Листья мягкий знак разделительный. Разделительные твердый и мягкий знак (ъ, ь)

Состав слова. Правописание

Написание слов с разделительным мягким знаком (ь)

Жилье, белье, воронье, веселье, варенье, раздолье, гостья, обезьяна, кушанье, ученье, певунья, шалунья, семья, ружье, платье, листья, гроздья, соловьи, перья, сучья, прутья, муравьи, хлопья, деревья, крылья, воробьи, колосья, братья, стулья, волчьи, заячьи, птичьи, лисьи, пьют, льют.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

1. Работники отдыхают под тенью старого дуба. 2. Здоровье человека – его главное богатство. 3. Свинья ищет желуди под дубом. 4. Борись с грязью и пылью. 5. На ветру сохнет белье.

6. Мороз расписал окно белыми перьями. 7. В углу стоит старое ружье. 8. Шалунья обезьянка прыгает по веткам. 9. Попугай чистит перья.

1. Третью неделю очень холодно. 2. Сорочьи стаи кружат над парком. 3. Мальчик бьет в барабан. 4. Осенью льют дожди. 5. На летнем лугу раздолье. 6. Тело собаки покрыто густой шерстью. 7. От реки тянет

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать слова с разделительным мягким знаком (ь).

ПОСЛОВИЦЫ

І. Тяжело в ученье – легко в бою. 2. Счастье не в воздухе вьется, а руками достается. 3. Красна птица перьями, а человек ученьем. 4. Отольются волку овечьи слезы. 5. Всякий кузнец своего счастья.

ЧТО ЕДЯТ ЗВЕРИ

У каждого животного есть любимые кушанья. Верблюд питается верблюжьей колючкой. Возле лисьей норы можно увидеть перья птички. Волк тоже хищник. Волчьи следы всегда приведут к другому животному. Медвежье лакомство – сладкие коренья. Любит мишка и медку из улья попробовать. Любимая заячья еда – морковка. А мой пес Демьян любит полакомиться костью. 52 слова.

2. Выписать сначала слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом слова, в которых мягкий знак (ь) указывает на мягкость предыдущего согласного.

УЧИСЬ ТРУДИТЬСЯ

В каждое дело нужно вложить большой труд. Ничего не делается по щучьему веленью, по твоему хотенью. Помнишь сказку про Емелю? Привыкай с детства трудиться. Помогай старшим.

Не ленись учиться. И ты всего в жизни добьешься. Терпенье и труд все перетрут!

ЛЕТОМ В САДУ

Ветви фруктовых деревьев гнутся от тяжести спелых плодов. Пришла пора варить варенье. Надо спешить. Воробьиные и сорочьи стаи тоже хотят полакомиться сладкой вишенкой. С раннего утра слышно хлопанье их крыльев. А то вдруг набежит ненастье. Польет дождик, поплывут в ручьи ягодки малины и смородины. Скоро все соберутся у мамы на кухне. Будем пробовать варенье. Вот будет веселье!

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

Вот и пришло лето. Через окно деревенского домика видно зеленое раздолье. По дороге рядом с лошадью черной тенью бежит жеребенок. Дорога покрыта пылью. Белой кистью небесный художник раскидал по небу перья облаков. Скоро польет дождик. Он оденет траву и деревья в изумрудное платье. Напьются воды луговые травы. Встанет над степью радуга. А высоко в небе будут носиться по небу птичьи стаи.

НОВОСЕЛЬЕ

Мой лучший друг – Сережа. Наши родители тоже дружат. Мы часто ходим друг к другу в гости. Семья Сережи получила новое жилье. И Сережа будет учиться в другой школе. С грустью я думаю об этом. Но мы все равно будем встречаться. Сережа пригласил нас на новоселье. Наши семьи опять соберутся в воскресенье.

Мой любимый завтрак – кукурузные хлопья. Они очень полезны для здоровья. Их можно очень быстро приготовить. Я налью в них молока и добавлю фруктов и меда. А можно положить и варенье. И не надо звать на помощь маму. Она сейчас пьет чай. Я теперь сам готовлю себе завтрак. Приготовлю тарелочку и для сестры. Она тоже любит хлопья.




Схожі записи:

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА § 62. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 375. I. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. В какой части текста она выражена?...

    Урок 12. ТИПЫ ТЕКСТОВ Учимся различать типы текстов и их особенности 67. Прочитай отрывок из стихотворения. Каким настроением он проникнут? Осень тихо плачет за окошком,...

    Урок 35 Буква ъ Учимся правильно произносить и писать слова с ъ 249. Почитай вслед за учителем стихотворение-шутку. Правильно выговаривай звуки в выделенных словах. Мягкий...

    Урок 18 Сочетания же, ше, це Учимся правильно произносить и писать слова с буквосочетаниями же, ше, це 132. Прочитай пословицу вслед за учителем. Сравни произношение...

    Урок 40. ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Учимся пересказывать текст с дополнительным творческим заданием 242. Прочитай и выучи скороговорку. Постарайся как можно быстрее ее проговорить....

    4 класс Части речи Имя прилагательное Творительный падеж имен прилагательных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Над ночным городом,...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1 1. Из чего состоит текст? На какие части делится текст? Что такое предложение? С какой буквы пишется первое...

    Урок 16. ИЗЛОЖЕНИЕ Совершенствуем умение писать изложение 94. Прочитай стихотворение. О чем оно? Чтоб составить пересказ, Есть один совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    4. ТЕКСТ ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА АБЗАЦЫ 11 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Я иду по родному городу. Как же я люблю Москву! Мне даже...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    4 класс Части речи Имя существительное Именительный и винительный падежи имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже....

    Урок 51 Устный пересказ текста Учимся устно подробно пересказывать текст 359. Прочитай. О чем это стихотворение? Мы гостям хорошим рады, Всем есть место за столом!...

    Урок 19 Сочетания жи, ши Учимся произносить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши 138. Прочитай русские и украинские пословицы. О чем они? 1. Век...

    СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ е, е, ю, я 30 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Стол имелся в каждой русской избе....

    4 класс Части речи Имя числительное ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать сочетания числительных с существительными. ГЛУПЫЕ БРАТЬЯ Жили были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати...

    МОРФОЛОГИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ §59 Заметка в газете (рассуждение о поступках людей) 470 Прочитайте теоретический материал о заметке. В чем состоит особенность этого жанра?...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Расскажи по схеме, что ты знаешь о строении текста. 2. Что такое абзац? Что такое предложение? Из...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ УЧИМСЯ ДОБРОТЕ ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ 14 1. Прочитай тексты-диалоги1. Какие вопросы в них задаются?...

    5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему 37. Прочитайте, объясните данный пример. Вы уже знаете, что в тексте...

    55. Сложное предложение (продолжение). Читаем молча: составляем вопросы к тексту. Говорим: составляем высказывание по опорным словам 439. Прочитайте текст. Расскажите, какие русские игрушки известны с...

    4 класс Части речи Имя существительное Предложный падеж имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Подчеркнуть предлоги. На каникулах, об отдыхе, в...

    ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОКИ 28 – 30 ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ 152 Прочитай. Книга, утка, рама, кошка, мышка [и] [у]... Урок 58. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Узнаем о художественной литературе кик хранительнице моральных (нравственных1) ценностей 372. Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы? 1....

    68. Читаем выразительно, анализируем звучание стихотворения. Читаем: делим текст на части по содержанию 524. Прочитайте текст, выполните задание. Для того чтобы по-настоящему понимать стихи, чтобы...

Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , передающими сочетания [j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий ;

б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб, ад, диз, ин, интер, кон, об, суб , которые в языке источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух, трёх, четырёх , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [j ] с гласными, пишется разделительный ь .

Примеры: ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

1. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Запишите их.

Пью, лью, шью, семья, кольцо, копьё, пьёт, льёт, платье, альбом, пальто, сошью.

2. Слова для комментирования, орфографического разбора.

Платье, вьюга, здоровье, оладьи, вьёт, осенью, веселье, жильё, житьё, ночью, поверхностью, сыновья, гостья, воробьи, стулья, перья, ручьи, листья, друзья, прутья, деревья, козьи, рыбьи, волчьи, собачьи, ульи, цепью, медвежьи, медалью, сталью, заячьи, рожью, вороньи, беличьи, дичью, клочья, шьёт, ладонью, бьёт, листьями, изгородью, Марья, Татьяна, Наталья, Дарья, Ульяна, попрыгунья, серьёзный, пьеса, крылья, хлопья, раздолье, колья, муравьи, соловьи, бадья, счастье, стулья, шалунья, колосья, варенье, уменье, чириканье, сучья, хохотунья, копья, вьюн, ненастье, братья, ателье.

3. В каких словах пропущен разделительный мягкий знак? Выпиши эти слова.

а) пис…мо, гус…, лист…я, бабоч…ка;

б) кол…цо, друз…я, кон…, дач…ник;

в) прос…ба, степ…, руж…ё, колеч…ко;

г) кон…ки, олен…, булоч…ка, варен…е;

д) апрел…, рел…сы, кис…ти, крыл…я;

е) счаст…е, кисел…, пол…за, зон…тик;

ё) пал…ма, олад…и, медал…, пес…ня;

ж) л…дина, вес…ти, ател…е, мебел…;

з) дрож…, ден…ги, с…ёмка, мурав…и;

и) пен…ки, рож…, пер…я, об…ехал;

й) в…юга, в…ехал, кон…ки, мыш…;

к) пал…цы, молодёж…, бел…ё, об…явил.

4. Запиши слова. Подчеркни гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Деревья, бьёт, ночью, сыновья, Илья, здоровье, волчьи, стулья, воробьи, платье.

5. Из данных имён выпиши имена с разделительным мягким знаком, расположи их в алфавитном порядке.

Андрей, Ольга, Софья. Игорь, Марья, Борис, Дарья, Оксана, Татьяна, Ульяна, Света.

6. Запиши слова во множественном числе.

перо - … стул - …

дерево - … брат - …

лист - … друг - …

7. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Льёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака с радостью встречает Илью. Илья и Дружок – друзья.

8. Запиши слова. Цифрой обозначь количество звуков и букв.

Колосья, пью, жильё, вьюга, платье, шью.

9. Из данных слов выпиши слова с разделительным мягким знаком

один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Бульдозер, половодье, хлопья, крыльцо, коренья, льют, школьница, Ольга, счастье, соловьи, Наталья, ельник.

10. Прочитай. Запиши слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса.

Радость, крылья, братья, семья, льдина, даль, варенье, январь, здоровье, волчьи, вьётся, тюльпан, обувь, сосулька.

11. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Раздели для переноса.

Раздол…е, чирикан…е, попрыгун…я, медал…ю, коп…ё, обез…яна, бездел…е, рыб…и, руч…и, осен…ю, чут…ё.

12. Допиши подходящие по смыслу слова.

Маленькое дело лучше большого … .

Февраль силён метелью, а март - … .

13. Подчеркни одной чертой мягкий знак разделительный, двумя – мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница. Льёт, жильё, коньки, счастье, птичьи следы, крыльцо, Илья, вьют, Кузьма, Дарья, сильный, пальцы, уменье, копьё, хлопья.

14. Измените, данные слова так, чтобы появилась необходимость писать разделительный мягкий знак.

Ручей, друг, ночь, белка, птица, лист, осень, ель, лил, кровать.

15. Прочитай. Измени слова по образцу. Напиши.

Образец: следы волка – волчьи следы.

Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука.

16. Прочитай. Ответь на вопросы, используя слова с разделительным мягким знаком.

Когда загораются звёзды? (ночью)

Чем заставили комнату? (мебелью)

Как заливается соловей? (трелью)

Русский язык считается одним из богатейших в мире, а для его изучения в полном объеме понадобится не один год знакомства с теорией, постоянно подкрепляемой практическими упражнениями. Программа школьного курса построена таким образом, чтобы дети знакомились со всеми разделами языка поэтапно, начиная с самых простых тем. Сначала малышей учат составлять слоги и слова, после - производить звуковой анализ слов. Именно здесь и происходит первое знакомство с функцией мягкого знака, и на этом этапе дети узнают лишь о том, что мягкий знак смягчает согласные звуки.

Разделительный мягкий знак в русском языке

Вот несколько примеров, в которых этот знак употребляется для мягкого произношения отдельных согласных: лень, Мальвина, бальзам . Как видно, мягкий знак для смягчения согласных звуков может употребляться как в середине слова, так и в конце. По мере изучения русского языка детскому вниманию предоставляют следующую тему - разделительный мягкий знак. 2 класс школьной программы предусматривает знакомство с новой, более сложной функцией мягкого знака. Но практика показывает, что эта тема усваивается далеко не всеми. И именно тем, кто по каким-либо причинам упустил данный раздел школьного курса, и понадобится данная статья.

Этапы изучения материала

Как правило, педагоги для более легкого восприятия изучение данной темы разделяют на несколько этапов:


Значение разделительного мягкого знака

Как уже говорилось, слова с разделительным мягким знаком отличаются от тех, где он употребляется лишь для смягчения согласных звуков. В первом случае написание этого знака просто необходимо для правильности звучания слова. В таких случаях мягкий знак показывает, что гласный и согласный звук не должны сливаться, а произноситься раздельно. Например: солови - соловьи, солю - солью, песа - пьеса . А во втором случае наличие мягкого знака может полностью изменить лексическое значение. Например: мел - мель, кон - конь.

Написание слов с разделительным мягким знаком

При написании слова с разделительным мягким знаком могут возникнуть следующие ошибки:


Звуковой анализ слов с мягким знаком

При изучении данной темы так же, как и в первом классе, все слова раскладывают на звуки, чтобы ребенок мог понять их конструкцию. Для примера разбора возьмем слово «семья» . Используя лишь обозначение звуков, его можно записать так: с`эм`й`а . Далее производят анализ каждой буквы в отдельности, указывая ее принадлежность к гласным или согласным звукам, мягкость, парность, тип (глухой или звонкий звук), для гласных также обязательно обозначить ударность. При таком разборе разделительный мягкий знак записывают символом мягкости возле согласного звука и буквой «й».

Слова с мягким знаком для звукового анализа

Для того чтобы лучше запомнить, как проводить звуковой анализ слов с разделительным мягким знаком, нужно немного поупражняться. Для этого следует разобрать хотя бы 10 слов с разделительным мягким знаком. Такое практическое задание поможет надолго закрепить эту тему в памяти. Для разбора можно взять следующие слова: колье, вьюга, кальян, веселье, барьер, варенье, чутье, друзья, вязанье, соловьи.

Как переносить слова с разделительным мягким знаком?

Достаточно часто у детей перенос слов с разделительным мягким знаком вызывает трудности. Однако в этом нет ничего сложного, главное - правильно разделить слово на слоги. При этом следует помнить, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы. Стоит также отметить, что нельзя отделять от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Немаловажно уяснить и тот факт, что перенос бывает прямой (согласный + гласный) и обратный (гласный + согласный). Примеры переноса слов: вью-га, обезь-яна, хло-пья, пе-рья, со-ло-вьи, во-ро-бьи, ко-лье, каль-ян - это правильный перенос слов с разделительным мягким знаком. Ни в коем случае нельзя отделять мягкий знак от согласной и присоединять его к гласной букве, ровно так же, как нельзя отделять одну гласную от слова. Перенос должен осуществляться только после того, как слово разбито на слоги.

Как закрепить материал?

Для того чтобы закрепить знания, полученные при изучении темы о разделительном мягком знаке, нужно особое внимание уделить практическим занятиям. В первую очередь необходимо научиться определять, какую именно функцию выполняет мягкий знак в каждом отдельно взятом слове. Далее следует сделать звуковой разбор нескольких слов, чтобы в памяти четко закрепилось произношение слогов с разделительным мягким знаком. Только после этого можно приступать к разбору слов по слогам и написанию под диктовку.

Упражнения для закрепления

Теория всегда должна подкрепляться практическими заданиями. Именно упражнения позволяют наиболее глубоко вникнуть в тему, что ведет к наилучшему усвоению материала. Не исключение и тема «Слова с разделительным мягким знаком». Примеры упражнений:

  1. В наборе слов - моль, ткань, листья, гостья, боль, колье - следует определить, в каких словах мягкий знак употребляется для мягкости согласного звука, а в каких он является разделительным.
  2. Необходимо записать транскрипции ко всем приведенным выше словам. Они должны выглядеть так: [мол’], [ткан’], [л‘ист’й’а], [гост’й’а], [бол’], [кол’й’э].
  3. Запишите группу слов с разделительным мягким знаком под диктовку.

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Уточнить представление второклассников о разных ролях мягкого знака в русском языке.
  • Учить детей различать мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме и разделительный мягкий знак.
  • Развивать фонематический слух учащихся, упражнять их в выполнении фонетического разбора слов.
  • Развивать орфографическую зоркость, вырабатывать навык грамотного письма.
  • Расширять активный словарный запас учащихся.
  • Развивать связную речь учащихся, память, логическое мышление.
  • Вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
  • Учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, языковое чутьё.

Оборудование:

  • (У учеников ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), тетрадь, 2 рабочих листа (индивидуальный и для работы в парах).
  • (У учителя ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), доска, экран, проектор и компьютер (для демонстрации презентации).

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок ).

Внимание, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,

Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?

Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.

Какие правила мы будем выполнять во время работы на уроке? (Не выкрикиваем, не перебиваем друг друга, мы слышим друг друга, учимся работать сообща. )

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (повторение изученного материал, формулирование темы урока ).

1) Орфографическая минутка (с элементами какографии). У детей на столах листки бумаги с "записями из тетрадки Кузи". <Приложение>.

Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?
Он в тетради написал: "Корондаш, портфел, пинал,
Ручьки и тетратки у меня в порядке".
Быстро Кузе помогайте да ошибки исправляйте!
В чём причина их, скажите, правила нам назовите!

(Дети объясняют правописание слов, в которых допущены ошибки. )

В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вы знаете о букве мягкий знак? (Дети рассказывают. )

2) Постановка темы и задач урока.

Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

Демонстрация слайдов на экране. <ПРЕЗЕНТАЦИЯ>.

СЛАЙД 1. (Переключается по щелчку мыши ).

На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Какова тема нашего урока? Чему будем учиться? (Сегодня на уроке поговорим о разных ролях этой буквы в русском языке, научимся различать их в словах и правильно употреблять в письменной речи.)

3. ПОВТОРЕНИЕ. Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.

Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши

)

Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами ).

СЛАЙД 4. (схема)

Он очень вежлив, мягкий знак, не любит споров он и драк.

Чтоб никого не огорчить, он всё старается смягчить.

Всё ли правильно в этом стихотворении с точки зрения грамматики? (Ь ничего не смягчает, он обозначает мягкость согласного звука на письме. )

4. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Ь - РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ.

Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи. )

Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. (В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й"] ).

СЛАЙД 7. (схема)

Физк.ультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок, получается снежок.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

1) Лексическая работа.

Кто внимательно слушал текст физкультминутки и сможет назвать нам слово, в котором надо писать мягкий знак - показатель мягкости согласных и слово с разделительным мягким знаком? Почему в этих словах надо писать мягкий знак?

Вы сейчас были лёгкими нежными снежинками. А как называется явление природы, когда ветер поднимает снег, крутит его и несёт в сторону? Назовите слова, близкие по значению (синонимы) слову метель (снежная буря, вьюга.) Объясните значение слов. В каком из них надо писать букву Ь? Какая это буква? Почему?

Подберите родственные слова к слову ВЬЮГА.

Выполните фонетический разбор слова ВЬЮГА.

- "Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится", - говорится в пословице. И действительно, каждое образное выражение имеет свою историю, которая нередко уходит в глубокую древность. Узнавая происхождение таких выражений, мы знакомимся с интересными фактами из жизни нашего народа. Кто из вас знает, что означает выражение (на доске) БИТЬ БАКЛУШИ? (Бездельничать. ) Откуда появилось такое выражение? (Оказывается, первоначально оно обозначало "раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.п., т.е. выполнять очень несложную работу". ) Составьте предложение с этим фразеологическим оборотом. (Выслушать ответы детей, выбрать лучшее.) Запишите его в тетрадях. Какое оно по цели высказывания и по интонации?

Какую роль выполняет мягкий знак в слове БИТЬ? Почему? Измените форму слова так, чтобы мягкий знак стал разделительным. Что для этого надо сделать? (Надо добавить гласную букву е, ё, ю, и или я между согласной и мягким знаком. Получаем слова БЬЮ, БЬЁМ, БЬЁШЬ. )

2) Упражнение в распознавании роли мягкого знака.

Измените форму слов (ПРУТ, СТУЛ, КОМ, КРЫЛО, ЛИСТ). Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему? Чего больше в этих словах - звуков или букв? Почему?

Работа в парах (на рабочих листах). <Приложение>.

Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши ).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши ).

Разгадайте кроссворд. Впишите в клеточки буквы. Все слова пишутся с мягким знаком.

Ь 1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети вместе.

4. Животное, умеющее ловко лазать по деревьям.

5. Ягоды, сваренные в сиропе.

Ь
Ь
Ь
Ь

(Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.)

Проверьте (по щелчку мыши ). Объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему?

Физк.ультминутка.

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз, тронет руки, тронет нос,
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

3) Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 185 стр. 137 учебника. С последующей фронтальной проверкой. (В каких случаях написали букву мягкий знак и почему, какой это мягкий знак?)

Упр. 186 стр. 138. С последующей фронтальной проверкой. (Прочитайте слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных и с разделительным мягким знаком. Как различить в словах эти знаки?)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр. 187 стр. 139, правило стр. 139. По желанию - подготовить загадку, в отгадке которой надо писать разделительный мягкий знак.

7. ИТОГ УРОКА (Рефлексия. )

С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

Какие задания показались трудными?

Что вы получили от этого урока?

За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

У вас на рабочих листах есть личики-смайлики. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)

Вы молодцы, я благодарю вас за работу.