Святой мартин исповедник в чем помогает. Страдание во святых отца нашего мартина исповедника, папы римского

27 апреля (14 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 3-й (святых жен-мироносиц) седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. На трапезе благословляется рыба . Сегодня совершается память множества христианских святых, сем из которых известны по именам, а также празднование в честь двух почитаемых православных святынь. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Мартин Исповедник, Папа Римский . Один из самых почитаемых в Православном мире Первосвятителей Западной Церкви того периода, когда Ветхий Рим еще не отделился от Вселенской Церкви, но напротив, последовательно отстаивал чистоту Истинной веры. Одним из таковых столпов Православия на Западе был Святитель Мартин, занимавший Римский престол в середине VII столетия 649-655 годах от Рождества Христова).

В эти времена Рим Новый - Константинополь - был поражен ересью монофелитства (умалявшего Вочеловечение Христа, но не отрицавшего Его Человеческую природу - подобно монофизитству, а утверждавшего, что у Христа была лишь одна воля - Божественная, не признавая, подобно Православию, Человеческой воли Спасителя). Дошло до того, что и Ромейский царь (Византийский император) Констанс и Константинопольский Патриарх Павел II были приверженцами монофелитства. При них был создан еретический "Образец веры" ("Типос"), который вероотступники пытались навязать Папе Римскому и всей Западной Церкви. Вот, как это описывается в Житии Святителя Мартина:

Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп…"

Несмотря на это чудо, явно свидетельствовавшее о правоте Святителя Мартина, через несколько лет император вновь потребовал доставить Римского Первосвятителя в Константинополь, сопровождая приказ ложными обвинениями в адрес Папы, будто тот вступил в сговор с сарацинами, хулит Пресвятую Богородицу, а Папский престол занял в нарушение церковных канонов:

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил Святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился Святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти". После такого суда Святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили..."

Когда еретичествующий Константинопольский Патриарх Павел узнал о страданиях Папы Мартина, он на время раскаялся и уговорил императора не казнить Святителя. Однако последний до последнего отказывался примириться с Патриархом, пока тот не оставит ересь, говоря: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". В итоге Папу Мартина сослали в Херсонес Таврический (на территорию нынешнего Крыма), где он вскоре отошел ко Господу в 655 году от Рождества Христова.

Храм святителя Мартина Исповедника в Москве. Фото: www.globallookpress.com

Впоследствии мощи Святителя были перенесены во вновь ставшим православным Константинополь (после того, как монофелитская ересь была осуждена на V Вселенском соборе 680 года от Рождества Христова), а затем - в Рим. Одним из важнейших символов почитания Святителя Мартина Исповедника в Русской Церкви является то, что один из самых величественных храмов центра Москвы, находящийся в Таганском районе столицы, посвящен именно этому великому святому.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий . Святые страдальцы Литовской Руси XIV столетия , принявшие мученические венцы в период правления отступившего от христианства князя-язычника Ольгерда в 1347 году от Рождества Христова. Символично, что эти святые не скрывали своего исповедания христианства, согласно церковным правилам, соблюдая посты и отказавшись от бритья бород.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Ардалион . Святой страдалец, погибший за твердое исповедание христианской веры при императоре-язычнике Максимиане Галерии, царствовавшем в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Несмотря на далекое от христианства актерское занятие ("лицедейство"), святой Ардалион сподобился от Господа мученического венца. Вот как это описывает Житие святого страдальца:

Однажды в цирке он играл роль христианина. Актер, по замыслу автора, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем согласиться отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа.

Правитель города пытался представить дело так, что святой Ардалион продолжает играть роль, и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но святой Ардалион продолжал исповедовать свою веру во Христа. Тогда правитель приказал бросить мученика на раскаленную сковороду. Так святой Ардалион удостоился мученического венца".

1000 Персидских мучеников и Азат скопец . Мученик Азат был придворным евнухом, особо приближенным к персидскому царю Сапору. Вместе с тысячью других христианских мучеников он был казнен за твердое исповедание Истинной веры в 344 году от Рождества Христова.

Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер . Православный священнослужитель, исповеднически пострадавший в годы советских богоборческих гонений, но умерший своей смертью в 1941 году от Рождества Христова. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Виленская и Виленская Остробрамская иконы Божией Матери . Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, чтимые в Русской Церкви православные святыни, явленные в разные годы на территории Литовской Руси.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в честь этих угодников Божиих, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Христос Воскресе!

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский , был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641-668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении. В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями († 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Иконописный подлинник

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) святитель Мартин был избран на престол.

В то время в Церкви очень распространилась ересь монофелитов. Монофелиты признавали в Господе нашем Иисусе Христе единую волю и единое хотение. Эта ересь произросросла из ранее существовавшей ереси Евтихия, утверждавшего существование во Христе Иисусе только одного естества вопреки православному учению, исповедывающему в воплотившемся Господе нашем Иисусе Христе два естества и две воли, два хотения и действа; у каждого естества своя воля, свое хотение и свое действо в едином Лице Христовом: Господь Иисус Христос не может быть разделяем на два лица, но познается в двух лицах без их смешения.

Продолжались бесчисленные споры монофелитов и православных. Приверженцами ереси монофелитов были и Император Констанс, и Константинопольский Патриарх Павел II. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году.

Но блаженный Мартин отверг ее, говоря: «Если бы даже весь мир принял это противное православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от Евангельского и Апостольского учения и святоотеческого предания».

Чтобы развенчать ересь Святой Папа Мартин созвал в Риме Поместный Собор из 150 поместных епископов, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Это не возымело успеха. Патриарх Павел не послушался блаженного Мартина. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.

Святителем Мартином были предъявлены оправдания. Военачальник Феодор не стал его слушать, а ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море, где Святитель Мартин, терпя лишения, провел практически целый год. Затем ослабевшего Святителя доставили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Преподобный испытывал двойное страдание: он страдал телом от болезни, тяжелых уз и ударов влекущих его мучителей и в то же время страдал душою, от обнажения и бесчестных насмешек перенося стыд и сердечную боль.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению",и просил прекратить мучения св. Мартина. Император опять послал к святителю в темницу людей для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены силой духа Святителя и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Свя-ти-тель Мар-тин Ис-по-вед-ник, па-па Рим-ский, был уро-жен-цем Тос-кан-ской об-ла-сти в Ита-лии. Он по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние и по-сту-пил в клир Рим-ской Церк-ви. По-сле смер-ти па-пы Фе-о-до-ра I (642-649) пре-сви-тер Мар-тин был из-бран на пре-стол.

В то вре-мя мир Церк-ви был на-ру-шен ере-сью мо-но-фе-ли-тов, по-лу-чив-шей ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние.

Бес-ко-неч-ные спо-ры мо-но-фе-ли-тов с пра-во-слав-ны-ми про-ис-хо-ди-ли во всех сло-ях на-се-ле-ния. Им-пе-ра-тор Кон-станс (641-668) и Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх Па-вел II (641-654) так-же бы-ли при-вер-жен-ца-ми ере-си мо-но-фе-ли-тов. Им-пе-ра-тор Кон-станс из-дал ере-ти-че-ский "Об-ра-зец ве-ры" (Ти-пос), обя-за-тель-ный для все-го на-се-ле-ния. В нем за-пре-ща-лись вся-кие даль-ней-шие спо-ры.

Этот ере-ти-че-ский "Об-ра-зец ве-ры" был по-лу-чен в Ри-ме в 649 го-ду. Свя-той па-па Мар-тин, твер-дый по-бор-ник пра-во-сла-вия, со-звал в Ри-ме По-мест-ный Со-бор, ко-то-рый осу-дил мо-но-фе-лит-скую ересь. Свя-ти-тель Мар-тин од-новре-мен-но по-слал Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Пав-лу по-сла-ние с уве-ща-ни-ем вер-нуть-ся к Пра-во-слав-но-му ис-по-ве-да-нию. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор при-ка-зал во-е-на-чаль-ни-ку Олим-пию до-ста-вить свя-ти-те-ля Мар-ти-на на суд. Но Олим-пий, при-быв в Рим, по-бо-ял-ся ду-хо-вен-ства и на-ро-да, со-шед-ше-го-ся на Со-бор, и по-до-слал во-и-на, чтобы тай-но убить свя-то-го па-пу. Ко-гда убий-ца при-бли-зил-ся к свя-ти-те-лю Мар-ти-ну то неожи-дан-но ослеп. Ис-пу-ган-ный Олим-пий по-спеш-но уехал в Си-ци-лию и вско-ре был убит в сра-же-нии.

В 654 го-ду им-пе-ра-тор по-слал в Рим с преж-ней це-лью дру-го-го во-е-на-чаль-ни-ка, Фе-о-до-ра, ко-то-рый предъ-явил свя-ти-те-лю Мар-ти-ну тяж-кие об-ви-не-ния в тай-ном об-ще-нии с вра-га-ми им-пе-рии - са-ра-ци-на-ми, ху-ле-нии Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы и нека-но-ни-че-ском вступ-ле-нии на пап-ский пре-стол. Несмот-ря на предъ-яв-лен-ные рим-ским ду-хо-вен-ством и ми-ря-на-ми до-ка-за-тель-ства пол-ной невин-но-сти свя-то-го па-пы, во-е-на-чаль-ник Фе-о-дор но-чью с от-ря-дом во-и-нов схва-тил свя-ти-те-ля Мар-ти-на и от-пра-вил его на один из Цик-лад-ских ост-ро-вов (Нак-сос) в Эгей-ском мо-ре. Це-лый год то-мил-ся свя-ти-тель Мар-тин на этом по-чти без-люд-ном ост-ро-ве, тер-пя ли-ше-ния и оскорб-ле-ния от стра-жи. За-тем из-му-чен-но-го ис-по-вед-ни-ка на-пра-ви-ли на суд в Кон-стан-ти-но-поль.

Боль-но-го стар-ца при-нес-ли на но-сил-ках, но судьи гру-бо при-ка-за-ли ему под-нять-ся и от-ве-чать стоя. По-ка шел до-прос, во-и-ны под-дер-жи-ва-ли осла-бев-ше-го от бо-лез-ни свя-ти-те-ля. На су-де вы-сту-пи-ли лже-сви-де-те-ли, окле-ве-тав-шие свя-то-го в из-мен-ни-че-ских свя-зях с са-ра-ци-на-ми. При-страст-ные судьи не ста-ли да-же слу-шать оправ-да-ний свя-ти-те-ля. В глу-бо-кой скор-би он ска-зал: "Гос-по-ду из-вест-но, ка-кое ве-ли-кое бла-го-де-я-ние ока-же-те вы мне, ес-ли ско-ро пре-да-ди-те смер-ти".

По-сле та-ко-го су-да свя-ти-те-ля в разо-дран-ной одеж-де вы-ста-ви-ли на из-де-ва-тель-ство тол-пы, ко-то-рую за-став-ля-ли кри-чать: "Ана-фе-ма па-пе Мар-ти-ну!" Но те, кто знал, что свя-той па-па стра-да-ет невин-но, со сле-за-ми ухо-ди-ли. На-ко-нец, са-кел-ла-рий, по-слан-ный им-пе-ра-то-ром, по-до-шел к во-е-на-чаль-ни-ку и огла-сил при-го-вор - ли-шить па-пу са-на и пре-дать смерт-ной каз-ни. По-лу-на-го-го свя-ти-те-ля за-ко-ва-ли в це-пи и по-во-лок-ли в тем-ни-цу, где за-клю-чи-ли с раз-бой-ни-ка-ми. Они бы-ли бо-лее ми-ло-серд-ны к свя-ти-те-лю, чем ере-ти-ки.

Меж-ду тем им-пе-ра-тор при-шел к уми-рав-ше-му Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Пав-лу и рас-ска-зал ему о су-де над свя-тым Мар-ти-ном. Тот от-вер-нул-ся от им-пе-ра-то-ра и ска-зал: "Го-ре мне! Еще но-вое де-я-ние к мо-е-му осуж-де-нию", - и про-сил пре-кра-тить му-че-ния свя-ти-те-ля Мар-ти-на. Им-пе-ра-тор опять по-слал к свя-ти-те-лю в тем-ни-цу но-та-рия и дру-гих лиц для до-пол-ни-тель-но-го до-про-са. Свя-ти-тель от-ве-чал им: "Ес-ли да-же и раз-дро-бят ме-ня, не бу-ду в об-ще-нии с Кон-стан-ти-но-поль-ской Цер-ко-вью, по-ка она пре-бы-ва-ет в зло-ве-рии". Му-чи-те-ли бы-ли по-ра-же-ны му-же-ством ис-по-вед-ни-ка и за-ме-ни-ли смерт-ную казнь ссыл-кой в от-да-лен-ный Хер-со-нес Та-ври-че-ский.

Там свя-ти-тель и скон-чал-ся, из-ну-рен-ный бо-лез-нью, нуж-дой, го-ло-дом и ли-ше-ни-я-ми († 16 сен-тяб-ря 655). Он был по-гре-бен вне го-ро-да во Влахерн-ской церк-ви во имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Ересь мо-но-фе-ли-тов бы-ла осуж-де-на на VI Все-лен-ском Со-бо-ре в 680 го-ду. Мо-щи свя-то-го ис-по-вед-ни-ка па-пы Мар-ти-на бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль, а по-том в

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Жизнеописание

Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого . Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию , где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом .

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания . Из Мармутье вышло немало епископов , потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов -язычников . О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Церковь в Канде, где почил св. Мартин Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом , главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия , а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы . Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии », мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.

Покровительство

Святой Мартин Турский считается одним из пяти католических покровителей Франции :

  • Святой Ремигий Реймский
  • Святой Мартин Турский

В поп-культуре

  • Образ Святого Мартина имеет большое значние в фильме Пола Верхувена «Плоть и кровь », действие которого происходит в средневековье.