт, речь, резвый, репейник, редко, рейка.

Рю: рюшка, рюмка, рюкзак.

Ря: ряд, рябь, Ряба, рябина; рябчик, рябой.

Повтори слова, где звук Ръ находится в середине слова.

Ри: парик, перина, Марина, Ирина, варить, мерить, ве­рить, богатыри, токари, фонари, пахари, пекари, ко­марик, фонарик; мандарин, три, трибуна, грим, грива, гриб, гриф, прибой, привет, приёмник, бригада, бри­кет, бритва, брить, двери, буквари, старик, турист, ку­рица, жарить, сухари, пескари, звери, снегири, пузы­ри, Борис, ирис, абрикос, прищепка, скрипка, Гриша, приз, приказ, каприз, пристань, принц.

Ре: дерево, берет, корень, табурет, орех, море, орехи, го-


Автоматизация звука Ръ 31

ретъ, берег; черепаха, варенье, деревня, третий, трепет, требовать, тревога, крем, креп, крепкий, креветка, кремень, гребенка, гренки, греметь, греть, предмет, бревно, дремать, древний, Андрей, огурец, перец, си­рень, борец, треск, трезвон, треска, крепость, крестья­нин, крестик, скрепка, гречка, брести, адрес, древеси­на, встреча, ястреб.

Рь: верьте, перья, серьги, зверьки.

Рё: хорёк; берёза, верёвка, вперёд, Серёжа, серёжки, черё­муха, матрёшка.

Рю: верю, парю, урюк, подарю, говорю, дарю; брюки, трюм, трюмо, крюк, брюква, крючок, жарю, спорю, бирюза, Андрюша.



Ря: наряд, нырять, буря, гиря, Варя, Боря, горят, моря, моряк, говорят, терять, варят, парят; отряд, тряпка, крякать, кряква, кряхтеть, грядка, прятки, пряник, прямо, прятать, упрямый, прясть, прядь, кудрявый, подряд, заря, горячий, зарядка, жарят, тряска, грязь, грязный, Брянск, зря.

Орь: Борька, горький, борьба, зорька.

Урь: хмурьте.

Повтори слова, где звук Ръ находится в конце слова.

Арь: фонарь, токарь, пахарь, пекарь; сухарь, букварь,

пескарь, январь, декабрь, янтарь.

Орь: хорь, Игорь; якорь.

Ырь: богатырь; пузырь, пустырь.

Ирь: снегирь, Сибирь, ширь. Ерь: теперь; дверь,

Тверь, зверь.

Ябрь-абрь: ноябрь, октябрь, декабрь; сентябрь.

Повтори словосочетания.

прямой коридор горькая редька маринованные грибы

варёные креветки редкий гребень деревянная табуретка

крепкий орешек кудрявая берёза серебряная серёжка

варёный рис рябая курица старинная крепость



Автоматизация звука Рь 33

речная пристань резвый зверёк абрикосовое варенье

грязные брюки кривой крючок капризный ребёнок

жареные пескари горячие гренки нарядная матрёшка

сиреневый берет речной берег бирюзовые серьги

горький перец скрипучая дверь резиновая черепаха

старинный рецепт берёзовое бревно коричневая верёвка

вредная привычка утренняя зарядка прекрасный принц

Повтори предложения.

Три слова. Рита варит рис. Пряха прядёт пряжу. У Анд­рея ирисы. Марина ест орехи. Хорёк - дикий зверёк. Пескарь - речная рыбка.

Четыре слова. Ребята бегут по бревну. Во дворе натянута верёвка. На Варе новые брюки. Кудрявый поварёнок варит варенье. У Риммы сиреневый берет. Рита дарит Борису фонарик. Сережа и Гриша - товарищи. Рябчик и ястреб - птицы. У Гриши ручной хорёк. У рябчика перья рябенькие.

Пять слов. Ирина сварит суп из курицы. Андрей и Ма­рина едят пряники. Варя варит варенье из абрико­сов. Сережа и Игорь рисуют снегирей. В доме Бориса скрипучие двери. На Гришином шарике сидят кома­рики. Сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние месяцы.

Шесть слов. Декабрь, январь и февраль - зимние месяцы. Поварята варят варенье по старинному рецепту. На бе­регу реки стоит старинная крепость. Борис ныряет с берега в речку. Во дворе растут берёзы и рябины. На берегу реки растёт кудрявая берёза. На речном берегу туристы жарят пескарей.

Семь слов. У Марины - мандарины, а у Вари - пряники. Ирина и Рита идут на утреннюю зарядку. По речному берегу идут туристы с рюкзаками.

Восемь слов. У Ирины в рюкзаке редиска, перец и редька.

Повтори пословицы и поговорки.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж. Всему своё время.


Быстрый, резвый зверёк По деревьям скок-поскок. (Белка)

Не зверь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

На берегу сидит,

«Кря - кря» кричит. (Утка)

Режем мы и вырезаем, Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Он может два часа подряд Все время пятится назад. (Рак)

Я в деревне на дворе Просыпаюсь на заре. «Ку-ка-ре-ку», - я кричу, Разбудить ребят хочу. (Петух)

Когда за грибами Ты в рощу идешь, Ее непременно С собою берёшь. (Корзина)

Повтори стихи.

В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. С. Маршак

Вот так репка, Да сидит крепко. Сестрица-матрёшка, Помоги немножко. Скороговорка


Древесину ест едок -сто зубов в один рядок. (Пила)

Стоит Антошка

На четырёх ножках. (Стол)

Утка в воде,

А хвост на горе. (Ковш)

Щука в море,

А хвост- на заборе.

(Ковш)

На шесте дворец, Во дворе певец. (Скворец)

Из железа тучка,

А у тучки - ручка

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдёт на грядки.

(Лейка)

Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)

В декабре, в декабре Все деревья в серебре. С. Маршак

Открываем календарь -Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. С. Маршак


34 Автоматизация сонорных звуков


Приходите в гости Как на утренней на зорьке

Утка, утка, дикий гусь! Два Петра и три Федорки

В гости вас не дозовусь. Соревнуются с Егоркой

Непременно приходите, Говорить скороговорки.
Да и миску приносите.

Что найдется - поедите, Мы с сестрёнкою вдвоём

Где придется - посидите. Утром чай горячий пьём.
Венгерская песенка

14. Послушай рассказ. Назови слова со звуком Ръ. Пере­
скажи рассказ.

Сережа наоборот

Л. Успенская, М. Успенский У Серёжи Рябина все наоборот. Ребята едят - Серёжа иг­рает в игры. Ребята готовят уроки - Серёжа рисует. Ребята строят дом - Серёжа прыгает.

Ребята, давайте Серёже подарим стихи Агнии Барто
«Наоборот», - говорит Рита.

Открывает Сережа книгу и видит строчки, подчеркнутые сиреневым карандашом:

Все кладут сначала в рот бутерброд,

а потом пьют компот,

он всегда наоборот.

Он сначала пьет компот,

за компотом бутерброд

Ой, да это про меня, - думает Сережа.

Повтори скороговорки.

У редьки и репки корень крепкий.

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Яше снятся якоря. Снятся яхты и моря.

Три дерева, три тетерева, На каждом дереве По одному тетереву.

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для постановки этих звуков.

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.
При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

8. «Грибок».



9. «Гармошка».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)


10. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11. «Вкусное варенье».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)

12. «Болтушка индюк».

(См. упражнения для постановки звуков Л, ЛЬ)

13. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

14. «Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

16. «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука РЬ в словах, словосочетаниях, чистоговорках»

(подготовительная группа).

Учитель-логопед: Зайченко Евгения Вячеславовна

ГБОУ «Школа 609», д.о. кор.330А

Цель: Автоматизировать произношение звука [Р"].

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
. закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедо
м, самостоятельном произношении в словах, словосочетаниях, чистоговорках;
. обучение правильному грамматическому оформлению словосочетаний «существительное и прилагательное», «числительное и существительное»;
Коррекционно-развивающие:
. развитие фонематического слуха; речевого дыхания; зрительной, слуховой памяти и внимания;
. развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук;
. развитие дикции и интонационной выразительности;
Коррекционно-воспитательные:
. формирование положительной мотивации на занятии;

воспитание навыков речевого общения, умения слушать инструкцию;

воспитание интереса к природе, животным;

Оборудование: плоскостное изображение черепахи, игрушечная черепаха и черепашата, песок, пластмассовые яйца с картинками (слова со звуком рь), дидактическая игра «Звуковые ходунки — звук рь», картинки со звуком рь, книга «Найди акулу в океане», деревянные палочки, дидактические материалы для закрепления произношения звука рь, наклейки, зеркало, жетоны.

Ход занятия:

Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

Логопед предлагает ребенку угадать загадку, чтобы узнать - кто придет в гости на занятие:

Идет спокойно, не спеша -

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит… (черепаха)

Познакомься, это черепаха Рита (фигурка черепахи), мы будем с ней играть. И к концу занятия узнаем, какой у Риты самый любимый звук. Ты знаешь, как называется прочная рубашка у черепах? - панцирь; для чего он нужен? - чтобы защищать ее от врагов.

2. Дыхательная гимнастика.

Логопед предлагает помочь черепашке ползти — нужно сдувать нарисованную черепаху (длинная плавная воздушная струя, щеки не надуваем)

3.Артикуляционная гимнастика. ( Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений)

Конфета — Черепашке дадим мы конфету,

Пусть спасибо нам скажет за это.

Маляр — Покрасим черепашке дом,

Красиво очень будет в нем.

Лошадка — Черепаха лошадке сказала -

«Как же ты далеко убежала...»

Автоматизация звука РЬ в словах, развитие фонематического восприятия -

игра «Черепашьи яйца»

Рита рассказала мне, что черепахи откладывают яйца в теплый песок и через некоторое время появляются маленькие черепашки. Но наша знакомая не может найти свои яйца в песке, помоги ей. Ребенок руками ищет пластмассовые яйца в емкости с песком.

Логопед — Смотри черепашки нарисовали на скорлупках от яиц какие-то рисунки, рассмотри и назови их. (на половинках яиц нарисованы рисунки со звуком РЬ, ребенок называет картинки, четко проговаривая звук РЬ (репа, матрешка, перец, ремень, редиска, кресло, гриб, дворец, рельсы, дверь, гири, фонарь). Какой звук есть во всех этих словах? - РЬ)

5. Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Логопед — ты правильно назвал все рисунки и черепашата больше тебя не боятся, они тоже пришли к нам в гости (маленькие фигурки черепашат). Давай подарим малышам подарки. Ребенку предлагается дидактическая игра «Звуковые ходунки — звук рь», на ней нужно жетонами закрывать картинки, называя их, а затем придумывать словосочетания, подбирая прилагательное к существительному (например — скрипучая дверь)

6. Физ. Минутка — речь с движением.

Черепаха, черепаха

Носит панцирь, как рубаху. (на корточках, руками изображаем панцирь)

Ничего прочнее нет,

Хоть носи ее сто лет. (руки в замок)

Длинный рог не пробьет, (пальцами у головы показываем рога)

Острый зуб не прогрызет. (пальцами показываем клыки)

И копытом не разбить. (топаем ногой)

Очень в нем удобно жить. (обнимаем себя руками)

7. Выделение автоматизируемого звука. Игра «Черепашьи бега».

А ты знаешь, что черепахи могут прожить больше ста лет? Вот почему черепаха Рита такая умная. За свою долгую жизнь, она узнает много интересного и играет в разные игры, которые учат быть внимательным. Сейчас она хочет поиграть с нами в игру «Черепашьи бега».

На полу разложены картинки, ребенок должен поднять только те, в которых есть звук РЬ.

Зрительная гимнастика, согласование числительного и существительного в словосочетании.

Логопед:

А сейчас черепашки хотят поиграть с тобой и проверить, какие внимательные у тебя глаза.

Ребенку предлагается книга «Найди акулу в океане». На рисунке множество морских черепах, ребенок должен сосредоточиться и найти те картинки, которые описывает логопед (например- черепашонок, который ползет в другую сторону т.д.)

Логопед — покажи мне, пожалуйста, 10 черепашек, которые тебе понравились больше всего - ребенок считает черепашек до десяти (одна черепашка и т.д.).

9. Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

Логопед:

Давай позовем малышей заниматься вместе с нами, покажем им - какие интересные задания мы выполняем, но сначала черепаха Рита хочет нам рассказать про себя и всех черепах небольшое стихотворение:

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Ты знаешь, что панцирь черепахи растет вместе с ней? А состоит он из костяных пластин.

Логопед разучивает чистоговорку с ребенком, контролируя четкое произношение звука [р’].

10. Развитие мелкой моторики. Игра «Конструктор» Конструирование из палочек изображения черепахи.

Нашей гостье очень понравилось, как ты сегодня занимался, но ей уже пора с нами прощаться, а чтобы ты о ней не забыл, Рита решила оставить тебе на память свое изображение из палочек. Попробуй его повторить.

11.Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание.

Какой звук ты сегодня произносил чаще всего? Теперь ты знаешь, какой звук Рита любит больше других. Нужно стараться всегда произносить его правильно.

Что было трудным для тебя?

Какое задание запомнилось больше всего?

Рита оставила тебе небольшое домашнее задание — загадочную картинку, рассмотри ее дома и назови рисунки, которые на ней найдешь.

Ну и, конечно, черепашата тоже оставили тебе подарок — наклейку. Можешь выбрать любую.